kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи "Тайны русского языка" (приёмы по обучению письму в букварный период)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок создан организовать целенаправленную работу по формированию орфографической зоркости первоклассников, как базового орфографического умения, необходимого для дальнейшего становления грамотного письма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи "Тайны русского языка" (приёмы по обучению письму в букварный период)»

МБОУ СОШ № 39 г. Белгорода

учитель начальных классов Батюк Людмила Николаевна


ТИП УРОКА: Урок развития речи.

ФОРМА УРОКА: Подводные тайны океана каллиграфии и орфографии.

ПРИЕМЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ В БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД: Тайны русского языка.

ЦЕЛИ: Развивать умение, включать «образный» экран при прослушивании музыкальной композиции.

ЗАДАЧИ:

1) предложить детям приёмы обучения письму, сообразно их физиологическим данным;

2) в процессе урока проводить оздоровительные упражнения (зрение, мышцы, спина и... т.п.);

3) создать на уроке атмосферу, способствующую положительному эмоциональному настрою детей и расширению их кругозора;

4) организовать целенаправленную работу по формированию орфографической зоркости первоклассников, как базового орфографического умения, необходимого для дальнейшего становления грамотного письма;

5) продолжать широко использовать детский языковой опыт и природную языковую интуицию, обогащать и развивать на основе деятельного подхода к изучению языка и практическому овладению им.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица для тренировки глаз, тетради (ракушки), иллюстрации (море, волны... и т.п.), музыка, конверты с трафаретами, сигнальные кружки,* (ошибкоопасные места). Гном Том, награда (медали), спасательный круг.


Карточки со словами и таблицы по выработке самоконтроля.

ХОД УРОКА.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

1. Приветствие учителя.

2. Вступительное слово.

Учитель:

- Сегодня мы проведем необычный урок. Вспомните, пожалуйста, какими были Ваши первые учебные дни, когда вы много еще не знали и не умели. И я помогала Вам, как могла.

Вспомните, как мы работали на уроках письма.

Ученики:

Работали в альбомах, обводили трафареты, штриховали.

Учитель:

А почему Вы сразу не писали буквы, слова, предложения?

Ученик:

- Мы еще не могли писать так много, быстро, наши пальчики были слабенькие.

Учитель:

- Какие упражнения мы проводили с Вами для того, чтобы укрепить мелкие мышцы рук?

Ученики:

- Проводили специальную разминку для пальцев, вырезали фигуры, лепили, клеили, работали ножницами.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

Музыка. Морская фантазия.

Учитель:

- На этом уроке нас будет сопровождать музыка. Она наша помощница. Попробуйте определить тему музыки?

Ученик:

Вода, море, шум ветра, шум воды ...

Учитель:

- Да, молодцы, угадали тему. А теперь назовите слова, которые ассоциируются у нас с морем.

Учитель:

Вечно изменчивое море прекрасно, им можно любоваться без конца.

Люди жадно стремятся к морю – его влажное дыхание успокаивает, дает необычную силу и бодрость.

Однажды я сидела на морском берегу и вдыхала свежесть воды.

Внезапно я почувствовала легкое прикосновение к своим ногам какого – то предмета. Это оказалась бутылка необычной формы. Она была похожа на изумрудную ракушку.

- Рядом с нами нет близко моря. А если мы захотим вспомнить его, что нам поможет услышать звуки моря, шум волн? Показать рукой (ракушку)

Разминка для рук. Показ ракушки. Створки раскрываются большие пальцы рук - крепления створок.

Учитель:

Обычно створки морских раковин я не открываю, зная, что в них живут маленькие живые существа. Но из этой ракушки выглядывал листочек бумаги. И тогда любопытство одержало верх над моими сомнениями. Я раскрыла створки этой необычной бутылки – раковины. Каково же было мое удивление, когда я внутри обнаружила двадцать пять маленьких тетрадочек.

Учитель:

Придумайте, какой могла быть тетрадь на нашем уроке?

Ученики отвечают.

Учитель:

А я придумала такую тетрадь. Раздаю тетради. Каждая ракушка, скрывает какой-то секрет. Так и наша тетрадь. И мы не откроем ее до тех пор, пока не прочтем ее название. Это не простая тетрадь. Это тетрадь путеводитель.

- Какие молодцы. Читаем название тетради постепенно и объясняем каждое слово постепенно.

Спросите у меня, какое слово Вам непонятно.

Подводные тайны - скрытая, спрятанная тайна, которую мы попробуем разгадать.

Океан - огромное водное пространство.

Каллиграфия - умение писать красиво.

Орфография - быть грамотным, знать ошибкоопастное место.

Путеводитель. По морскому пути такого специалиста называют

Лоцман.

1)специалист по проводке судов, хорошо знающий фарватер, который указывает путь в водных просторах, чтобы не сесть на мель, не сбиться с курса.

2) небольшая морская рыба, плавающая около судов. И сегодня вы все побываете в роли лоцмана. И на ваших тетрадях написано это слово?

- Как вы думаете почему?

Ученик:

Каждый из нас будет прокладывать путь в океане каллиграфии и орфографии.

Учитель:

По пути нашего следования нам встретятся рифы и айсберги, стая кровожадных акул . . .

На сегодняшнем уроке вы попробуйте освоить эту интересную профессию лоцмана. Если вы будете писать старательно, красиво, то преодолеете риф Неразборчивости и айсберг Корявости, а акулы не съедят ваши неуклюжие буквы.

Физминутка под тихую музыку: (слова читает учитель, дети штрихуют)

Мы на катере чудесном

По морской несемся глади.

Волны катерок качают,

Ветерок нам щеки гладит.

Акваланги надевая,

Мы нырнем в пучину вод.

И глаза не закрывая

Смотрим, кто же там плывет?

- Вот степенная медуза Поплыла навстречу сестрам, Плавниками сельдь блеснула, Кильку испугал осетр. Водорослей и кораллов Поведали мы немало.

А на дне звезда морская Неподвижно отдыхала.

РАБОТА ПО ТЕТРАДЯМ.

Учитель:

- Открываем

1 страницу. На доске образец корабля. На партах конверты с трафаретами корабля.

Творческая работа. Музыка. Шум волн.

Самостоятельно обведите корабль и нанесите штриховку.

Дополните рисунок, связанный с морем

2 страница. Волны. Образец на доске. Разминка Волны.

Учитель:

Свободное движение кисти руки. Обведите по бледному шрифту, не отрывая руки. Владыка морей зорко наблюдает за маленькими лоцманами из морской пучины, изображенной на этой репродукции. Я надеюсь, что никого из вас при выполнении данного задания не накроет огромная волна.

3 страница. Словесная игра

Достанем рули (из конверта). Какие слова можно составить из слова КОЛЕСО (по часовой и против часовой стрелки):

КОЛ, ОКО, ЛЕС, ЛЕСОК, СОК, СОКОЛ, СЕЛО, ОСЕЛ.

Задание. Поставь ударение. Укажи опасные места. У доски 3 человека.

Таблица для глаз. Посадка, наклон.

4 страница. Найдите общую часть. Выделите корень. Запишите прописными (рукописными) буквами: ВОДА, ВОДЯНОЙ, ВОДИЦА, ВОДОРОСЛИ

Самостоятельная работа.

Найди лишнее слово. Почему?

В каком слове можно найти место обитания?

5 страница. Составьте из слов чисто говорку. Работа с предложением. Зажжем фонарики в ошибкоопасных местах.

ЛОДКИ ПО МОРЮ ПЛЫВУТ,

ЛЮДИ ВЕСЛАМИ ГРЕБУТ.

Работа у доски.

Соберите пословицу, которую Вам подарила на страницах Азбуки, Волшебница Речь.

БЕЗ ТРУДА, НЕ ВЫНЕШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.

Учитель:

Объясните ее смысл.

Ученик:

- Ничего в жизни не дается просто так, не идет само в руки. В любом деле требуется усилие и усердие.

Физминутка про рыбку:-

Рыбки прыгали, играли, в чистой свеженькой воде. То сойдутся, разойдутся, то зароются в песке. Дети произносят слова и штрихуют.

6 страница. Загадка. ВИЛЬНЕТ ХВОСТОМ-И НЕТ СЛЕДА. (Рыба) Учитель:

- О ком идет речь в загадке?

Играет музыка. Голоса дельфинов.

Учитель: А вот и рыбка. Именно она помогла нам преодолеть подводные тайны каллиграфического письма, все время предупреждая нас о грядущей опасности. В благодарность за это она просит подарить ей красивое платье.

У кого же из лоцманов получится самый красивый наряд нашей спасательницы.

- Обведите рыбку по трафарету (возьмите в конверте), раскерасьте ее цветными карандашами. Проводите линии сверху вниз.

Теперь проведем конкурс «Мисс Золотая Рыбка».

Я Вам предлагаю вернуться в наши дни, когда мы работаем уже на уроках русского языка.

7 страница. Чтение текста. Давайте зажжем фонарики в ошибкоопасных местах. Я СМОТРЮ НА МОРЕ. ШУМНЫЕ ВОЛНЫ БЕГУТ К БЕРЕГУ.

Под диктовку.

ТУЧА ПЛЫВЕТ НАД МОРЕМ. КРИЧАТ ЧАЙКИ.


ИТОГ УРОКА.

Учитель:

- Ребята, скажите мне, чему мы сегодня учились на уроке? Ученики:

Постигали тайны океана каллиграфии и орфографии. Учитель:

- С каким настроением вы заканчиваете урок? Ученики отвечают.

Учитель:

- Оцените себя вот так. Прочтите предложение: Я УМЕЮ ХОРОШО ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ!

Если Вы считаете, что уже хорошо читаете и пишите, то над каждым из слов (читать и писать) в своей записи ставьте "+". А если Вы считаете, что еще не очень хорошо умеете это делать - то поставьте рядом "+" и "-".

На уроках Литературного чтения и Тайны родного языка мы с Вами продолжим учиться чтению и письму и концу учебного года, наверное, все останемся, довольны собой.

Дети рисуют автопортреты

Учитель:

Спасибо Вам за урок. Золотая рыбка, Гном Том исполнили Ваше заветное желание. Каждый из Вас за свою работу получит необычную награду -медали за труд.













Приложение №1

(дополнительный материал с разными видами детских творческих работ)



Материал для штриховки






Волны

Рисунок был отмечен учителем карандашом, а дети ручкой работали по предложенному рисунку


Буквы

Все приемы работы были сделаны карандашом. – Дети повторяли.


Работа с калькой

По готовому тексту дети по кальке писали предложение.


Самостоятельная работа

Лист помощник с направляющими линиями.

Текст под диктовку


Наряд для Золотой рыбки

Автопортрет

Награды за урок

















Виды заданий на уроке






Рефлексия


Сигнальные кружки (ошибкоопасные места)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок развития речи "Тайны русского языка" (приёмы по обучению письму в букварный период)

Автор: Батюк Людмила Николаевна

Дата: 28.01.2018

Номер свидетельства: 452986


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства