kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок риторики в 4-ом классе по теме "Сочиняем рассказ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок риторики в 4-ом классе по теме "Сочиняем рассказ".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок риторики в 4-ом классе по теме "Сочиняем рассказ"»


Урок риторики в 4 классе по теме «Сочиняем рассказ»

Тема: Сочиняем рассказ.

Цели:

  1. Закрепить понятие о рассказе как речевом жанре, о композиции рассказа.

  2. Учить составлять собственные рассказы по фрагментам текста, иллюстрациям к тексту с помощью приёмов «пирамидная история», «сюжетная таблица».

  3. Совершенствовать навыки работы в группе.

Оборудование: 6 текстов, сюжетная таблица, таблицы «пирамидная история», «композиция рассказа», определение рассказа, слова-скрепы, слова для ортологических упражнений; рассказ Л.Н.Толстого «Старик и яблони». На каждом столе – рассказ К.Д.Ушинского «Орёл и кошка», текст «Встреча в тайге».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Речевая разминка.

  1. Артикуляционные упражнения. Биоэнергопластика.

А) И.п.: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. «1» - челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного, губы округлой формы, зубы не обнажаются. «2» - фиксируем открытое положение рта. «3» - рот закрыт. Показ кистью руки: 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх. Повторить 3-4 раза.

Б) Нижние зубы касаются верхней губы и легко почёсывают её, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Кисть руки неподвижна, ладонью вверх, двигаются только пальцы. Ладонь вниз, двигаются только пальцы. 3-4 раза.

В) И.п.: голова держится прямо, губы сомкнуты. «1» - острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки. «2» - внутренней стороны правой щеки. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Кисть руки – двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак. 3-4 раза.

  1. Развитие речевого дыхания.

Длительность вдоха на счёт «3», выдоха – «6». Последовательность упражнения: вдох – 3, пауза – 1, выдох – 6. 3-4 раза.

  1. Формирование дикции.

Работа со скороговоркой: «Был тупогуб тупогубенький бычок, у бычка бела губа была тупа». Какие звуки отрабатываем при чтении скороговорки? ([б],[п]). Произнесите скороговорку тихо, громко, грустно, весело. Произнесите, выделяя поочерёдно голосом: бычок, губа, тупа. Произнесите медленно, в среднем темпе, очень быстро.

  1. Ортологические упражнения.

Диа


лог

Моно

Ката

Бра


ла

Нача

Взя

  1. Хоровое чтение и запоминание слов, в которых часто нарушается ударение.

  1. Вызов. Групповая работа.

  1. Каждая группа учащихся получает свой текст, читает его и определяет жанр текста и его особенности.

А) «Бежала Лиса, на Ворону зазевалась – и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, но и выскочить тоже. Сидит Лиса, горюет. Идёт Козёл-умная голова…» (Сказка. Признаки сказки: наличие вымысла, законченный сюжет, занимательность, воспитательность).

Б) «– Вы знаете, кто я? – Нет. – Я – ученик 4 «А» класса Ягринской гимназии. – Как вы думаете, какое моё любимое занятие? – Я люблю читать книги о приключениях». (Диалог. Один человек спрашивает, другой отвечает. Потом первый слушает, а второй отвечает.

В) «Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль, И, внемля им, вздохнёт о славе младость, Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость». (Стихотворение. Небольшие размеры произведения, изображение переживания или чувства, стихотворная форма).

Г) «Дорогой Миша! Очень по тебе соскучился. Мы ведь не виделись с прошлого лета. Скоро наступят каникулы. Приезжай к нам на всё лето. Мы с тобой будем купаться, ловить рыбу. Ждём тебя с нетерпением. Твой друг Саша». (Личное письмо. Структура: приветствие и обращение, вступление; основная часть – изложение информации, интересующей адресата; заключение – выражение любви, уважения, прощания; подпись).

Д) «Внимание! Завтра после пятого урока в 13 часов 30 минут в актовом зале состоится презентация проекта «Школа будущего». Приглашаются учащиеся начальных классов». (Объявление. Чётко и кратко сообщается: что, где, когда происходит).

Е) «Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут». (Рассказ. Повествовательность, небольшой объём, небольшое число героев, описание одного эпизода).

- Чем жанр рассказа отличается от других известных жанров?

- Задайте вопросы к этому рассказу.

- Как можно озаглавить рассказ? («Старик и яблони», «Спасибо скажут»)

- Кто автор рассказа? (Л.Н.Толстой)

- О ком или о чём этот текст? (Как старик сажал яблони)

- Как можно сформулировать основную мысль рассказа?

- Сколько частей в рассказе? (3 части – микротемы).

2. Постановка учебной задачи.

- Что такое рассказ? (Рассказ – это речевой жанр, в котором говорится о каком-то случае, который произошёл с автором или с другим человеком).

Определение открывается на доске.

