Просмотр содержимого документа
«Урок-проект по литературному чтению»
Тема: Г. К. Паустовский «Стальное колечко». УРОК- ПРОЕКТ
ЦЕЛЬ УРОКА:
Формировать вдумчивое отношение к авторскому слову, навыки сознательного выразительного чтения, читательской самостоятельности. Формировать умения постигать смысл и художественное содержание художественных произведений, усвоение детьми основ филологической оценки произведения. Создать условия для эмоционально-эстетического воспитания, соответствующей атмосферы для духовного совершенствования.
развивать языковое чутьё, внимательное отношение к слову, воображение;
воспитывать внимательное, чуткое отношение к природе, культуру речи
ХОД УРОКА
1.Оргмомент. .
2. Упражнение на развитие навыков осознанного и беглого чтения.
( технология развивающего чтения)
- какие произведения Паустовского вы знаете? Сегодня вы познакомитесь с отрывком из рассказа «Тёплый хлеб» Я надеюсь, что этот отрывок подтолкнёт вас прочитать рассказ полностью.
Учащиеся получают отрывок из рассказа Паустовского «Тёплый хлеб»
С реки доносился частый стук ломов. Ребята и старики работали уже несколько дней. Они скалывали лёд у мельницы.
И вот лёд треснул. Хлынула с шумом вода. Старое колесо скрипнуло, посыпались сосульки. Колесо повернулось. Вдруг вся мельница заходила ходуном. Панкрат насыпал зерна. Первая мука полилась в мешки.
Вечером во дворах кололи дрова. Все избы в деревне светились от жаркого огня. Женщины месили тесто.
По деревне понёсся запах тёплого хлеба. На столах лежали хлеба с румяной корочкой.
( 76 слов)
ВОПРОСЫ:
Чем разбивали лёд? ( лом)
Сколько работали дней? ( несколько)
Где скалывали лёд? ( у мельницы)
Как заходила мельница? ( ходуном)
Как звали человека, насыпавшего зерно? ( Панкрат)
Куда полилась первая мука? ( в мешки)
Что делали вечером? ( кололи дрова)
Какой был огонь? ( жаркий)
Что за запах несся по деревне? ( запах тёплого хлеба)
Какая была корочка у хлеба? ( румяная)
3.Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы должны подвести итог нашей работы по творчеству К. Паустовского. Свои умения и знания мы должны выразить в проекте. Проект – это продукт нашего труда и оформим мы его в виде презентаций- газет. Выберите по одному человеку из группы, который красиво напишет название газеты. Постарайтесь это сделать без ошибок.
работа по группам.
1.Востановление содержания рассказа.
1гр.- инсценировка сцены с бойцами
2 гр.- Пересказ сцены потери колечка
3 гр.- выразительное чтение сцены со старым воробьем по ролям
4гр.- выразительное чтение описание прихода весны.
2. шапка вопросов. Блиц ( АННОТАЦИЯ – пишет один человек от группы)
Как звали Деда?
- Как звали девочку?
Как называлось село ,в котором жили дед с внучкой?
Куда пошла Варюша?
- Зачем пошла Варюша в село Переборы?
- Кого встретила?
- Сколько было бойцов?
В какое время года происходили события?
Какая выдалась зима?
Как назвал боец Варюшу?
Чем отблагодарил боец Варюшу?
На какой палец одел кольцо?
Какое чудо совершит кольцо, если его одеть на средний палец?
На какой палец нужно одеть кольцо, чтобы была радость?
Что увидит Варюша, одев кольцо на указательный палец?
-Что случилось с колечком, когда Варюша возвращался домой?
-Какие чувства овладели Варюшей?
-Что же случилось весной?
-Где нашла девочка колечко?
-Почему Варюша надела колечко на безымянный палец?
- Помогло ли чудесное колечко деду Кузьме?
-Что случилось, когда Варюша надела колечко на безымянный палец?
-Но почему же она не захотела надеть перстенёк на указательный палец?
-Что увидела вокруг себя девочка, о чём подумала?
3.работа с иллюстрациями.- нахождение отрывков к иллюстрациям
Каким ты представляешь себе героев?
Боец
-Варюша
3- Дед
4.- Сидор
Работа над проектами.
5.. Определение жанра- диспут
Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, то, значит, хочет, чтобы мы читали «Стальное колечко» как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить. Какова основная идея произведения.
Что поразило Варюшу? Почему она не надела перстенёк на указательный палец? Прочитайте и объясните слова Варюши: «Наша земля – истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!»
Сделайте вывод о том, какую «большущую радость» нашла девочка в весеннем лесу.
Подбор пословиц о Родине.
Родная сторона – мать, а чужая – мачеха
Всякому мила своя сторона. Родина любимая - что мать родимая. Родина - мать, умей за нее постоять. Своя земля и в горсти мила