Просмотр содержимого документа
«Урок риторики в 4-ом классе по теме "Сочиняем рассказ"»
Урок риторики в 4 классе по теме «Сочиняем рассказ»
Тема: Сочиняем рассказ.
Цели:
Закрепить понятие о рассказе как речевом жанре, о композиции рассказа.
Учить составлять собственные рассказы по фрагментам текста, иллюстрациям к тексту с помощью приёмов «пирамидная история», «сюжетная таблица».
Совершенствовать навыки работы в группе.
Оборудование: 6 текстов, сюжетная таблица, таблицы «пирамидная история», «композиция рассказа», определение рассказа, слова-скрепы, слова для ортологических упражнений; рассказ Л.Н.Толстого «Старик и яблони». На каждом столе – рассказ К.Д.Ушинского «Орёл и кошка», текст «Встреча в тайге».
Ход урока:
Организационный момент.
Речевая разминка.
Артикуляционные упражнения. Биоэнергопластика.
А) И.п.: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. «1» - челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного, губы округлой формы, зубы не обнажаются. «2» - фиксируем открытое положение рта. «3» - рот закрыт. Показ кистью руки: 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх. Повторить 3-4 раза.
Б) Нижние зубы касаются верхней губы и легко почёсывают её, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Кисть руки неподвижна, ладонью вверх, двигаются только пальцы. Ладонь вниз, двигаются только пальцы. 3-4 раза.
В) И.п.: голова держится прямо, губы сомкнуты. «1» - острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки. «2» - внутренней стороны правой щеки. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Кисть руки – двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак. 3-4 раза.
Работа со скороговоркой: «Был тупогуб тупогубенький бычок, у бычка бела губа была тупа». Какие звуки отрабатываем при чтении скороговорки? ([б],[п]). Произнесите скороговорку тихо, громко, грустно, весело. Произнесите, выделяя поочерёдно голосом: бычок, губа, тупа. Произнесите медленно, в среднем темпе, очень быстро.
Ортологические упражнения.
Диа
лог
Моно
Ката
Бра
ла
Нача
Взя
Хоровое чтение и запоминание слов, в которых часто нарушается ударение.
Вызов. Групповая работа.
Каждая группа учащихся получает свой текст, читает его и определяет жанр текста и его особенности.
А) «Бежала Лиса, на Ворону зазевалась – и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, но и выскочить тоже. Сидит Лиса, горюет. Идёт Козёл-умная голова…» (Сказка. Признаки сказки: наличие вымысла, законченный сюжет, занимательность, воспитательность).
Б) «– Вы знаете, кто я? – Нет. – Я – ученик 4 «А» класса Ягринской гимназии. – Как вы думаете, какое моё любимое занятие? – Я люблю читать книги о приключениях». (Диалог. Один человек спрашивает, другой отвечает. Потом первый слушает, а второй отвечает.
В) «Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль, И, внемля им, вздохнёт о славе младость, Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость». (Стихотворение. Небольшие размеры произведения, изображение переживания или чувства, стихотворная форма).
Г) «Дорогой Миша! Очень по тебе соскучился. Мы ведь не виделись с прошлого лета. Скоро наступят каникулы. Приезжай к нам на всё лето. Мы с тобой будем купаться, ловить рыбу. Ждём тебя с нетерпением. Твой друг Саша». (Личное письмо. Структура: приветствие и обращение, вступление; основная часть – изложение информации, интересующей адресата; заключение – выражение любви, уважения, прощания; подпись).
Д) «Внимание! Завтра после пятого урока в 13 часов 30 минут в актовом зале состоится презентация проекта «Школа будущего». Приглашаются учащиеся начальных классов». (Объявление. Чётко и кратко сообщается: что, где, когда происходит).
Е) «Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут». (Рассказ. Повествовательность, небольшой объём, небольшое число героев, описание одного эпизода).
- Чем жанр рассказа отличается от других известных жанров?
- Задайте вопросы к этому рассказу.
- Как можно озаглавить рассказ? («Старик и яблони», «Спасибо скажут»)
- Кто автор рассказа? (Л.Н.Толстой)
- О ком или о чём этот текст? (Как старик сажал яблони)
- Как можно сформулировать основную мысль рассказа?
- Сколько частей в рассказе? (3 части – микротемы).
2. Постановка учебной задачи.
- Что такое рассказ? (Рассказ – это речевой жанр, в котором говорится о каком-то случае, который произошёл с автором или с другим человеком).
Определение открывается на доске.
- Найдите в определении рассказа ключевые слова (случай). В основе настоящего рассказа лежит именно случай.
- Что же такое случай? (история, происшествие, эпизод, событие).
Открывается табличка:
Случай
История
Происшествие
Эпизод
Событие
- Какова композиция рассказа? Дети отвечают, на доске по ходу ответов появляется схема:
Рассказ
Кульминация
Развитие действия
С
Л
У
Ч
А
Й
Завершение действия
Завязка
Развязка
Вступление
Заключение
- Определите, какие части есть в рассказе Л.Н.Толстого «Старик и яблони» (зачин – «Старик сажал яблони»; развитие действия и кульминация – «Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка»; заключение – мудрое рассуждение героя о том, что будут жить другие люди, они смогут съесть яблочки с посаженного им деревца и тогда «спасибо» скажут. Все части текста связаны между собой по смыслу и раскрывают тему и основную мысль рассказа).
Упр.178 с.126 учебника Т.А.Ладыженской «Детская риторика в рассказах и рисунках» 4 класс.
- Будем придумывать рассказ по картинкам-кадрам к мультфильму А.Курляндского и А.Савченко «Возвращение блудного попугая».
- Восстановите правильную последовательность действий и поставьте номера кадров в кружочки. Не забывайте о словах-скрепах:
Однажды
Потом
После того, как
Наконец
Одна группа озвучивает составленный рассказ.
Рефлексия.
Составление рассказа по сюжетной таблице.
- Прочитайте слова в таблице.
- Кто основные герои в рассказе? Каковы их действия? Где они происходят?
- Придумайте название для своего рассказа.
- Текст, к которому я составила сюжетную таблицу, называется «Встреча в тайге».
Кто? Что?
Что делает? Что делал?
Где?
Автор (я)
Срывал ягоды малины
В зарослях
Зверь
Шуршал
В листьях
Автор (я)
Расположился
Стал свистеть
На пеньке
Зверь
Вылез
Стал подкрадываться
Из кустарника
Медвежонок
Принялся обнюхивать
Сучья
Трещат
В малиннике
Медведица
Ищет
- Работа в парах. Составьте свой рассказ устно. Выслушивается один рассказ.
- А теперь послушайте рассказ, к которому была составлена сюжетная таблица. Сравните со своим рассказом.
Встреча в тайге
Набрёл я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на жёлтой земле уже росли блестящие листики брусники.
На краю поляны сохранились заросли малины.
Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях.
Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, потом стал ко мне подкрадываться.
Вот из куста высунулся чёрный нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника и принялся меня обнюхивать.
В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с её сыночком?
- Вот это случай! – скажете вы. А я отвечу: «Со мной, ребята, и не такое бывало».
Передо мной рассказ К.Д.Ушинского «Орёл и кошка». Авторский текст я вам прочитаю в конце урока. Мы же с вами будем составлять письменно свой рассказ на такую же тему. У вас будет возможность сравнить свой рассказ с авторским.
- Что вы знаете об орле?
- Предположите, о чём может быть текст с таким названием?
- Чтобы успешно справиться с работой, мы воспользуемся «пирамидной историей», состоящей из ключевых слов рассказа К.Д.Ушинского. Прочитаем слова «пирамиды».