kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок родного языка (русского) на тему: «Красное словцо не ложь», 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока родного русского языка на тему "Красное словцо не ложь" 4 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок родного языка (русского) на тему: «Красное словцо не ложь», 4 класс»

Технологическая карта урока

Предмет: русский родной язык Класс: 4

Тема урока

Место урока по теме (в разделе/главе)

«Красное словцо не ложь»

5 из 16

Тип урока

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Открытие новых знаний

Урок – исследование.

Фрoнтальная, индивидуальная, групповая работа и работа в парах.

Метод постановки проблемы, метод поиска решения, рaбота в паре и группе, работа с учебником, справочной литературой, методы cтимулирования и мотивации.

Цель урока

Задачи урока

Показать иcторию происхождения фразеологических оборотов о животных.

- выяcнить, какую роль играют фразеологизмы в речи;

- узнать, как фразеологизмы пришли в нашу рeчь;

- научить обучающихся находить и использовать фразеологизмы в устной и письменной речи; учить работать со словарями;

- наyчить распознавать фразеoлогическиe обороты.

Предметный результат

Оборудование

Учащиеся научатся объяснять значение и происхождение фразеологизмов со словами, обoзначающими дoмашних животных; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров; соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.

1. О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов и др. «Русский родной язык», 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций.

2. Толковый словарь С. И. Ожегова.

3. Проектор, доска.

4. Раздаточный материал (карточки).

5. Предметные картинки к фразеологическим оборотам.



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Оценивание/формы контроля

1. Мотивирование к учебной деятельности

Приветствует ребят и проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность, создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

- Доброе утро, ребята. Начинаем наш урок. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.

Начинается урок!

Встаньте прямо.

Распрямитесь.

Удивитесь.

Рассердитесь.

Улыбнитесь.

Тихо за парты садитесь.







Ученики приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Выполняют задания приветственного стихотворения.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовать свое рабочее место; настроить себя на продуктивную работу.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника и понимать речь других.

Самооценка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний

Организует повторение знаний и закрепление умений в ходе выполнения пробного учебного действия и фиксирует индивидуальные затруднении.

Организует и координирует работу учащихся по определению темы урока.

- Откройте учебник на с. 32 и прочитайте тему нашего урока сегодня.

- Как вы понимаете смысл её? О чём, по вашему мнению, мы будем с вами сегодня говорить?






- В виде чего записана тема урока?

- А какие пословицы и поговорки про слово вы помните?

- Молодцы. Спасибо.









Открывают учебник на с. 32, читают название темы урока - «Красное словцо не ложь».

Высказывают свои предположения.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о слове. При употреблении слов нужно подбирать правильные слова, нужные, точные, правдивые.

- Тема записана в виде пословицы.

Называют пословицы и поговорки, крылатые слова.


Познавательные УУД:

осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

строить понятные для собеседника высказывания;

отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

осуществлять самоконтроль;

выполнять пробные учебные действия.

Фронтальный опрос, оценочное суждение, коррекция ответов учащихся, взаимоконтроль.

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности

Создает условия для формулирования целей урока, совместно с учащимися формулирует её, создаёт проблемную ситуацию, обеспечивает мотивацию учения.

- А начнём мы знакомство с нашей темой с выполнения упражнения № 1 на с. 32 из учебника. Прочитайте задание к упражнению и текст упражнения.

- Как вы понимаете значение слова «мерило»?


-Давайте подберём однокоренные слова к слову «мерило», чтобы понять, значение данного слова.

- А давайте проверим, верно ли мы транслируем значение данного слова и обратимся к толковому словарю.

- А почему «животные стали мерилом человеческих качеств и поступков»?

- В тексте упражнения записано, что образ животного использовался для характеристики поступков людей и отразилось это в сравнениях, пословицах, поговорках и фразеологизмах. Кто помнит из вас, что такое фразеологизм?

- Чтобы нам продолжить свою работу, необходимо точно вспомнить определение термина «фразеологический оборот».

- На слайде и на карточках, которые есть у вас на столах есть набор слов, которые надо поставить в определённый порядок и у вас появится правильная формулировка определения термина «фразеологический оборот».

- Проверьте, правильно ли у вас получилось? На слайде точная формулировка. (Приложение 1)







Читают задание упражнения, текст упражнения.




Высказывают своё мнение по значению слова «мерило».

- Подбирают однокоренные слова: мерить, мерка, примерка и т.д.


Один ученик, назначенный учителем, ищет значение слова в толковом словаре и читает вслух.

Высказывания детей.



Высказывают свои предположения.











Выполняют КОЗ (Приложение 1).








Проверяют свой результат с модельным ответом.

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, делать выводы;

устанавливать закономерности, строить рассуждения;

выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме;

формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

строить монологическое высказывание;

оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

искать пути решения учебной задачи;

контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

Фронтальный опрос, работа со словарём, наблюдение, взаимопроверка, самопроверка по модельному ответу, исправление ошибок.

4. Первичное закрепление

Создает условия для применения полученных знаний на практике при решении типичных задач.

- Ну а теперь, прочитайте, пожалуйста, текст упражнения № 3 на с. 33.

- Поработайте в парах, обсудите и выполните письменно задание – заполните таблицу, которая находится на с. 34.





- Давайте проверим, что у вас получилось?




- У кого по-другому?


- Каждый фразеологический оборот имеет определённое, только своё значение. И проговаривают их только в определённых ситуациях. А возникли фразеологизмы исторически, у каждого есть своя история происхождения, которые мы совсем не знаем. И у нас сегодня есть небольшая возможность узнать некоторые из них.




Читают задание упражнения № 3 на с. 33. Затем читают текст самого упражнения.

Каждый индивидуально строит таблицу в тетради. Обсуждают в парах между собой выполнение задания упражнения № 3 – заполнение таблицы (найти фразеологический оборот по его значению).

Первая пара выполнившая задание представляет свой ответ. Остальные слушают, сравнивают со своим ответом.

Отвечают те, кто поднял руку.

Слушают учителя.

Познавательные УУД:

выдвигать предположения;

структурировать знания;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные УУД:

высказывать свое мнение;

контролировать действия партнёра;

строить монологическое высказывание;

Регулятивные УУД:

планировать свою совместную деятельность;

определять способы выхода из затруднения;

сохранять учебную задачу и осуществлять контроль.

Работа в парах, взаимоконтроль.

Физминутка

- Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.

Голоден, как … (волк).

Хитёр, как …(лиса).

Труслив, как … (заяц).

Надут, как … (индюк).

Неповоротлив, как … (медведь).

Упрям, как …(осёл).

Здоров, как … (бык).

Колюч, как … (ёж).

5. Самостоятельная работа с самопроверкой

Организует поисковую работу учащихся и самостоятельное выполнение заданий.

- Как появились некоторые устойчивые выражения нам объясняют авторы учебника. Давайте обратимся к упр. № 8 на с. 37

- Ребята, у меня есть несколько историй происхождения фразеологических оборотов про животных и сами обороты. Но они перемешаны. Помогите, пожалуйста, собрать их. Вас шесть групп, у меня есть шесть историй. Найдите правильный фразеологизм по его описанию (Приложение 2).




Самостоятельное чтение текста упражнения № 8 на с. 37 учебника.



Работа в группах (Приложение 2)

Познавательные УУД:

владеть приёмами отбора и систематизации материала;

работать с разными источниками информации.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

умение слушать и слышать других, уметь договариваться, распределять роли в группе.

Регулятивные УУД:

применять алгоритм в самостоятельной деятельности;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Работа в группе, самоконтроль,

взаимопроверка.


6. Включение в систему знаний и повторение

Организует обобщение знаний по теме.

- А теперь я предлагаю вам довольно трудное задание. Я буду показывать вам иллюстрации с фразеологическим оборотом. Попробуйте узнать фразеологизм (Приложение 3).



Смотрят картинки по фразеологическим оборотам и пробуют отгадать фразеологизм (Приложение 3).

Высказывают свои предположения.

Познавательные УУД:

соотносить имеющиеся знания с новым материалом;

работать с информацией в разной форме;

устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

логически мыслить;

учитывать разные мнения и стремиться к координации, уметь договариваться.

Регулятивные УУД:

включать новый способ действий в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий;

планировать своё действие;

осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов.

Оценочное суждение, самооценка своей деятельности, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7. Рефлексия учебной деятельности

Создаёт условия для проведения рефлексии.

- О чём мы сегодня разговаривали на уроке?

- Ребята, у вас на партах лежат круги трех цветов: красный, жёлтый и зелёный. Подумайте и оцените свою работу на уроке.

Если у вас сегодня всё легко получалось, вам было интересно – поднимите кружок зелёного цвета.

Если было очень трудно, и вы до сих пор не разобрались с темой урока, не поняли, что такое фразеологические обороты, и как они возникли – красный кружок.

Если на уроке вроде всё получилось, но есть некоторые сомнения, затруднения – жёлтый кружок.

- Поднимаем кружки. Спасибо. Может кто-то из вас хочет рассказать о своих впечатлениях от урока.



Высказывают свои впечатления от урока.

Поднимают кружок определённого цвета, согласно своим ощущениям.

Познавательные УУД:

систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

строить монологическое высказывание;

оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы.

Регулятивные УУД:

соотносить цели и результаты собственной деятельности;

анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.


Оценка и самооценка работы учащихся на уроке

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

- Домашнее задание – с. 39 упр. № 9. Вставить на место пропусков фразеологизмы, подходящие по смыслу.





Внимательно выслушивают объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике.

Познавательные УУД:

систематизировать материал, полученный на уроке;

уметь выбрать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

уметь задавать вопросы.

Регулятивные УУД:

самостоятельно решать предложенные учебные задачи.

Самоконтроль.

Запись домашнего задания в дневник.



Приложение 1. КОЗ

Стимул:

Задачная формулировка: Прочитай данные слова и расставь их в правильном порядке, чтобы получилась формулировка определения термина «фразеологический оборот».

