Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум по технологии»
При использовании слов "ознакомить", "познакомить" или "учить" в формулировке цели и обучающей задачи педагог указывает, что основные действия остаются за педагогом, что не соответствует требованиям стандарта!!! В дидактическом обосновании следует указывать методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся.
Тема: Ритм в декоративно-прикладном искусстве.
Цель урока: Создать условия для овладения приемами составления орнаментов из ритмично чередующихся элементов в технике бумажной аппликации.
Задачи:
1. Формирование представления о понятии«ритм» в окружающей действительности и в декоративно-прикладном искусстве.
2. Формирование умения составлять сложный, многоэлементный орнамент, придерживаясь заданного художественного стиля; умения планировать и выполнять технологические операции, развитие художественных и конструкторско-технологических способностей.
3. Воспитание ответственности за результаты учебного труда, формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Оборудование:мультимедийное оборудование,образцы изделий, шаблоны для элементов орнамента (используются по желанию) клей-карандаш (не использовать жидкий клей!), ножницы, плотный картон белого или желтоватого цвета, цветная бумага (красная); чёрная краска и кисть № 2-3 (предпочтительный вариант), чёрный карандаш или ручка (использовать фломастер нежелательно).
Тип урока: ОТКРЫТИЕ НОВОГО (урок – практикум)
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная - предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи;
-групповая - способствует реализации познавательных целей, повышает производительность труда учащихся, развивает их познавательную активность и самостоятельность, расширяет границы межличностных отношений и способствует возникновению связей между учащимися;
Методы обучения: проблемный, частичнопоисковый.
Класс: 4
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
САМООПРЕДЕЛЕ-НИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Беседа
Знакомо ли вам слово «ритм»? Приходилось ли раньше его слышать?
А теперь давайте услышим сам ритм - похлопаем в ладоши. Два хлопка – пауза – три хлопка. Снова два хлопка – пауза – три хлопка. И так несколько раз. И получится у нас РИТМ.
Теперь посидим тихо-тихо, прислушаемся как стучит сердце: тук-тук… тук-тук... Это тоже ритм. Тикают часы, качается маятник – ритм.
День сменяется ночью - ритм. Вслед за осенью приходит зима, весна сменяется летом, и снова наступает осень – ритм. На море чередуются приливы и отливы – ритм.
Забор вокруг нашего парка: десять прутиков – столбик, десять прутиков – столбик… - ритм!.
«Однажды в студёную зимнюю пору»…- чувствуете ритм стихотворения? Теперь произнесите нараспев… ну, хотя бы «Двенадцать, четырнадцать, семьдесят, сорок»…Слова совсем другие, а ритм – тот же!
Свои ритмы бывают в природе, в музыке, в поэзии, в танце, в окружающей нас жизни.
И в декоративно-прикладном искусстве тоже. Давайте узнаем, из чего они складываются, и научимся использовать их в своём творчестве
Дети отвечают на вопросы учителя, выполняют предложенные действия.
Познавательные УУД
1. Формируем умение усваивать и анализировать вербальную информацию
2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов и явлений.
3. Формируем умение на основе анализа объектов и явлений делать выводы.
Коммуникативные
Формируем умение оформлять свои мысли, формирование умения сотрудничества в коллективе
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ
Познавательно-аналитическая беседа
-Посмотрите на слайды. Что изображено на них?
На экране картинки:
- Какие виды росписей использованы для их декорирования?
- Рассмотрите еще раз образцы, представленные на экране, и скажите, в чём главное отличие мезенской росписи от двух других?
- Ответ не вполне верный. В знакомой нам разновидности хохломской росписи «кудрина» тоже используются только 2 цвета
- Ответ не вполне верный. В городецкой росписи часто присутсивуют изображения коней, птиц и даже людей
- А из чего складываеся этот орнамент?
- Так что же такое «ритм» в декоративном искусстве?
-
- Это изделия русских народных промыслов
- Хохломская, Городецкая, Мезенская росписи по дереву
Наиболее вероятные варианты ответов:
- Использованы только 2 цвета
- Изображены животные - кони и лоси
- Изображены не цветы, а геометрический орнамент
- Из одинаковых, повторяющихся в определённом порядке деталей, элементов
- Чередование элементов орнамента
в определённой, правильной последовательности
Познавательные УУД
1. Формируем умение извлекать информацию из иллюстраций.
2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.
3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД
Формируем умение высказывать своё предположение
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
Анализ изделия
- Какие традиционные материалы были использованы для изготовления рассмотренного нами изделия?
- К сегодняшнему уроку вы принесли с собой белый картон, красную цветную бумагу, ножницы, чёрный карандаш (кисть и краску) и клей. Как вы думаете, что предстоит нам сегодня сделать?
- Какую технику мы будем использовать?
- Что вы уже умеете делать?
- Давайте рассмотрим ещё несколько образцов традиционной мезенской росписи и аппликации в её стиле. При составлении подобного орнамента, какую трудность вы будете испытывать?
Дерево, краски, лак
- Составить орнамент в стиле мезенской росписи из ритмично чередующихся деталей
- Бумажную аппликацию с подрисовкой тонких чёрных деталей
-Мы умеем вырезать отдельные повторяющиеся детали из сложенной гармошкой бумаги
- Мы умеем вырезать повторяющиеся детали, соединённые между собой в гирлянду.
- Нужно не забывать о правильности чередования деталей. - Нужно, чтобы детали были выстроены по горизонтальным линиям, не «уходили» вверх или вниз
- Нужно, чтобы между основными элементами сохранялось одинаковое расстояние
Регулятивные УУД
Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
Открытие практического умения
- -Есть ли среди Вас тот, кто догадался, как
справиться с перечисленными трудностями?
-Предлагаю вам рассказать об этом, объединившись в группы по желанию.
-Что нам предстоит делать?
-Кто в группах нашел способ правильного расположения деталей?
-Кто дополнит?
-Что самое сложное?
Дети разделяются на группы.
Рассматривают образцы росписи.
/ Работа в группах
Нужно простым карандашом нанести на декорируемую поверхность тонкие горизонтальные и вертикальные вспомогательные линии, и по ним выстраивать крупные элементы орнамента
Коммуникативные УУД
1. Формируем умение слушать и понимать других.
2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД
Формируем способность добывать новые знания путем визуального изучения готовых изделий , переработка информации: сравнение с образцом
Регулятивные УУД
Формируем умение
отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско- технологических и декоративно- художественных задач в зависимости от конкретных условий
Планирование предстоящей практической работы (выстраивание последовательности изготовления изделия)
- Представьте, каким будет ваш орнамент?
- Какой формат картона вы выберете для своей работы?
- Из каких основных элементов будет складываться ваш орнамент? В каком ритме они будут чередоваться?
- Назовите порядок, в котором будет выполняться работа
- А-4, А-8 (предпочтительнее)
- Лоси, кони, «букашки», горизонтальные полосы, горизонтальные ряды ромбов, треугольников
План работы.
- Сделать тонкую карандашную разметку на листе картона - клетку 2х2 или 3х3 см.
- Из сложенной гармошкой красной бумаги вырезать (по собственному рисунку или шаблону) заготовки для оленей, коней и «букашек».
- Расположить в задуманной последовательности на картоне, приклеить.
- Вырезать «гирлянды» треугольников и ромбов, разместить между полосами, приклеить.
Дорисовать чёрные детали: ноги, рога, усики, завитушки и т.п.
Регулятивные УУД
Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Регулятивные УУД
Формируем умение высказывать своё предположение, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Самостоятельно-практическая работа
-При работе, с каким инструментом нужно быть внимательным?
- Как правильно разместить инструменты и материала на рабочем столе, чтобы они не мешали вам и вашим товарищам?
- Для того, чтобы успеть справиться с заданием, продолжим работу в группах. Поэтому распределите работу так, чтобы все члены вашей группы были задействованы.
-Нужно аккуратно работать ножницами, так как можно пораниться.
Ученики организуют свои рабочие места, распределяют «роли» в группе: кто-то занят разметкой картона, кто-то складывает гармошкой бумагу, кто-то обводит по шаблону фигуры, кто-то вырезает, кто-то наклеивает.
Коммуникативные УУД
Формируем готовность к сотрудничеству, умение договариваться
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)
Уборка рабочих мест.
Обобщение.
-Ребята, что нового узнали на уроке, чему научились?
-Что сделали бы сейчас по-другому?
- Что сделаем теперь?
Оформляем выставку работ.
Личностные УУД
Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
РЕФЛЕКСИЯ
Оценка практической деятельности
-Давайте обсудим и оценим готовые изделия по критериям: качество, выдержанность заданного стиля, степень оригинальности, самостоятельность.
-Оцените работу друг друга в группе.
-Что вам хочется сделать со своей гирляндой?
-Какую цель мы ставили в начале урока?
-Удалось её решить? Каким способом?
-Вам понравилось работать в группе?
В рекомендательной форме указываются на недочёты в работе
Личностные УУД
Формируем умение описывать свои чувства, оценивать работы
Приложение. В процессе урока можно воспользоваться шаблонами фигурок гирлянд, данных в учебнике, можно предложить свои шаблоны.
Используемая литература:
ДОПОЛНИТЕЛЬНО (примерные задачи урока):
- формирование умений планировать и выполнять технологические операции; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи,
- определение общей цели и путей ее достижения;;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;