Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие по окружающему миру»
Окружающий мир, 2 класс
УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ
тема. Как зимуют птицы и звери. Забота людей о птицах, зверях зимой.
ЦЕЛЬ. Дать представление о том, как зимуют разные звери; обобщить знания
детей о зимующих птицах; раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой зимой; развивать мышление и речь учащихся, развивать мыслительные процессы; анализ, синтез, обобщение; развивать фантазию детей; активизировать познавательные интересы; воспитывать бережное отношение к природе, желание охранять птиц и зверей.
Оборудование:
1)музыка П.И. Чайковского "Времена года. Декабрь";
2) карта путешествия "Зимний лес";
3)опорная схема "Как звери зимуют";
4)эмблемы со зверями (для опорной схемы);
5)рисунки птиц и зверей (для оформления доски);
6)ребусы (лиса, белка);
7)кормушки;
8)маски птиц и зверей у учащихся;
9) творческие работы детей; книжки - "раскладушки" о зиме; 10) карточки с загадками для работы в группах.
Методы и приемы: ассоциативный куст, инсценировка, работа со схемой, работа в группах, беседа, рассказ учителя, творческая работа, постановка проблемного вопроса.
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся в заочное путешествие в зимний лес. Закройте глаза. Хочу, чтобы вы запомнили: мы - любознательные путешественники, мы хотим узнать много нового и интересного. Мы - добрые путешественники, мы никому не навредим в лесу, а будем только помогать.
П. Сообщение темы и целей урока.
- С какой целью мы идем в лес. Что мы хотим узнать?
- На листочки, лежащие на ваших партах, опустились снежинки. Составив предложение из слов на снежинках, мы узнаем цель путешествия.
( У каждого учащегося карточка.)
КАК ЗИМУЮТ ПТИЦЫ И ЗВЕРИ
Ш. Актуализация опорных знаний.
Построение ассоциативного куста.
- Что вы представляете себе, когда произносите слова "зимний лес"?
IV Работа по теме урока.
Путешествие в зимний лес.
1.Слово учителя (под музыку П.И. Чайковского "Времена года. Декабрь ".) -Убаюканный метелями, одетый в теплую снежную шубу, спит лес. Ничто не нарушает его покой. Дремлют в зеленом наряде ели и сосны. Мечтают о тепле березы и осинки, клены и дубы. Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно освещенный солнцем. Интересна жизнь его обитателей.
2.Минутка синоптика.
—Посмотрите на нашу карту. Что первое мы встретили на своем пути? (Домик синоптика).
Кто такой синоптик? (Человек, который ведет наблюдение за погодой.) Откройте дневники наблюдений. Дежурный у доски отмечает погоду, а дети в дневниках наблюдений.
Какие изменения происходят в природе зимой? ( Ответы детей.)
3.Проверка домашней творческой работы.
—Ребята, вы принесли книжки-раскладушки о зиме. (Выставка книжек). В них - стихотворения о зиме, пословицы, поговорки.
—Зачитайте стихотворение о зиме.
(Дети пользуются своими книгами.)
— Вспомните пословицы о зиме.
4. Беседа о зимующих птицах.
Посмотрите, возле домика синоптика на дереве кормушка. — Зачем нужна кормушка?
— Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие птицы).
Проблемный вопрос:
-Что для птиц страшнее зимой - голод или холод?Почему? (Рассуждения детей)
— Как человек помогает птицам пережить зиму?
Какие птицы прилетают к кормушке мы узнаем, отгадав загадки. (Изображения птиц, прикрепленных к кормушке).
Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья, белобока, А зовут ее ... (сорока).
Маленький мальчишка
В сером армячишке. По ночам шныряет, Крошки подбирает, По дворам кочует, Семечки ворует. (Воробей)
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки! Ведь это...(снегири).
За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Голуби тоже прилетают к кормушке.
5. Задание "Подбери корм для птиц". (На карточках у каждого ученика)
синица крошки хлеба
воробей сало
голуби шишки, личинки
дятел семена растений
снегири рябина
Надо соединить стрелкой название птицы и корм, который она любит. Коллективная проверка выполненного задания.
6. Ребята дома тоже изготовили кормушки.
—Какая из них наиболее удачная, удобная для птиц? (Дети обсуждают кормушки).
Мы кормушку смастерили! Мы столовую открыли!
Молодцы! С такими ребятами ни одна птичка не погибнет!
7.Физмшутка.
(Дети надевают маски с изображениями зверей и птиц).
—Идем по зимнему лесу. Не замерзли, ребята?
Сколько же в лесу зверят!
Не узнать моих ребят!
Кто зайчишка, кто лисичка,
Кто медведь, кто волк, кто птичка.
8.Продолжаем наше путешествие.
—Кому еще в зимнем лесу так же трудно, как и птицам? (Зверям). — А почему? (Стало очень холодно, выпал снег, а под ним спрятались
плоды и Семена. Нет травы, мягких листьев на деревьях).
Наступила зима. Принесла она морозы и снег. От морозов зверей спасает пушистая шерсть.
—У кого пушистая шерсть? (Заяц, волк, белка, лиса)
Чтобы спрятаться в снегу изменяет окраску шерсти... (заяц). Морозы и снег приводят к тому, что нет корма для животных. Но звери не унывают. Послушайте, какой разговор на лесной полянке мы услышали.
Инсценировка "Снегирь и Белка" (Выходят мальчик и девочка с масками.)
-— Ты почему, Белка, из дупла не выходишь?
—Я, птица Снегирь, тепло берегу. В лесу сейчас холодно, я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки закрыла. Боюсь наружу нос выставить.
А чем же ты кормишься?
А у меня с лета грибы припасены, орешки, желуди. Вот морозы и отсижу. УЧИТЕЛЬ
Как зимует белочка?
Кто еще зимой не спит и использует запасы? (Мыши).
О каком зверьке загадка?
"Летом серый, зимой белый"? (Заяц). —Чем питается зимой заяц? (В основном зайцы питаются веточками осины, березы, орешника. Едят сухую траву, правда, не очень охотно. Не откажутся от сена, лежащего в стогах).
От хищников зайца спасают ноги. Широкие лапы не дают ему провалиться в снег.
— Кто еще не спит зимой и ищет корм? (Лоси, волки, кабаны).Лося называют лесным великаном. Медленно бродит лось среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. На ночь и в непогоду лось прячется в углублении в снегу. Ноги прячет под теплое брюхо.
—Ребята, мне показалось, что по классу кто-то крадется. (Выходит девочка в костюме лисы).
ЛИСА. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Чем я питаюсь зимой? (Ответы детей).
Я - хищница. Я ловлю зайцев, но главная моя еда: мыши. Мышиный писк я слышу за 100 м - такой у меня отличный слух. От непогоды и врагов я прячусь в норе.
А где сейчас медведь? (Картинка) - Спит в берлоге. Берлогу медведь устраивает в сухом месте, в углублении под вывернутом с корнями пнем.
—Кто еще, как медведь, спит зимой?
Барсук. Нору роет широкую, еще и отнорки делает. Проснется, поест запасов в кладовочке и снова спит.
УЧИТЕЛЬ А вот ежи, ужи, лягушки, змеи зимой находятся в глубокой спячке. Спячка-это более глубокий и продолжительный сон с понижением температуры тела.
Но Лесника нет в избушке. Он отправился к лесной кормушке для животных.
(Дети рассматривают рисунок кормушки на карте). В такую кормушку кладут сено, ветки, картошку, свеклу, морковку, желуди. Кабаны, лоси, олени любят соль. Соль выкладывают в лотки, выдолбленные из бревна. Один олень вылизывает за день 10 г соли.
10.Задания Лесника - шишки в корзине.
Лесник оставил вам задания. Дети тянут шишку и выполняют задания.
1 шишка - ребус. Ответ—лиса
2 шишка - задача
Один олень вылизывает за день Ю г соли. Сколько соли вылижут за день 5 оленей?
3 шишка - работа вгруппах.
11. Работа в группах. Класс делится на 3 группы. На партах у детей - открытки с изображением животных (медвежонка, зайчонка, волчонка, ежика или другие по выбору учителя). В классе в разных местах прикреплены изображения этих животных, возле них собираются дети в группы с такими же животными. Картинки, возле которых собралась группа, и отгадки на загадку не совпадают. Каждая группа получает задания:
отгадать загадку.
рассказать, как зимует зверь (отгадка).
1 группа. Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
(Белка).
2группа Посмотрите-ка, какая-
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубе дорогой.
Хвост пушистый и большой. (Лиса).
3 группа
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора От врагов
спасают ноги, А от голода -
кора
(Заяц).
11. Вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие. Понравилось ли вам оно?
Как зимуют разные звери? Как человек может помочь птицам зимой?
Что вам больше всего запомнилось в путешествии?
В ваших листочках с заданиями нарисуйте, какое у вас было настроение в путешествии.
VДомашнее задание.
Рассказать о путешествии, о том, как зимуют звери и птицы родителям.
VIИтог урока.
—Как вы думаете, нашему уроку подходит девиз "Мы - веселые путешественники" или "Берегите птиц и зверей"? Почему?
Все хорошо поработали, на память открытки с изображениями животных.