При использовании слов "ознакомить", "познакомить" или "учить" в формулировке цели и обучающей задачи педагог указывает, что основные действия остаются за педагогом, что не соответствует требованиям стандарта!!! В дидактическом обосновании следует указывать методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся.
2. Формирование умения составлять сложный, многоэлементный орнамент, придерживаясь заданного художественного стиля; умения планировать и выполнять технологические операции, развитие художественных и конструкторско-технологических способностей.
3. Воспитание ответственности за результаты учебного труда, формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
- фронтальная - предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи;
-групповая - способствует реализации познавательных целей, повышает производительность труда учащихся, развивает их познавательную активность и самостоятельность, расширяет границы межличностных отношений и способствует возникновению связей между учащимися;
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
САМООПРЕДЕЛЕ-НИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Беседа Знакомо ли вам слово «ритм»? Приходилось ли раньше его слышать? А теперь давайте услышим сам ритм - похлопаем в ладоши. Два хлопка – пауза – три хлопка. Снова два хлопка – пауза – три хлопка. И так несколько раз. И получится у нас РИТМ. Теперь посидим тихо-тихо, прислушаемся как стучит сердце: тук-тук… тук-тук... Это тоже ритм. Тикают часы, качается маятник – ритм. День сменяется ночью - ритм. Вслед за осенью приходит зима, весна сменяется летом, и снова наступает осень – ритм. На море чередуются приливы и отливы – ритм. Забор вокруг нашего парка: десять прутиков – столбик, десять прутиков – столбик… - ритм!. «Однажды в студёную зимнюю пору»…- чувствуете ритм стихотворения? Теперь произнесите нараспев… ну, хотя бы «Двенадцать, четырнадцать, семьдесят, сорок»…Слова совсем другие, а ритм – тот же! Свои ритмы бывают в природе, в музыке, в поэзии, в танце, в окружающей нас жизни. И в декоративно-прикладном искусстве тоже. Давайте узнаем, из чего они складываются, и научимся использовать их в своём творчестве | Дети отвечают на вопросы учителя, выполняют предложенные действия. | Познавательные УУД 1. Формируем умение усваивать и анализировать вербальную информацию 2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов и явлений. 3. Формируем умение на основе анализа объектов и явлений делать выводы. Коммуникативные Формируем умение оформлять свои мысли, формирование умения сотрудничества в коллективе |
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ | Познавательно-аналитическая беседа -Посмотрите на слайды. Что изображено на них? На экране картинки: - Какие виды росписей использованы для их декорирования? - Рассмотрите еще раз образцы, представленные на экране, и скажите, в чём главное отличие мезенской росписи от двух других? - Ответ не вполне верный. В знакомой нам разновидности хохломской росписи «кудрина» тоже используются только 2 цвета - Ответ не вполне верный. В городецкой росписи часто присутсивуют изображения коней, птиц и даже людей - А из чего складываеся этот орнамент? - Так что же такое «ритм» в декоративном искусстве? - | - Это изделия русских народных промыслов - Хохломская, Городецкая, Мезенская росписи по дереву Наиболее вероятные варианты ответов: - Использованы только 2 цвета - Изображены животные - кони и лоси - Изображены не цветы, а геометрический орнамент - Из одинаковых, повторяющихся в определённом порядке деталей, элементов - Чередование элементов орнамента в определённой, правильной последовательности | Познавательные УУД 1. Формируем умение извлекать информацию из иллюстраций. 2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов. 3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД Формируем умение высказывать своё предположение |
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ | Анализ изделия - Какие традиционные материалы были использованы для изготовления рассмотренного нами изделия? - К сегодняшнему уроку вы принесли с собой белый картон, красную цветную бумагу, ножницы, чёрный карандаш (кисть и краску) и клей. Как вы думаете, что предстоит нам сегодня сделать? - Какую технику мы будем использовать? - Что вы уже умеете делать? - Давайте рассмотрим ещё несколько образцов традиционной мезенской росписи и аппликации в её стиле. При составлении подобного орнамента, какую трудность вы будете испытывать? | Дерево, краски, лак - Составить орнамент в стиле мезенской росписи из ритмично чередующихся деталей - Бумажную аппликацию с подрисовкой тонких чёрных деталей -Мы умеем вырезать отдельные повторяющиеся детали из сложенной гармошкой бумаги - Мы умеем вырезать повторяющиеся детали, соединённые между собой в гирлянду. - Нужно не забывать о правильности чередования деталей. - Нужно, чтобы детали были выстроены по горизонтальным линиям, не «уходили» вверх или вниз - Нужно, чтобы между основными элементами сохранялось одинаковое расстояние | Регулятивные УУД Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ | Открытие практического умения - -Есть ли среди Вас тот, кто догадался, как справиться с перечисленными трудностями? -Предлагаю вам рассказать об этом, объединившись в группы по желанию. -Что нам предстоит делать? -Кто в группах нашел способ правильного расположения деталей? -Кто дополнит? -Что самое сложное? | Дети разделяются на группы. Рассматривают образцы росписи. / Работа в группах Нужно простым карандашом нанести на декорируемую поверхность тонкие горизонтальные и вертикальные вспомогательные линии, и по ним выстраивать крупные элементы орнамента | Коммуникативные УУД 1. Формируем умение слушать и понимать других. 2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД Формируем способность добывать новые знания путем визуального изучения готовых изделий , переработка информации: сравнение с образцом Регулятивные УУД Формируем умение отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско- технологических и декоративно- художественных задач в зависимости от конкретных условий |
| Планирование предстоящей практической работы (выстраивание последовательности изготовления изделия) - Представьте, каким будет ваш орнамент? - Какой формат картона вы выберете для своей работы? - Из каких основных элементов будет складываться ваш орнамент? В каком ритме они будут чередоваться? - Назовите порядок, в котором будет выполняться работа | - А-4, А-8 (предпочтительнее) - Лоси, кони, «букашки», горизонтальные полосы, горизонтальные ряды ромбов, треугольников План работы. - Сделать тонкую карандашную разметку на листе картона - клетку 2х2 или 3х3 см. - Из сложенной гармошкой красной бумаги вырезать (по собственному рисунку или шаблону) заготовки для оленей, коней и «букашек». - Расположить в задуманной последовательности на картоне, приклеить. - Вырезать тонкие красные полосы, наклеить горизонтально. - Вырезать «гирлянды» треугольников и ромбов, разместить между полосами, приклеить. Дорисовать чёрные детали: ноги, рога, усики, завитушки и т.п. | Регулятивные УУД Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Регулятивные УУД Формируем умение высказывать своё предположение, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
| Самостоятельно-практическая работа -При работе, с каким инструментом нужно быть внимательным? - Как правильно разместить инструменты и материала на рабочем столе, чтобы они не мешали вам и вашим товарищам? - Для того, чтобы успеть справиться с заданием, продолжим работу в группах. Поэтому распределите работу так, чтобы все члены вашей группы были задействованы. | -Нужно аккуратно работать ножницами, так как можно пораниться. Ученики организуют свои рабочие места, распределяют «роли» в группе: кто-то занят разметкой картона, кто-то складывает гармошкой бумагу, кто-то обводит по шаблону фигуры, кто-то вырезает, кто-то наклеивает. | Коммуникативные УУД Формируем готовность к сотрудничеству, умение договариваться |
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ) | Уборка рабочих мест. Обобщение. -Ребята, что нового узнали на уроке, чему научились? -Что сделали бы сейчас по-другому? - Что сделаем теперь? | Оформляем выставку работ. | Личностные УУД Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
РЕФЛЕКСИЯ | Оценка практической деятельности -Давайте обсудим и оценим готовые изделия по критериям: качество, выдержанность заданного стиля, степень оригинальности, самостоятельность. -Оцените работу друг друга в группе. -Что вам хочется сделать со своей гирляндой? -Какую цель мы ставили в начале урока? -Удалось её решить? Каким способом? -Вам понравилось работать в группе? | В рекомендательной форме указываются на недочёты в работе | Личностные УУД Формируем умение описывать свои чувства, оценивать работы |
- формирование умений планировать и выполнять технологические операции; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи,
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;