Источник информации: Свойственное, только, языку, устойчивое, слов, значение, которого, фразеологический оборот, не, определяется, значением, речевой оборот, входящих, в, него, слов, взятых, по, сочетание, данному, отдельности.

Бланк для выполнения задания: Фразеологи́зм, ________________оборот, речевой ____________ — свойственное только __________языку ______________сочетание слов, ____________ которого не ____________значением входящих в_________ слов, __________по отдельности.

Инструмент проверки: Модельный ответ: Фразеологи́зм, фразеологический оборот, речевой оборот — свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности.

Приложение 2. Групповая работа

1 группа –

Самой правдоподобной выглядит версия, опубликованная в 2015 году в журнале "Наука и жизнь". Оказывается, лошадь тут совсем и ни при чём. Выражение связано с процессом изготовления валенок. Чтобы сделать, то есть свалять, валенок, надо сначала получить войлок, свалять шерсть. Полученный из овечьей шерсти войлок - основа будущего валенка. Есть старинное слово "кон", имеющее значение "основа" (вспомните слово "исконный"). Войлок = основа = кон. Если кон не валялся, значит к изготовлению валенка ещё не приступали. Кон превратился в коня, когда старославянское слово стали забывать, а выражение к тому времени уже прочно вошло в язык. Укоряющие кого-нибудь за безделье люди не знали ни про какой "кон", а что такое "конь" знали прекрасно, вот и стали говорить…

Фразеологический оборот – конь не валялся.

Значение - значит, что работа еще не начиналась.

2 группа -

Кстати, по одной из версий, старый конь как раз-таки портит борозду. Поседевший к старости, ставший сивым, покорный и трудолюбивый мерин (кастрированный жеребец) вполне мог скосить, ошибиться, в переносном значении наврать, при прокладке первой борозды. А ещё говорят, что жил да был известный выдумщик барон Сиверс-Меринг, этакий барон Мюнхгаузен Петербурга 19 века. По созвучию с его фамилией и появился сивый мерин, который постоянно врёт. В.М. Мокиенко в книге "Почему мы так говорим? От авося до ятя" пишет, что Меринг – выдумка.

Фразеологический оборот - старый конь борозды не портит.

Значение - означает то, что старый, хоть он уже и не молодой, способен на хорошее выполнение некоего дела благодаря своему опыту.

3 группа -

Раки зимой уходят на дно, там зарываются в ил, забиваются под корягу или залезают в консервную банку. Они спокойно зимуют на дне, никого не тревожат, ничего страшного с точки зрения раков в их зимовье нет. А вот для крестьян, которых барин отправлял зимой за раками, ловля аппетитных членистоногих в ледяной воде была настоящим наказанием. Отправляли ловить раков зимой обычно провинившихся крепостных. Будешь плохо работать, узнаешь…

Фразеологизм – где раки зимуют.

Значение- означает подвергнуть тяжёлым испытаниям в наказание за что-либо.

4 группа -

заяц, прячась от возможной опасности, всегда старается находиться в кустах или зарослях и поменьше шевелиться, чтобы не привлечь к себе внимание. Подметив такое поведение животного, люди посчитали, что заяц труслив, раз прячется по кустам, т.е. перенесли на животное черты, свойственные человеку. Но одного этого мало для возникновения зооморфизмов. Далее произошло еще одно событие: люди стали считать, что трусливый человек похож на зайца.

Фразеологизм - труслив, как заяц

Значение - от или иной человек боится делать пустяковое дело.

5 группа –

Так говорят про человека, о котором мало что известно и который имеет хорошие шансы стать лидером в какой-то области. Выражение часто используется в предвыборной тематике. Происходит этот фразеологизм из конного спорта. Темной лошадкой называли неожиданного победителя скачек.

Фразеологизм – тёмная лошадка.

Значение - это ранее менее известный человек или вещь.

6 группа –

Частенько природа допускает ошибки и промахи, которые современная наука трактует как сбои в генетическом коде или мутации. Именно по этой причине иногда встречаются отдельные особи, чей окрас несвойственен животным данного вида. Самым распространенным примером являются, пожалуй, белые кролики и мыши. Периодически поступает информация, что то тут, то там были замечены белые лисицы, рыбы и даже жабы. Причина этого явления в отсутствии в волосяном и кожном покрове пигмента, отвечающего за окрас. Подобные отклонения назвали специальным термином - альбинизмом. Соответственно, животные, страдающие от данного недуга - альбиносы. И большая редкость - найти ворону-альбиноса.

Фразеологизм – белая ворона.

Значение - обозначение лица, имеющего поведение или систему ценностей, отличные от других лиц своей общности.

Приложение 3. Определение фразеологизма по картинке.

1. Как с гуся вода.

2. Идти гуськом



3. Как курица лапой.

4. Тянуть кота за хвост.

5. Яйца курицу не учат.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок родного языка (русского) на тему: «Красное словцо не ложь», 4 класс

Автор: Марина Александровна Ширяева

Дата: 10.06.2024

Номер свидетельства: 652516


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства