kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-практикум по технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для овладения приемами составления орнаментов из ритмично ередующихся элементов в технике бумажной аппликации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум по технологии»

При использовании слов "ознакомить", "познакомить" или "учить" в формулировке цели и обучающей задачи педагог указывает, что основные действия остаются за педагогом, что не соответствует требованиям стандарта!!! В дидактическом обосновании следует указывать методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся. 


Тема: Ритм в декоративно-прикладном искусстве.

Цель урока: Создать условия для овладения приемами составления орнаментов из ритмично чередующихся элементов в технике бумажной аппликации.

Задачи:

1. Формирование представления о понятии «ритм» в окружающей действительности и в декоративно-прикладном искусстве.

2. Формирование умения составлять сложный, многоэлементный орнамент, придерживаясь заданного художественного стиля; умения планировать и выполнять технологические операции, развитие художественных и конструкторско-технологических способностей.

3. Воспитание ответственности за результаты учебного труда, формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Оборудование: мультимедийное оборудование, образцы изделий, шаблоны для элементов орнамента (используются по желанию) клей-карандаш (не использовать жидкий клей!), ножницы, плотный картон белого или желтоватого цвета, цветная бумага (красная); чёрная краска и кисть № 2-3 (предпочтительный вариант), чёрный карандаш или ручка (использовать фломастер нежелательно).

Тип урока: ОТКРЫТИЕ НОВОГО (урок – практикум)

Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная - предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи;

-групповая - способствует реализации познавательных целей, повышает производительность труда учащихся, развивает их познавательную активность и самостоятельность, расширяет границы межличностных отношений и способствует возникновению связей между учащимися;

Методы обучения: проблемный, частичнопоисковый.


Класс: 4

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

САМООПРЕДЕЛЕ-НИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Беседа

Знакомо ли вам слово «ритм»? Приходилось ли раньше его слышать?

А теперь давайте услышим сам ритм - похлопаем в ладоши. Два хлопка – пауза – три хлопка. Снова два хлопка – пауза – три хлопка. И так несколько раз. И получится у нас РИТМ.

Теперь посидим тихо-тихо, прислушаемся как стучит сердце: тук-тук… тук-тук... Это тоже ритм. Тикают часы, качается маятник – ритм.

День сменяется ночью - ритм. Вслед за осенью приходит зима, весна сменяется летом, и снова наступает осень – ритм. На море чередуются приливы и отливы – ритм.

Забор вокруг нашего парка: десять прутиков – столбик, десять прутиков – столбик… - ритм!.

«Однажды в студёную зимнюю пору»…- чувствуете ритм стихотворения? Теперь произнесите нараспев… ну, хотя бы «Двенадцать, четырнадцать, семьдесят, сорок»…Слова совсем другие, а ритм – тот же!

Свои ритмы бывают в природе, в музыке, в поэзии, в танце, в окружающей нас жизни.

И в декоративно-прикладном искусстве тоже. Давайте узнаем, из чего они складываются, и научимся использовать их в своём творчестве








Дети отвечают на вопросы учителя, выполняют предложенные действия.

Познавательные УУД

1. Формируем умение усваивать и анализировать вербальную информацию

2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов и явлений.

3. Формируем умение на основе анализа объектов и явлений делать выводы.





Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли, формирование умения сотрудничества в коллективе

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ


Познавательно-аналитическая беседа

-Посмотрите на слайды. Что изображено на них?

На экране картинки:



- Какие виды росписей использованы для их декорирования?


- Рассмотрите еще раз образцы, представленные на экране, и скажите, в чём главное отличие мезенской росписи от двух других?


- Ответ не вполне верный. В знакомой нам разновидности хохломской росписи «кудрина» тоже используются только 2 цвета

- Ответ не вполне верный. В городецкой росписи часто присутсивуют изображения коней, птиц и даже людей




- А из чего складываеся этот орнамент?




- Так что же такое «ритм» в декоративном искусстве?




-

- Это изделия русских народных промыслов

















- Хохломская, Городецкая, Мезенская росписи по дереву






Наиболее вероятные варианты ответов:

- Использованы только 2 цвета



- Изображены животные - кони и лоси


- Изображены не цветы, а геометрический орнамент


- Из одинаковых, повторяющихся в определённом порядке деталей, элементов


- Чередование элементов орнамента

в определённой, правильной последовательности




Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из иллюстраций.

2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.

3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.











Регулятивные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Анализ изделия

- Какие традиционные материалы были использованы для изготовления рассмотренного нами изделия?


- К сегодняшнему уроку вы принесли с собой белый картон, красную цветную бумагу, ножницы, чёрный карандаш (кисть и краску) и клей. Как вы думаете, что предстоит нам сегодня сделать?


- Какую технику мы будем использовать?




- Что вы уже умеете делать?








- Давайте рассмотрим ещё несколько образцов традиционной мезенской росписи и аппликации в её стиле. При составлении подобного орнамента, какую трудность вы будете испытывать?










Дерево, краски, лак




- Составить орнамент в стиле мезенской росписи из ритмично чередующихся деталей



- Бумажную аппликацию с подрисовкой тонких чёрных деталей


-Мы умеем вырезать отдельные повторяющиеся детали из сложенной гармошкой бумаги

- Мы умеем вырезать повторяющиеся детали, соединённые между собой в гирлянду.


- Нужно не забывать о правильности чередования деталей. - Нужно, чтобы детали были выстроены по горизонтальным линиям, не «уходили» вверх или вниз

- Нужно, чтобы между основными элементами сохранялось одинаковое расстояние




Регулятивные УУД

Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Открытие практического умения

- -Есть ли среди Вас тот, кто догадался, как

справиться с перечисленными трудностями?

-Предлагаю вам рассказать об этом, объединившись в группы по желанию.

-Что нам предстоит делать?



-Кто в группах нашел способ правильного расположения деталей?


-Кто дополнит?



-Что самое сложное?



Дети разделяются на группы.

Рассматривают образцы росписи.

/ Работа в группах





Нужно простым карандашом нанести на декорируемую поверхность тонкие горизонтальные и вертикальные вспомогательные линии, и по ним выстраивать крупные элементы орнамента






Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

Формируем способность добывать новые знания путем визуального изучения готовых изделий , переработка информации: сравнение с образцом


Регулятивные УУД

Формируем умение

отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско- технологических и декоративно- художественных задач в зависимости от конкретных условий


Планирование предстоящей практической работы (выстраивание последовательности изготовления изделия)

- Представьте, каким будет ваш орнамент?

- Какой формат картона вы выберете для своей работы?

- Из каких основных элементов будет складываться ваш орнамент? В каком ритме они будут чередоваться?


- Назовите порядок, в котором будет выполняться работа

























- А-4, А-8 (предпочтительнее)


- Лоси, кони, «букашки», горизонтальные полосы, горизонтальные ряды ромбов, треугольников


План работы.

- Сделать тонкую карандашную разметку на листе картона - клетку 2х2 или 3х3 см.

- Из сложенной гармошкой красной бумаги вырезать (по собственному рисунку или шаблону) заготовки для оленей, коней и «букашек».

- Расположить в задуманной последовательности на картоне, приклеить.

- Вырезать тонкие красные полосы, наклеить горизонтально.

- Вырезать «гирлянды» треугольников и ромбов, разместить между полосами, приклеить.

Дорисовать чёрные детали: ноги, рога, усики, завитушки и т.п.



Регулятивные УУД

Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Регулятивные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


Самостоятельно-практическая работа

-При работе, с каким инструментом нужно быть внимательным?

- Как правильно разместить инструменты и материала на рабочем столе, чтобы они не мешали вам и вашим товарищам?

- Для того, чтобы успеть справиться с заданием, продолжим работу в группах. Поэтому распределите работу так, чтобы все члены вашей группы были задействованы.



-Нужно аккуратно работать ножницами, так как можно пораниться.



Ученики организуют свои рабочие места, распределяют «роли» в группе: кто-то занят разметкой картона, кто-то складывает гармошкой бумагу, кто-то обводит по шаблону фигуры, кто-то вырезает, кто-то наклеивает.

Коммуникативные УУД

Формируем готовность к сотрудничеству, умение договариваться

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)

Уборка рабочих мест.


Обобщение.

-Ребята, что нового узнали на уроке, чему научились?

-Что сделали бы сейчас по-другому?

- Что сделаем теперь?







Оформляем выставку работ.

Личностные УУД

Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


РЕФЛЕКСИЯ

Оценка практической деятельности

-Давайте обсудим и оценим готовые изделия по критериям: качество, выдержанность заданного стиля, степень оригинальности, самостоятельность.

-Оцените работу друг друга в группе.

-Что вам хочется сделать со своей гирляндой?

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Удалось её решить? Каким способом?

-Вам понравилось работать в группе?


В рекомендательной форме указываются на недочёты в работе

Личностные УУД

Формируем умение описывать свои чувства, оценивать работы


Приложение. В процессе урока можно воспользоваться шаблонами фигурок гирлянд, данных в учебнике, можно предложить свои шаблоны.

Используемая литература:



ДОПОЛНИТЕЛЬНО (примерные задачи урока):

- формирование умений планировать и выполнять технологические операции; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи,

- определение общей цели и путей ее достижения;;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-практикум по технологии

Автор: Захарова Ольга Николаевна

Дата: 17.06.2018

Номер свидетельства: 473521


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства