Разработка урока с детьми, позволяющего раскрыть тайны слова (звучание, значение, характер, душа слова) и подготовить учащихся к написанию сочинения. Для учеников 3-4 классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Мастерская слова. Доброта.»
Герасимова Дарья Николаевна, МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №183 имени Р.Алексеева» г.Нижнего Новгорода
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ (3-4 класс)
Творческая мастерская слова
«Доброта»
Введение в тему занятия:
Учитель: Ребята, на творческой мастерской слова мы учимся понимать душу слова, чувствовать его. А о каком слове пойдёт речь на сегодняшнем уроке, вы сейчас узнаете.
- Послушайте стихотворение:
Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе,
А скажут лишь доброе слово –
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды усилить в пути.
Нет доброго слова того,
Но редко, друзья мои, всё же
Мы вслух произносим его.
(Марк Шехтер)
- Эти строки определяют тему нашего сегодняшнего разговора. Прочитайте её на доске. («Доброта»)
- Почувствуйте вкус слова «доброта». Произнесите это слово с чувством, выделяя голосом самые ценные по смыслу слова.
Постигаем тайну звучания слова:
Учитель: Итак, с чего мы начинаем постигать тайну слова? С его звучания. Давайте запишем в тетради транскрипцию слова «доброта». [дабрата]
- Подчеркните те звуки, которые не соответствуют буквам.
- Какие ассоциации вызывает в вас звучание слова? Запишите в своих тетрадях. Как звучит это слово?
Доброта – слово звучит нежно и твёрдо. Звуки [б], [р] придают звучанию твёрдости. В этом я вижу большой смысл. Доброта – это не только мягкость и нежность, это и преодоление. Преодоление себя, умения отказаться от своих эгоистических желаний ради другого человека. Доброта – это труд души.
- Давайте сами попробуем определить лексическое значение нашего слова.
Проникаем в тайну лексического значения слова:
Учитель: Постигнув тайну звучания, мы проникаем в тайну лексического значения слова. (Работа со словарями)
Варианты ответов:
Всё положительное, хорошее, полезное;
Отзывчивость, душевное отношение, стремление помочь другому;
Ценности, качество товара (устар.)
- Определите слово по количеству лексических значений. (многозначное)
По происхождению – исконно русское.
По употреблению – активное, общеупотребительное.
Слово «добрый» произошло от «доба» (время, пора). Раньше было прилагательное «дебелый» - большой, крепкий, вошедший в пору. Корень –доба-+р=современный корень –добр-.
- Давайте разберём слово по составу с объяснением:
Учитель: Какое настроение вызывает слово «доброта»? (светлое, солнечное, радостное, приятное, сладкое)
- Подберите рифмы к слову:
Доброта-красота, чистота, теплота, высота, врата, пришла весна.
Слово и образ:
- Какие образы появляются перед вами, когда вы слышите и произносите слово «доброта»? (волшебный цветок, сказочная фея, улыбка, цветущая вишня, руки мамы, олимпийский огонь, светлое пятно на тёмном квадрате, солнечный зайчик)
- Давайте вообразим, что слово «доброта» - это слово-магнит. Напишите, какие слова притянет это слово. (понимание, любовь, уважение, дружба, школа, урок, мама, учитель, улыбка, земля, человек, подарок…)
- Составьте словосочетания со словом «добрый». (добрый человек, добрый учитель, добрый врач) Мы привычно используем слово «добрый» как признак одушевлённого существительного.
- Соедините слово «добрый» с неодушевлёнными существительными. (добрые глаза, добрые мысли, добрый цветок, добрый огонь, доброе солнце, добрая земля, добрая улыбка, добрый урок, добрая школа, добрый рисунок, добрый ответ, доброе дерево, добрый сад, доброе слово…)
- Подчеркните любое словосочетание, которое вам более всего понравилось. Это словосочетание и будет темой вашего сочинения.
- Послушайте сочинения учеников на различные темы:
«Добрые цветы»
Один раз я гуляла по летнему лесу. Я поразилась, каким он был красивым. Деревья были такими ярко-зелёными, будто добрый волшебник накинул на них свою нарядную одежду.
В глубине леса я увидела красивый цветок. Серединка тёмно-жёлтая, а лепесточки чуть светлее. От нежного цветка исходил приятный запах. Лесной красавец был похож на самого доброго человека.
Всякий раз я прихожу в это удивительное лесное место и замечаю, что таких цветов распустилось всё больше и больше. Так пусть же везде и всегда наш мир будет усыпан такими добрыми цветами.
- Определите главную мысль текста и его тип.
«Добрый мир»
Мне кажется, доброта должна быть в каждом из нас. Она помогает жить, утешает, врачует, залечивает раны. Человек должен как можно больше совершать добрых и светлых поступков. Я думаю, что мир будет прекрасен и удивителен, если в нём будут жить только добрые люди, добрые чувства и добрые дела.
- Определите главную мысль текста и его тип.
- А сейчас попробуйте создать свой текст-сочинение. Не забудьте обратиться к «душе» выбранного вами словосочетания! Успехов вам!
Работа над планом сочинений. Написание сочинений.
Редактирование сочинений и красивое оформление их дома. Далее выставка и зачитывание сочинений по желанию детей в классе на следующем уроке.