- Найдите в определении рассказа ключевые слова (случай). В основе настоящего рассказа лежит именно случай.

- Что же такое случай? (история, происшествие, эпизод, событие).

Открывается табличка:


Случай

История

Происшествие

Эпизод

Событие

- Какова композиция рассказа? Дети отвечают, на доске по ходу ответов появляется схема:


Рассказ


Кульминация

Развитие действия


С

Л

У

Ч

А

Й

Завершение действия

Завязка


Развязка

Вступление

Заключение

- Определите, какие части есть в рассказе Л.Н.Толстого «Старик и яблони» (зачин – «Старик сажал яблони»; развитие действия и кульминация – «Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка»; заключение – мудрое рассуждение героя о том, что будут жить другие люди, они смогут съесть яблочки с посаженного им деревца и тогда «спасибо» скажут. Все части текста связаны между собой по смыслу и раскрывают тему и основную мысль рассказа).

- Итак, тема урока «Сочиняем рассказ».

- Сформулируйте учебную задачу (научиться сочинять рассказ).

IV. Физкультминутка для глаз под музыку.

  1. Осмысление содержания.

  1. Упр.178 с.126 учебника Т.А.Ладыженской «Детская риторика в рассказах и рисунках» 4 класс.

- Будем придумывать рассказ по картинкам-кадрам к мультфильму А.Курляндского и А.Савченко «Возвращение блудного попугая».

- Восстановите правильную последовательность действий и поставьте номера кадров в кружочки. Не забывайте о словах-скрепах:

Однажды

Потом

После того, как

Наконец

Одна группа озвучивает составленный рассказ.

  1. Рефлексия.

  1. Составление рассказа по сюжетной таблице.

- Прочитайте слова в таблице.

- Кто основные герои в рассказе? Каковы их действия? Где они происходят?

- Придумайте название для своего рассказа.

- Текст, к которому я составила сюжетную таблицу, называется «Встреча в тайге».

Кто? Что?

Что делает? Что делал?

Где?

Автор (я)

Срывал ягоды малины

В зарослях

Зверь

Шуршал

В листьях

Автор (я)

Расположился

Стал свистеть

На пеньке

Зверь

Вылез

Стал подкрадываться

Из кустарника

Медвежонок

Принялся обнюхивать


Сучья

Трещат

В малиннике

Медведица

Ищет


- Работа в парах. Составьте свой рассказ устно. Выслушивается один рассказ.

- А теперь послушайте рассказ, к которому была составлена сюжетная таблица. Сравните со своим рассказом.

Встреча в тайге

Набрёл я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на жёлтой земле уже росли блестящие листики брусники.

На краю поляны сохранились заросли малины.

Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях.

Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, потом стал ко мне подкрадываться.

Вот из куста высунулся чёрный нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника и принялся меня обнюхивать.

В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с её сыночком?

- Вот это случай! – скажете вы. А я отвечу: «Со мной, ребята, и не такое бывало».



  1. Передо мной рассказ К.Д.Ушинского «Орёл и кошка». Авторский текст я вам прочитаю в конце урока. Мы же с вами будем составлять письменно свой рассказ на такую же тему. У вас будет возможность сравнить свой рассказ с авторским.

- Что вы знаете об орле?

- Предположите, о чём может быть текст с таким названием?

- Чтобы успешно справиться с работой, мы воспользуемся «пирамидной историей», состоящей из ключевых слов рассказа К.Д.Ушинского. Прочитаем слова «пирамиды».

1. Орёл и кошка.

2. Играла, спустился.

  1. Котята, схватил, вцепилась.

  1. Битва, выклевал, мужество, перекусила.

5.Был силён, устала, повалила, откусила, облизывать.

- Составьте и запишите свой рассказ про орла и кошку.

- Кто зачитает свой рассказ классу? (3-5 человек)

- А теперь послушайте рассказ К.Д. Ушинского «Орёл и кошка».

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

Выразите своё отношение к поведению кошки.

- Оцените свою самостоятельную работу оценкой.



  1. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Учебную задачу выполнили?

- Сделаем самооценку работы в группах. Лист самооценки.

Лист самооценки

1.

Я хорошо всё объяснил

1 2 3 4 5

2.

Я задавал вопросы

1 2 3 4 5

3.

Я предлагал идеи для ответа

1 2 3 4 5

4.

Я внимательно слушал

1 2 3 4 5

  1. Домашнее задание.

Подготовить устный рассказ о каком-либо случае, который на самом деле произошёл во время игры, о какой-нибудь необычайной вашей затее.



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок риторики в 4-ом классе по теме "Сочиняем рассказ"

Автор: Немытова Елена Владимировна

Дата: 09.11.2017

Номер свидетельства: 437941

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Программа по внеурочной деятельности "Риторика" для 2 класса. "
    ["seo_title"] => string(65) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ritorika-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "244957"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446037268"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства