Просмотр содержимого документа
«Урок – путешествие по разделу «Были-небылицы».»
Открытый урок
по литературному чтению
в 3 классе
по теме:
«Путешествие по разделу «Были-небылицы»
Урок – путешествие по разделу «Были-небылицы».
Цели:
-повторить и обобщить м материал;
- развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, творческие способности, речь, память, мышление;
- проверить полученные результаты при изучении раздела знания учащихся.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся отвечать на поставленные вопросы по теме раздела; работать самостоятельно и в группе; оценивать свои достижения.
Оборудование: выставка книг по разделу учебника, карточки с заданием, презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Путешествие первое
Речевая разминка. (слайд 1)
- Чтобы заветная дверь открылась, мы должны быстро и грамотно произнести скороговорку.
Пошёл Ипат
Лопаты покупать.
Купил Ипат
Пять лопат.
Шёл через пруд,
Зацепился за прут.
Упал в пруд Ипат,
Пропали пять лопат.
Конкурс. (слайды 2-3.)
- Прочитайте разным способом «птичий базар» (ещё: медленно, теперь – начиная тихим голосом, затем всё громче, и наоборот – начиная громко, затем снижая силу голоса до шепота, с вопросительной интонацией, восклицательной, сердитой, весёлой, скороговоркой).
Сочинение историй учащимися.
- Ребята, вы и не заметили, как мы с вами оказались в пруду вместе с Ипатом. Сочините историю о том, что с вами могло бы произойти в пруду.
- Чтобы вам было легче, вспомните обитателей водоёма, отгадав загадки. (слайды 4-10.)
3. Работа с отрывком из раннее прочитанного текста. (слайд11.)
III. Путешествие второе.
1.«У слона на день рожденья»
- Выбравшись из пруда, попадаем на день рождения к слону. Мы там, оказывается, не одни. Мы могли бы прочитать, кто ещё был у слона, но слоги в словах перепутались. (слайд 12.)
- Молодцы, собрали всех гостей. Посмотрите, кто пришёл! Да ведь это же немец, хозяин зверинца. Он рассказывает какую-то удивительную историю. Кто нам поведает, что он рассказывает? (дети рассказывают историю про слона от имени хозяина зверинца.)
2. Работа с отрывком из раннее прочитанного текста. (слайд 13.)
- Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова (с. 43 учебника, первый отрывок). (А.И.Куприн. «Слон». Нужные слова: 1. «Ноги толстые, как столбы».
2. «Уши большие, как лопухи». 3. «Хобот – точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный гибкий палец»). (слайд 14.)
V. Путешествие третье.
- Вспомните, чьи это слова, откуда они и о чём идёт речь.
Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами,
А теперь нам вышел срок,
Едем на восток,
Мимо …..(острова Буяна)
В царство славного Салтана.
(Это отрывок из «Сказки о царе Салтане…» А. С. Пушкина. )
- Мы проплыли мимо острова и попали на другой. Давайте на нём отдохнём.
(Включается аудиозапись песни «Чунга-чанга», дети танцуют.) (слайд 15.)
IV. Путешествие четвёртое.
Работа с отрывка из раннее прочитанного текста.
- Вспомните автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова ( с. 43 учебника, средний отрывок). ( К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Нужные слова: 1. «От маленькой радости смеются…». 2. «а от большой плачут». 3. «и крупный снег…». 4. «счастливые».)
2. Выразительное чтение отрывков.
- Прочитайте выразительно отрывок из рассказа «Слон», который вам больше всего понравился. (слайд 16.)
VI. Путешествие пятое. Возвращение домой.
Беседа.
- Пора нам возвращаться домой. Жаль расставаться со старыми друзьями. Как вы думаете, почему они попали в раздел «Были-небылицы»?
2. Проверочная работа.
1) Допиши пропущенные буквы, и получится стишок-небылица. (слайд 18)
Рифмушка
Танцевала рыба с р_ _ _ _,
А петр _ _ _ _ - с пастернаком,
А ци_ _ _ _ - с чесноком,
А ин _ _ _ _ _ - с пет _ _ _ _,
Ск _ _ _ _ _ _ _ _ - с котелком,
Красна девка – с к _ _ _ _ _ _,
А ухват – просто так,
А морковка не _ _ _ _ _ _,
Потому что не умела.
2) Переставь всё, как надо! (слайд 19)
Нет ни склада тут, ни лада…
Пингвины – жители пустыни,
Ужата очень любят дыни.
Шофёры знают толк в малине,
Ребята ползают в пустыне.
Верблюды плавают на льдине,
Медведи возят груз в машине.
Неспешно ходит черепаха,
Могучий ёж не знает страха.
Колючий лев в траве таится,
За ним охотится лисица.
Ужи летают в облаках,
Стрижи на севере, во льдах.
Орлы упрямы, просто страх!
Чижи охотятся в горах,
Моржи в болоте, в камышах,
Киты мечтают о мышах.
Ослы расселись на кустах,
Коты плывут в крутых волнах…
А все ли на своих местах?
3) Соедините автора с названием его произведения. Допишите пропущенные слова. (карточки) (слайд 20)
М. Горький «Слон»
К.Г. Паустовский «Случай…………»
А.И. Куприн «Растрёпанный…………»
4) Ответьте на вопросы. (слайд 21)
а) Кто и о ком бормотал такие слова? Что это за произведение? Кто его автор?
Не похож он ни на рака, ни на нас –
Весьма во многом.
Не родня ли это чудо
Безобразным осьминогом?
б) Прочитайте описание животного. Вставьте пропущенные слова. Кто это?
(слайд 22)
Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину….. . Кожа на нём…, в тяжёлых… . Ноги толстые, как … . Длинный…. с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших… . Уши большие, как …., и висят вниз. Глаза совсем …., но умные и добрые. Это…. .
в) Вспомните героев произведения. Допишите. (слайд 23)