kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-проектная задача по окружающему миру "Природные зоны России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке обобщения по теме "Природные зоны России", через систему заданий и при условии применения имеющихся материалов, стимулируется групповая деятельность детей направленная на создание информационного продукта. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-проектная задача по окружающему миру "Природные зоны России"»








Урок-проектная задача

по окружающему миру.

Тема: «Природные зоны»























Разработала:

Оськина Л.М.

учитель начальных классов

ГБОУ гимназии г. Сызрани.






Цели:

  • Обобщить и углубить знания по теме “Природные зоны России”

  • развивать познавательный интерес, речь, память, умение работать в группах, пользоваться дополнительной литературой, справочниками;

  • Воспитать у учащихся чувство гордости за Родину и любовь к родной природе.

Ход урока.


Задание для групп.

Представьте, что к нам  в школу должны приехать Ваши сверстники из другой страны. Нужно  рассказать ребятам об уникальности нашей страны, ее растительном и животном мире, ее природных зонах. Для этого вам предстоит  оформить  информационную   книжку – раскладушку со страницами   о   природе   на   тему  «Природные зоны России».

Подготовьте и оформите информационные страницы, содержащие:

1) заголовок – название темы;

2) небольшой текст– описание природной зоны (нужно  найти и выбрать из предложенных текстов  в файле с раздаточным материалом № 5);

3)на контурной карте определить расположение природной зоны( приложение №3)

4)  одно   стихотворение (можно найти в файле с раздаточным материалом№ 4);  

5)  ребусы, занимательные вопросы, интересные факты  по теме (нужно самостоятельно предварительно приготовить данный материал, можно воспользоваться раздаточным материалом приложения№ 6 );

6) экологические проблемы (нужно  найти и выбрать из предложенных текстов  в файле с раздаточным материалом № 7);


7) раздел «Красные страницы», об исчезающих животных и растениях(нужно самостоятельно предварительно приготовить данный материал).

В нижней части плаката обязательно укажите состав вашей группы. 

(На группы дети должны быть разделены заранее и собирать необходимый материал)

Время выполнения работы –  2  урока

 - Прежде, чем вы начнете работать с темой, начните заполнять Лист продвижения. (Приложение 1)

2.Выполнение работы.

3.Презентация своей природной зоны (не более 3 минут)

4. Рефлексия.

- Как вы думаете, урок цели достиг?

- Заполните лист самооценки. (Приложение 2)

Планируемый педагогический результат

          Демонстрация учащимися:

  • усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных ситуациях;

  • умения, работая в малой группе, создать конечный «продукт» - оформить информационную книжку- раскладушку, иллюстрирующую особенности каждой природной зоны России.

Способ и формат оценивания работы

Оценивается:

  • владение предметными знаниями и умениями;

  • умение применять их для решения практической задачи;

  • умение взаимодействовать в малой группе ( распределять работу, оказывать взаимопомощь, проводить взаимный контроль, объединять результаты работы отдельных участников группы в единый «продукт»). Оценивание этой группы умений проводится в форме экспертного наблюдения, в ходе которого заполняется экспертный лист

Приложение 1.

Лист планирования и продвижения по заданию

Название группы ___________________________________________

Тема, выбранная группой ___________________________________________________________

запишите выбранную вами тему

Форма представления проекта: информационная страница

Кто делает ________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка о выполнении  ( + или  – )

  1. Распределяем обязанности ______________________________

  1. Ищем пословицы и поговорки _______________________________________________________

  1. Работаем с заголовком  ___________________________________

  1. Ищем загадки и занимательные задания _______________________________________________________

  1. Ищем научные и интересные факты _______________________________________________________

  1. Вырезаем  _______________________________________________

  1. Приклеиваем  ____________________________________________

  1. Пишем __________________________________________________

  1. Представляем работу ___________________________________

Приложение 2

Лист самооценки

Название группы ___________________________________________

Фамилия имя _________________________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь ∨ вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы..

  А. Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.

  Б. Почти все сделали без меня.


Приложение 3


Приложение 4



Арктика.

Здесь круглый год метет пурга,

Куда ни глянь, одни снега.

Не всякий выживает тут,

Без теплой шубы холод лют.

И даже летом и весной

Покров не тает ледяной.

Тундра.

По широкой тундре едешь дни и ночи;

Но нигде не встретишь леса или рощи,

Лишь торчат сугробы вдоль болотных кочек.

Да в снегу кустарник борозду полощет.

Лес.

Нет ничего милее, бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,

Душистая малина на кустиках густых.

Степь

На все стороны степь:

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь,

Неоглядный простор!

Пустыня.

Куда ни кинешь взгляд- песок,

И прямо, и наискосок.

Не знают здесь, что значит тень,

Ведь солнце жарит целый день.

Но если дождик вдруг польёт,

Пустыня мигом оживёт.

Да только в том загвоздка вот,

Что дождик льёт всего раз в год.

Но те, кто проживает тут,

Другой погоды и не ждут.

Приложение №5.

Описание природной зоны

_____________________________

- это зона островов лежащих около  Северного полюса.

Несколько месяцев здесь длится полярная ночь. Затем наступает полярный день.  Зима долгая,  дуют ветры, бушует  пурга.  Температура опускается  до  - 60.   Иногда возникают удивительно красоты полярные сияния. Летом  тепла тоже мало. Лето короткое, холодное. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.

________________________________

 - эта зона протянулась вдоль берегов  северных морей. Здесь длинная  морозная зима (7-8 месяцев), довольно суровая (мороз до -50), много снега и сильная метель. В середине зимы два месяца длится полярная ночь. Короткое и прохладное лето, и хотя наступает полярный день, часто  бывают заморозки. Летом земля оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Воде некуда уходить, ведь она впитывается в землю. Поэтому  здесь  много  болот и озёр, а почва очень влажная .

________________________________

 - эта зона расположена южнее тундры большей частью на Восточно–Европейской и Западно-Сибирской равнинах. Лето теплое, зима короче  и мягче, чем в тундре. Хорошо  выражены все четыре времени года.  Это самая большая природная зона. В ней три части: самая большая часть – тайга, вторая –смешанные леса, третья – широколиственные  леса.

________________________________

 - эта зона раскинулась южнее  зоны лесов. Здесь достаточно  теплое,    продолжительное,  засушливое  лето. Часто  дуют теплые  сухие  ветры (суховеи). Иногда они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко. Обычно они ливневые. Зимы короткие, холодные и малоснежные. Эта зона славится самой плодородной почвой – чернозёмом.

_____________________________________

- эта зона в Росси занимает маленькую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и к востоку от низовьев Волги. . Лето  здесь  очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до +70, а температура воздуха в тени поднимается выше + 40. Порой за всё лето не бывает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Ночью  прохладно, потому что песок и глина быстро  остывают. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается  до  - 10 градусов, и длится 2-3 месяца. Снег выпадает не везде.



Приложение №6.

Для  рубрики «А знаете ли Вы…?»

  • Чёрная рыбка даллия 10 месяцев без просыпу спит, да ещё вмерзши в лёд.

  • Белые медведи летом могут стать красноватыми и даже зеленоватыми. Отчего так бывает?

  • В Арктике бывает "водяное небо". Что это?

  • Белая сова днём и ночью  хорошо видит и охотится и днём, и ночью.

  • Песцы приспособились хранить в вечной мерзлоте свои запасы. Складывают в норы, как в холодильник рыбу, леммингов, птиц и яйца.

  • Гагары ходить не умеют, они на животе по земле ползают.

  • У дятла язык длиною в половину туловища. Муравьи липнут на него дюжинами.

  • Живёт в степи зверюшка, у которой всё не как у других, всё наоборот. Все по земле бегают, а она под землёй. Все у травы вершки объедают, а она - корешки. У неё сначала зубы, а потом губы, чтобы земля в рот не попадала, когда зверюшка роет её зубами. Бегает зверюшка задом наперёд и «включает то задний, то передний ход. И имя у неё необычное - слепушонка».

  • Суслик умеет пыль в глаза пускать. Увидит лису, юркнет в нору, она за ним, а он ей лапами пыль в глаза. Пока лиса прочихается, проморгается, ищи его.

  • Птица-щур кусачих ос не боится. Глотает вместе с жалом.

  • Розовые скворцы могут справится с целой стаей саранчи.


  • Тюленята с рождения лежат на голом льду и хоть бы что! Ещё здоровее становятся: за месяц вдвое растут и впятеро тяжелеют.

  • Киты-белухи умеют щебетать, щёлкать, клокотать, стрекотать и свистеть по-птичьи. За это прозвали их морскими канарейками.

  • Если бы Буратино сделали из саксаула, то он бы утонул в пруду черепахи Тортиллы. Почему?

  • Ушастый ёжик может съесть самую ядовитую змею, скорпиона, ядовитого паука-тарантула- и хоть бы что. Даже живот не заболит.

Приложение №7.

Экологические проблемы

Изменение климата и таяние арктических льдов (повышается температура и сокращается территория ледников, природная зона арктических пустынь активно сокращается, что может привести к абсолютному ее исчезновению), Загрязнение вод северных морей стоками нефти, морским транспортом, тяжелыми металлами, органическими и радиоактивными веществами, Воздушные массы Арктики загрязняются, выпадают кислотные дожди и образуются озоновые дыры, Сокращение популяции арктических животных (активный вылов рыбы и добыча морепродуктов) и изменение их среды обитания, биоразнообразия. 

Вырубка лесов. Засорение бытовым мусором. Шум.Лесные пожары. Засорение вод. Браконьерство. 

Многократная распашка земель с тонким плодородным слоем, под которым находится песок, распахивание целинных земель, эрозия почвы, формирование полупустынь, перевыпас скота, вытаптывание трав скотом.

Расширение опустынивания земель (как следствие: превращение людей в экологических беженцев, уменьшение количества кормов для скота, материальные убытки в сельском хозяйстве) из-за распашки земель, в зонах, подверженных опустыниванию, дефицита воды и других причин. Пылевые бури, Неумеренное орошение, Неумеренный выпас скота, Браконьерство.

Активное сведение (вырубка) лесов, Отсутствие эффективной лесной охраны, как следствие большое количество лесных пожаров, Засорение рек, заболоченных вырубками, Браконьерство, сокращение многих охотниче-промысловых видов животных, Сокращение численности многих видов растений и животных, в результате интенсивных вырубок оказавшимися на грани уничтожения, Свалки промышленных отходов, загрязнение токсическими и радиоактивными отходами.

Нарушается почвенный покров от гусениц тракторов и вездеходов, Незаконная охота — браконьерство, Оленьи пастбища вытаптываются, количество оленей уменьшается, Местность загрязняется нефтью во время её добычи. 




Задания для групп



Группа № ______

ЗОНА ___________________________________________________

Подготовительная работа:

  1. Найти и подготовить фото и рисунки данной природной зоны, растений и животных.

  2. Найти загадки,  пословицы, ребусы, занимательные  задания, интересные факты.

  3. Сведения о животных и растениях данной природной зоны, занесенных в Красную книгу.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-проектная задача по окружающему миру "Природные зоны России"

Автор: Оськина Лариса Михайловна

Дата: 08.08.2020

Номер свидетельства: 555464


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства