- воспитывать интерес к предмету , аккуратность при письме.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемый результат |
1 | Мотивирование к учебной деятельности | -Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке, как всегда, присутствуют наши герои: Маша и Миша Ивановы. С ними мы и будем работать на уроке. - Сядьте, пожалуйста, на своих местах поудобнее, прислушайтесь к своему дыханию. Наш урок я хочу начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: «Какую мысль хотел выразить автор в этих строках?»: «Все уроки, как люди, и похожи, и разны, Если к ним приглядеться с различных сторон. Есть уроки, как светлый и радостный праздник Есть другие, как страшный, мучительный сон». - Ребята, а когда наши уроки проходят быстро и интересно? - И я хочу вам сегодня пожелать хорошего настроения, удачи! | Здороваются, садятся на свои места. -Когда нам интересно, мы всё понимаем, тогда и урок как праздник! Когда у нас всё получается и, когда мы сами хотим узнавать что-то новое! | Формальная готовность к уроку. Позитивный настрой |
2 | Актуализация знаний | - Ребята, перед вами лежат карточки с пословицей. Прочитайте её. (Слайд 2) - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - А что у нас на уроке будет замочком? - А что ключиком? - А вы хотите сегодня подобрать ключик к замочку? - Хорошо! Тогда, обратите внимание, на ваших карточках есть слова с пропущенными буквами. -Что это за слова? - А в какой части слова пропущена орфограмма? - Что такое суффикс? - Какое значение имеет этот суффикс? - А есть ли ещё, ребята, суффикс похожий по звучанию с таким же значением? | Урок – это замоч…к, к которому нужно подобрать ключ…к. - Урок для нас, как замок, что-то непонятное, неизвестное, а ключ – это знания, которые мы приобретаем. - Тема урока. - Правило, алгоритм. - Да - Замоч…к, ключ..к. -В суффиксе - Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. – --Уменьшительно – ласкательное. - Суффикс –чик. | Умение образовывать новые слова с помощью суффиксов. Умение писать и объяснять правописание суффиксов в слове. Умение выделять суффиксы. |
3 | Выявление места и причины затруднения. | -Вставьте, пожалуйста, пропущенные гласные в суффиксах слов. - Какие буквы вставили? - Ребята, наши мнения разошлись. А почему? Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? - Какова будет цель нашего урока? (открываю на доске карточки с суффиксами -ик-, -ек-, -чик-.) - А зачем нам это надо? - Верно! Молодцы! Сегодня на уроке мы познакомимся с написанием уменьшительно – ласкательных суффиксов в существительных. Будем формировать умение правильно писать гласные И, Е в суффиксах – ик-, -ек-, -чик- | Вставляют. Отвечают. - Потому что мы ещё не всё знаем, мы не изучали такой орфограммы, не знаем, каким правилом пользоваться. - Правильно писать суффиксы –ик-, -ек-, -чик-. - Узнать правило, составить алгоритм для того, чтобы правильно писать суффиксы -Чтобы не допускать ошибок при выборе гласных в суффиксах | Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | - Откройте тетради, запишите число, классная работа -Откройте Обратные словари на –К, на – ТИК. Выпишите два первых слова в столбик. - Теперь найдите слова на –ЧИК. Выпишите первые два слова в столбик. - Найдите слова на – ЕК. Выпишите первые два слова в столбик.(открываю карточки со словами на доске) -Выделите суффиксы у этих существительных. - Сравните суффиксы, что вы заметили? Почему? Можете ответить? - Скажите, в какой форме стоят существительные? - Ребята, подумайте, от чего зависит выбор гласной буквы в суффиксе? Поработайте в малых группах! - Те, кому трудно ответить на мой вопрос, могут воспользоваться подсказкой летучей мыши. (открываю плакат:«Попробуй изменить форму слова») - Послушаем версии групп (отвечает один из группы) - А теперь запишите второй столбик, изменив формы слов. Проверка по образцу. (открываю второй столбик карточек на доске) -Выделите суффиксы у существительных. - Давайте понаблюдаем, что произошло? - А как называется гласный, который убегает? - Что такое беглый гласный? -Какими буквами на письме обозначается беглый гласный? - Хорошо! А теперь попытайтесь назвать тему урока. (слайд 3) -Верно, ребята, молодцы! Вернёмся к нашим существительным, попробуйте сформулировать правило -Скажите, а где мы можем проверить наше предположение? - Давайте откроем учебники и узнаем правы ли мы? - Хорошо! Правило мы сформулировали верно! Для того, чтобы достичь цели что ещё нам нужно сделать? С чего мы начнём выбирать гласную в суффиксе?(открываю первую карточку на доске со словом ОПРЕДЕИТЬ) -Что мы должны делать дальше? (ИЗМЕНИТЬ) - А дальше?(ВЫБРАТЬ) (Слайд 4) – алгоритм | Пятое марта. Классная работа. Бинтик Винтик В одних словах в суффиксе гласная И, а в других – Е. - Нет, не знаем. - В форме И. п., ед. ч Выполняют задание. -Нужно изменить форму слова. Изменить или число, или падеж Бинтик – бинтики Винтик – винтики Зубчик – зубчики Голубчик – голубчики Овражек-овражки Уголёчек-уголёчки По очереди выходят к доске, маркером на моих карточках выделяют - В словах бантик, винтик, зубчик, голубчик при изменении формы И осталась, а в словах овражек, уголёчек при изменении формы Е убежала. -Беглый гласный. - Звук, который при изменении формы слова исчезает. - Буквами О, Е - Беглый гласный звук в уменьшительно- ласкательных суффиксах –ек-, -ик-, -чик- имён существительных - Если при изменении формы слова гласный И остаётся в слове, то в суффиксе пишем гласную И, если звук убегает, то пишем Е. - В учебниках Открывают учебники, читают. – -Составить алгоритм. - С определения части слова. - Изменить форму слова. - Если гласный остался, выбираю И, если гласный беглый, выбираю Е | Новое знание, понятие, правило, способ (алгоритм) деятельности способ использования алгоритма. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). |
5 | Физкультминутка | Я читаю, один ученик у доски, остальные рядом с партами. - Тик-так, тик- так, Кто умеет в доме так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт. А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. А часы идут, идут, Иногда вдруг отстают. А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! их не заведут, То они совсем встают. -Отдохнули! Молодцы! Садитесь на свои места и продолжаем работать | Наклоны вправо, влево Наклон вперёд. Приседания. Вращение туловищем вправо, влево. Ходьба на месте. Замедление темпа ходьбы. Бег на месте . Останавливаются | |
6 | Реализация построенного проекта | А сейчас, ребята, давайте потренируемся в применении нового знания. Выполним № 81 из учебника. Начнём с устного объяснения Вторые два слова дети выходят к доске. - Остальные слова запишите по вариантам. 1 вариант выберет слова, в суффиксе кот. пишется гласная И, 2 вариант слова, в суффиксе кот.пишется гласная Е. Два ученика у доски по вариантам - А теперь, ребята, поменяйтесь тетрадями, проверьте, правильно ваш товарищ выполнил это задание. Оцените работу одноклассника. - Верните тетради! Встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы! - Встаньте те, кто допустил 1-2 ошибки. Почему вы ошиблись? - Тогда давай вернёмся к алгоритму. Повтори, что мы должны делать | Листик – ик- или- ек- Орфограмма в суффиксе. Изменяю форму слова ЛИСТИКИ. И осталась, значит, выбираю гласную И. Орех. –ек- или –ик-. Орфограмма в суффиксе. Изменяю форму слова ОРЕШКИ, Гласный звук убежал, значит, выбираю букву Е. Карман – карманчИк – карманчИки. Бант – бантИк, бантИки. 1 вар.: шкаф – шкафчик – шкафчики или шкафик - шкафики; шарф – шарфик – шарфики; зуб – зубчик – зубчики или зубик – зубики 2 вар.: вьюнок – вьюночек – вьюночка; ящик- ящичек – ящичка; платок – платочек – платочки; горох – горошек – горошки. - Я допустил ошибку, потому что ещё до совсем понял материал. Повторяет алгоритм | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов Сформулировать новое правило Составить алгоритм (Познавательные УУД) |
7 | Включение в систему знаний и повторение. | - Проверим, как вы усвоили материал урока. Выберите задания самостоятельно. (слайд 5) 1 уровень: Вставь пропущенные буквы, соедини пары слов. Сделай вывод, когда в суффиксе слова пишется буква И, а когда - Е. 2 уровень: Вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор письменно: -Проверьте задание, сверив со слайдом. (слайд 6) - Молодцы! Что нового узнали на уроке? -А теперь, ребята, вернёмся к началу нашего урока. Опираясь на полученные на уроке знания, исправьте ошибки в ваших карточках. (слайд 7) | Билетик – билетики Сыночек – сыночки Тортик – тортики Кармашек- кармашки Носоч..к – носочки Зайч..к – зайчики Мост..к – мостики Пирожоч..к –пирожочки Повторяют правило и алгоритм | Умение действовать по алгоритму, правилу. Умение применять алгоритм, правило в самостоятельной деятельности. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Использование нового знания, правила, способа (алгоритма) деятельности в условиях выполнения упражнений. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Р е г у л я т и в н ы е У У Д ) |
8 | Рефлексия учебной деятельности. | Ита к , ребята , наш урок подходит к кон цу . Домашнее задание : 1. уровень - № 82 , 2. уровень – составить рассказ, используя как можно больше слов из № 8 2 . ( слайд 8 ) - Вы очень хорошо работали на уроке. Молодцы! - А сейчас на доске перед вами замочек, а в моей корзинке ключики. - Ребята, если сегодня на уроке вы подобрали ключик и открыли замочки, тогда возьмите ключики и откройте замок (прикрепите к замочку на доске), а если у вас возникли затруднения и ключик подобрать не удалось, тогда повесьте его на крючок. Урок окончен! Спасибо! (слайд №9) | | Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности . Уметь оформлять свои мысли в устной форме ( К о м м у н и к а т и в н ы е У У Д ) . Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки ( Р е г у л я т и в н ы е У У Д ) . Способность самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |