kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-проект окружающего мира "Моё Оренбуржье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поможет учителю при разработки урока окружающего мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-проект окружающего мира "Моё Оренбуржье"»

Урок-проект окружающего мира

«Моё Оренбуржье» 3 класс

Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!


Актуальность проекта

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных, ценностных ориентиров, чувств.

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и школе, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В современных условиях остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», для формирования патриота своей страны. Важно понимать, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, природу. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.  Актуальность программы заключается в том, что она позволяет больше узнать, правильно понять исторические, природные особенности  малой Родины. Содействует сохранению того, что веками создавалось  народом, проживающим на этой территории. Воспитывая у детей любовь к малой Родине, самое главное - необходимо подвести к пониманию, что наше село – частица большой Родины - России. Важно показать уникальность родного города, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Следует понимать, что мир ребёнка отличается от мировоззрений взрослого человека. Мир ребёнка - это его дом, семья, улица, ближайшая территория: двор, лес, река - всё-то, что окружает его, влияет на его жизнь.

Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Работа по формированию патриотизма, экологических знаний более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребёнка. Мы педагоги, и, конечно же, родители должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родного края. Это даёт возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, к малой родине.


Цель: формирование первичных представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста.


Задачи проекта:

1. Сформировать основы экологического сознания, осуществляя познавательно-речевое и коммуникативно-личностное развитие детей в процессе экспериментальной и опытнической деятельности детей.

2. Сформировать умения рассказывать о малой родине, познакомить взрослых и сверстников с ее объектами.

3. Прививать правила, умения и навыки экспериментальной деятельности, проводить эксперименты по алгоритму со слов учителя.


1.3. Принципы и подходы:

Подходы:

1. Гуманитарный (изучение интересов, потребностей и возможностей старших дошкольников; расширение возможностей детей);

2. Культурно-исторический (обогащение детского развития за счёт знакомства с историей башкирского народа; построение образовательной деятельности на основе потребностей и мотивов; введение детей в культурно-исторический аспект изучаемого материала)

3. Системно-деятельностный (поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; приобщение детей к социокультурным ценностям общества).

Принципы:

* содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

* поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

* сотрудничество с семьей;

* приобщение детей к социокультурным нормам;

* формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

1.4. Возрастные особенности детей,

Проект учитывает возрастные особенности освоения программного материала. В этом возрасте ребенок стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно осознает связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В школьном возрасте превалирует тенденция бережного отношения ко всему живому. Общение детей становится раскрытым, полным, они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Развивается исследовательская активность школьников в процессе изучения природных ресурсов родного края, а так же формируются представления о причинно-следственных связях в процессе изучения природы родного края.

Организационные условия.

Организация образовательной деятельности школьного учреждения по реализации программного материала строится с учетом ряда особенностей: национально-культурных, демографических, климатических условий.

Одним из важнейших принципов реализации программы является учет национально-культурных, климатических и других особенностей нашего региона – Оренбуржья. Оренбуржье находится в глубине материка Евразия, ее резко континентальный климат (температура зимой -30*, летом +30*) оказывает существенное влияние на воспитательно-образовательный процесс. Географическое положение Оренбургской области (граница Европы и Азии), соседство с Казахстаном, Башкирией.

Материально-технические условия. При реализации проекта «Мое Оренбуржье» организация предметно-развивающей осуществляется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования; санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и режиму воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Планируемые результаты

  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно - исследовательской деятельности;

  • проявляет интерес к предметам и явлениям природно-предметного мира. Задает вопросы «Почему?» «Зачем?» «Как?»;

  • самостоятельно выполняет ряд последовательных действий по алгоритму, предложенному воспитателем (проводит опыт).

  • демонстрирует результаты своих исследований, через презентации, дневники наблюдений, создание коллекций);

Формы подведения итогов реализации проекта

  • выставка детских рисунков «Моя речка»

  • создание и последующий анализ содержания альбома « Реки и родники Оренбуржья»

  • создание книги «Красная книга Оренбургского края»


Тема проекта: Экологические проблемы рек и родников своей местности.


Цели:

- дополнить представления учащихся о роли воды в жизни человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения; расширить общий кругозор детей;

- формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе, привить стремление к бережному отношению к водным ресурсам.

Задачи:

- расширить представления учащихся о значении воды для человека, о водных источниках;

- развивать познавательную активность, интерес к изучению проблем экологии;

- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам родного края;

Методы: наглядный, словесно-иллюстративный, практический

Оборудование: мультимедийная презентация, рисунки учащихся, иллюстрации с изображением воды, песня «Живи, родник» в исполнении С.Беликова

Предварительная подготовка: подготовить рисунки на тему «Моя речка», принести фотографии с изображением наших речек, выучить стихи о реке. Кабинет оформить фотографиями с изображением воды, иллюстрациями.
Планируемые результаты: 
Предметные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. 
Метапредметные: осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи; определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию. 
Личностные: формировать способность осознавать и оценивать свои мысли; освоение личностного смысла учения, желания учиться. 

                                                                    Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас, 
Все зашли спокойно в класс, 
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво, 
Тихо сели, спинки прямо. 
Все с улыбочкой вздохнем 
И занятие начнём. 
 

2. Актуализация знаний.
- Ребята, к уроку я просила вас нарисовать на тему: «Моя речка». Давайте рассмотрим ваши рисунки, а каждый автор рисунка пояснит его сюжет. (Рассматриваются рисунки детей и выслушиваются рассказы авторов о своём рисунке.)

- Ребята, кто из вас принёс фотографии из ваших фотоальбомов с изображением наших речек? (Дети участвуют в фотовернисаже».
- А для чего нужны речки? (Поразмышляв, дети высказывают своё мнение.)

- Сейчас нам трое подготовленных детей прочтут стихотворения.  

 *****

Вдоль берега тихой речки
Паслись коровы, бык и овечки.
В полдень пошли они к водопою.
Речка водицей чистой напоит
Стадо коров, быка и овечку.
После полудня озорные детишки
Прибегут купаться на нашу речку.                Васильева Л.


*****

Солнце светит, солнце жарит, 
Не укрыться и в тени.
Кто работою не занят –
У реки проводят дни.
В ней прохлада, в ней спасенье,
Неохота вылезать,
Да и лучше развлеченья
В целом мире не сыскать.
Можно плавать и плескаться,
Кувыркаться и нырять,
В речке в мячик наиграться
И у речки загорать.
Крики, хохот и веселье – 
Слышно даже вдалеке –
От рассвета до заката
Раздаются на реке!                       Авенберг И.


*****

Речка, реченька, река
Широка и глубока.
Ты течёшь между полей,
Городов и деревень.
Подо льдом бежишь зимой,
Разливаешься весной,
В осень листья-корабли
Тихо плавают все дни.
Ты для рыбы - дом родной.
Для животных - водопой.
Звёздам - зеркало большое.
По ночам они не спят.
До утра в тебя глядят.                      Ашапина Т.


- Послушав стихотворения, ответьте на вопросы:

Чем является речка для рыбы? (Домом родным.)

Для животных? (Водопоем.)

Для людей? (Развлечением.)

 

Биологи называют ее «колыбель жизни». Ни одно живое существо не может обойтись без воды. 
Не умыться, не напиться
Без воды. 
Листику не распуститься
Без воды. 
Без воды прожить не могут 
Птица, зверь и человек! 
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода! (Е.П. Богомолова) 
Зовут воду в народе не иначе, как “матушка”, “царица”. Водица-царица, красна девица. Матушка-водица. К ней раньше всегда обращались уважительно.

3. Целеполагание. 

(На доске 4 карточки со словами.)

своей местности.

и родников

Экологические

проблемы рек

 

- Расположив правильно слова, вы узнаете тему нашего занятия. (Дети составляют.)

- Прочитаем хором тему сегодняшнего занятия:

Экологические проблемы рек и родников своей местности.

- Какие задачи поставим на уроке?

Используя опорные слова, поставим задачи:

Мы узнаем… (основные факторы загрязнения водоёмов.)

Будем учиться… (бережно относиться к водным ресурсам родного края.)

4. Формирование новых знаний. 
- Разгадайте, ребятки, такую загадку: 
 

*****

Я теку издалека,
Омываю берега,
Широка и глубока,
Называюсь я…(РЕКА.)

- Правильно, это река.

 

- Ребята! Сегодня наш урок посвящен изучению родной природы и законам экологии.

- Как вы понимаете слово экология, что она означает? (Экология - это наука об отношениях живых организмов между собой и окружающей средой.)

Экология – это наука, которая изучает наш дом - планету Земля, и то, как надо жить в этом доме, т.е. это наука об отношениях живых организмов между собой и окружающей средой.

- Есть в нашем крае речки, родники, озёра? Назовите. (Да, есть. Река Каменка, озеро Мраморное (Холодное), множество родников.) - СЛАЙДЫ

- Вы что-нибудь слышали об экологическом состоянии наших водоёмов?

 (В основном мусор летит со свалок.)

Учитель: Посмотрите на эти чудеса! (Показ фотографий детей на фоне речки.)

 Ребята, а вы какой вклад вносите в дело возрождения наших родников и рек?

(ответы ребят об акции «Чистые берега!»)

(Учитель показывает фотографии с изображением ребят, занимающихся благоустройством речки.)

                                                      Водные объекты в районе

Речная сеть района принадлежит бассейну Урала. Река Урал - основная водная артерия района. Основными притоками Урала на территории района являются Малая и Большая Уртазымки, Ташла, Бурля и др.

Река Суундук – второй по значению водоток на территории района, крупный приток Урала, течет с севера на юг и впадает в Ириклинское водохранилище, образуя Суундукский залив.

На территории района расположена большая часть крупнейшего искусственного водоема области Ириклинского водохранилища. Береговая линия водохранилища составляет 415 км.

  

Суундук — река в Оренбургской области России, левый приток Урала.

Длина реки- 174 км

Бассейн реки- 6430 км²


География

(Исток) -  Берёт начало на Урало-Тобольском водоразделе.

(Устье) - Впадает в Ириклинское водохранилище, до его затопления впадал непосредственно в Урал, в этот период длина реки составляла 174 км, а площадь водосборного бассейна была 6430 км²[2].

Режим реки изучается Приволжским УГМС у пос. Майский. Река используется местным населением для хозяйственно-бытовых нужд.

Притоки

Объекты перечислены по порядку от устья к истоку.

15 км: Караганка

23 км: Базарбай

36 км: Жуса

49 км: Желдыбай

55 км: Жаман-Акжар

68 км: Якши-Акжар

73 км: Урус-Кискен

89 км: Крыкла

91 км: Каинда

100 км: Айдырля

112 км: Каменка

121 км: Байтук

128 км: Карабутак

129 км: Солончанка

141 км: Безымянка

Основные притоки: КаменкаАйдырля, Урус-Каскен, Якши-АкжарЖуса.

 

Водная  система

Ириклинское водохранилище → Урал → Каспийское море

 

Район располагает: -  благополучной экологической обстановкой.

 

5. Работа над проектом

- Ребята, вы уже разделились на две группы. Сейчас первая группа сделает проект «Чистая речка», а вторая группа проект «Грязная речка». На столах у вас уже есть всё необходимое для работы. Приступайте!

(Капитаны рассказывают о своих проектах.)

- Дети, представьте, что вы сейчас собрались на речку. На какую речку из нашего проекта вы бы хотели пойти? Почему?
 

- Посмотрите, у меня в руках поделка «Ромашки». К какому проекту она подходит? (К первому проекту «Чистая речка».)

 

Как прекрасно в родной стороне,

Где журчат родники под горою,

Где на утренней ранней заре

Мы уходим на вахту с тобою.

 

Мы в ответе за все на земле,

Не должны допустить мы промашки

Родники под горой, а на ней

Хороводом белеют ромашки.

 

Дышит песнею звонкий родник

Перед ним я стою очарован.

Красоту эту надо хранить

И беречь ее снова и снова.

 

Песни звон и в тебе и во мне

Ясным днем и в любое ненастье.

Пусть поют родники по весне,

Пусть поют свои песни о счастье.

 

 Мы в ответе за все на земле,

Не должны допустить мы промашки.

Родники под горой, а на ней

Хороводом белеют ромашки.

 

6. Итог урока. Рефлексия. 
Учитель: О чем мы говорили сегодня на уроке?

-Что вы для себя взяли полезного?

- Оцените свою работу. (Дерево знаний.)

 

Учитель: Жизнь дана нам один раз и надо прожить ее достойно. Мы рождены не для того, чтобы губить будущее, а чтобы продолжить род человеческий, преумножать красоту и богатство природы. Берегите природу!

Помните у М. Пришвина: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо охранять и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

 

 

Звучит песня В. Добрынина «Живи, родник, живи!» в исполнении Сергея Беликова.

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-проект окружающего мира "Моё Оренбуржье"

Автор: Гончарова Ольга Николаевна

Дата: 28.07.2021

Номер свидетельства: 584899


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства