kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по учебному предмету "Русская литература" в 4 классе на тему "А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…». С.Есенин «Пороша»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по учебному предмету "Русская литература" в 4 классе на тему "А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…». С.Есенин «Пороша» составлен в соответствии с календарно-тематическим планированием и учебной программой по учебному предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по учебному предмету "Русская литература" в 4 классе на тему "А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…». С.Есенин «Пороша»»

А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…». С.Есенин «Пороша»

Обучающая цель урока: познакомить со стихотворениями А.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…», С.Есенина «Пороша», планируется что по окончании урока учащиеся будут:

знать содержание стихотворений А.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…», С.Есенина «Пороша»,

уметь выразительно читать А.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…», С.Есенина «Пороша»!..».

Задачи: познакомить со произведением А.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…», С.Есенина «Пороша»!..», формировать и совершенствовать навыки сознательного и выразительного чтения; совершенствовать умения литературоведческого анализа произведения.

Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

Обогащать словарный запас учащихся, добиваться усиления коммуникативных свойств речи.

Создание условий, способствующих формированию у учащихся умений находить красочные средства изображения в поэтическом произведении.


Ход урока

  1. Организационный этап

-Здравствуйте, мальчики и девочки! Рада приветствовать вас на уроке. Предлагаю из букв собрать слово. (УРОК).

- К каждой букве слова «урок» подберите слова, обозначающие наши действия на уроке:

У- учиться;

Р-рассуждать;

О- отвечать;

К-красиво говорить.


  1. Речевая разминка (на доске)

Ах, ты, зимушка-зима,
Зима – морозная моя!
Я прошу тебя зима
Не морозь уж ты меня!

- Прочитайте глазками.

- Прочитайте стихотворение хором.

1 ряд - медленно,

2 ряд - быстрее,

3 - скороговоркой.

-А теперь нужно прочитать стихотворение красиво, а для этого, что нужно сделать? (найти слова, на которые падает логическое ударение, представить картинку и прочитать не торопясь.) 

Ребята, а кому из вас нравится зима?


  1. Проверка домашнего задания (5уч.)

Выразительное чтение по желанию Иван Бунин «Метель», Наталья Юркова «Вьюга».

Критерии: выразительность и правильность.

Самооценка. Оценка учителя.


  1. Актуализация знаний и умений учащихся

- Ребята, давайте вспомним, как называется раздел, который мы начали изучать? («Опять зима на саночках неслышно прикатила…»)

Тема нашего урока «А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…». С.Есенин «Пороша»»

Поставим цели урока

Сегодня на уроке я:

познакомлюсь…

узнаю…

научусь…

Мотивация.


  1. Введение в тему

А) Знакомство с биографией С.Есенина (на доске портрет писателя)

Работа в группах.

Перед вами текст с биографией С.Есенина. Выделите (подчеркните) важную информацию о писателе. Выберите ребят, которые познакомят с ней одноклассников. Работа в группах (4 группы)

1 группа - Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. Жизнь в русской глубинке с раннего детства вдохновляла мальчика, и уже в девять лет он написал свои первые стихи.


2 группа – Сергей Есенин закончил четырехклассное училище с отличием. Когда мальчику исполнилось 14 лет, его отдали в  учительскую школу: родители хотели, чтобы сын стал сельским учителем.

3 группа - После окончания школы, летом 1912 года, Сергей Есенин приехал в Москву. Но наперекор решению родителей устроился в книгоиздательство «Культура» и отказался учиться. В 1914 году начинает печататься в детских московских журналах.


4 группа - В 1916 году вышел первый сборник — «Радуница». Сам поэт писал: «Стихи мои произвели большое впечатление. Самые лучшие журналы того времени стали печатать Есенина.


5 группа - После выхода книги Есенина призвали в армию. В 1921 году Есенин уехал из Москвы в Среднюю Азию и Поволжье. Весной 1922 года Сергей Есенин уехал за границу. Он побывал в Германии, Бельгии, ФранцииИталии, Америке. В путешествии Есенин продолжал работать.


6 группа - К середине 1925 года Есенин заболел и 28 декабря 1925 года, ослабленный болезнью, поэт покончил с собой.

Выступление представителей групп. Слушайте внимательно выступающих. Информация, которую они представят, вам потребуется для выполнения следующего задания. Слушаем внимательно, готовимся дополнять

Б) Игра «Верные и неверные утверждения».


- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно - неверно» (в группах). Перед вами перышки, которыми в 18 веке писали свои произведения выдающиеся писатели и поэты. Если вы согласны с высказыванием, то показываете перышками плюс, если нет – минус. Члены группы могут быстро посовещаться.

1. Верно ли, что Есенина зовут Алексей? (-)

2. Верно ли, что Есенин родился в 19 веке? (+)

3. Верно ли, что Сергей Есенин окончил четырехклассное училище с отличием? (+)

4. Верно ли, что уже в семь лет он написал свои первые стихи? (-)

5. Верно ли, что родители хотели, чтобы Сергей стал врачом? (-)

6. Верно ли, что вышел первый сборник — «Радуница»? (+)

  1. Подготовка к восприятию на слух стихотворения

- Как обычно люди называют зиму? (Зимушка, матушка, гостья)

- Какое настроение вызывает снег, зима у детей взрослых?

- Чем красива природа зимой?

- Ребята, давайте вспомним какими выразительными средствами пользуются писатели и поэты при создании образа?

(Эпитеты –

Сравнение –

Олицетворение -)

- С какой целью применяются эти средства? (для большей выразительности, красочности, яркости, неповторимости)


- Сейчас мы послушаем стихотворение, которое написал Сергей Есенин и постараемся проникнуться теми чувствами, которые хотел передать нам автор. Уметь слушать стихи и слышать – значит слышать душу поэта, работу его ума и сердца.

Слушание стихотворения (аудиозапись)

- Закройте глаза и постарайтесь представить картины зимней природы, которые изобразил автор в своём стихотворении.

  8. Проверка первичного восприятия.

- Какие же картины возникли в вашем воображении? Дети высказываются.


- Сколько картин вы бы нарисовали, если были бы художниками?

 - Ребята, в стихотворении есть слова, значение которых, как я думаю, вам, наверно, не совсем ясны. Прочитайте слова. Попробуйте объяснить значение этих слов друг другу и соотнести слово с его лексическим значением. А потом мы проверим.

Словарная работа (в парах)

Пороша находится в состоянии полусна.

Дремлет палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе.

Клюка слой только выпавшего снега.

Шаль большой вязаный платок.

Проверка:

Дремлет – находится в состоянии полусна.

Клюка – палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе.

Пороша – слой только выпавшего снега.

Шаль – большой вязаный платок.


Выберите из данных слов синонимы к выделенному слову и подчеркните их.

Пороша - снег, наст, снежок, сугроб, метель.

Клюка - палка, трость, тросточка, указка, посох.

Дремлет - клевать носом, спит, уснуть, засыпать, забываться.

Шаль - косынка, платок, плед, покрывало.


Проверка.

Пороша - снег, наст, снежок.

Клюка - палка, трость.

Дремлет - клевать носом, спит, уснуть.

Шаль - косынка, платок.


  1. Выявление первичного восприятия?

- Как слышит и видит автор стихотворения природу зимой? Прочитайте слова автора.

- Почему лес кажется заколдованным?

- Как поэт описывает сосну?

- С кем её сравнивает? (со старушкой)

- Почему поэт пишет слово «дремлет», а не «спит»? (Тихо, нет ветра. Лес не крепко спит. Если подует ветер, он зашумит, будет ветками размахивать).

- Какие выразительные средства использовал Сергей Есенин?

(Эпитеты – серые вороны, бесконечная дорога

Сравнение – словно белою косынкой подвязалася сосна; сосна как старушка, оперлася на клюку;

Олицетворение – дремлет лес, дорога убегает лентой вдаль)

12. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

Чтобы прочитать это стихотворение выразительно, возьмите карандаш и подчеркните те слова, на которые вы бы сделали логические ударения. Наклонной чертой отметьте паузы. (Дети работают самостоятельно)

Как мы должны прочитать это стихотворение? (предложения с восклицательными знаками мы читаем с восторгом, с восхищением, для сравнений, которые использует автор, наверно, выберем интонацию загадочности, Обращаем внимание на то, что в конце стихотворения нет законченности предложения, стоит многоточие, тембр голоса снижаем и останавливаемся, как бы с недосказанной мыслью.)

- Давайте определим, какие чувства мы хотим выразить, какое передать настроение в стихотворении.

Задача чтения: Показать слушателю красоту и таинственность зимнего леса.

- Первое четверостишие следует читать приглушенно, спокойно ровным темпом голоса. Также, стоит выделить голосом третью строчку, показывая тем самым, что тишину леса нарушают, раскричавшиеся, вороны. Второе четверостишие нужно читать таинственно и загадочно, ровным и спокойным голосом, не делая акценты на слова. В следующих двух строчках голосом нужно изобразить старушку, для этого строчки нужно прочитать сиплым голосом при этом немного крехтя. Такое прочтение даст маленькому слушателю представление старой сосны, которая под тяжестью снега нагнулась и скрипит. Последующие две строчки следует прочитать не торопливо обычным голосом, при этом делая акцент на слове «над самою макушкой» – т.е. очень-очень высоко.

- При этом при прочтении первой, из этих двух строчек, повышать голос, а при прочтении второй понижать. Также после слова «дятел» можно сделать психологическую паузу. Что бы дети могли в полной мере представить всю картину происходящего. Последние четыре строчки нужно прочитать немного радостно, делая логическое ударение на словах «скачет» и «много» – эти слова подчеркивают, что конь себя чувствует вольно, так как вокруг него очень просторно. «Бесконечная дорога…» – здесь, необходимо сделать акцент чтобы вызвать у слушателя ощущение очень длинной дороги у которой нет конца, в том числе и то что красота и великолепие природы тоже бесконечны.

- Чтобы в образе слушателя возникла картина таинственного и прекрасного зимнего леса и дороги, необходимо это стихотворение читать спокойно, умеренным темпом, соблюдая паузы и логические ударения. Перед выразительным прочтением стихотворения необходимо разъяснить незнакомые слова и условные обозначения:


Чтение стихотворения учащимися. Самостоятельная работа. Анализ стихотворения

- Прочитайте стихотворение самостоятельно, затем друг другу в парах, обращая внимание на выразительность и правильность. (Чтение в парах и взаимооценка)

1-2 учащихся читают. Оценка учителя.


- Рассмотрите иллюстрацию на с.136. Что вы на ней видите?

- Каким строкам стихотворения соответствует рисунок?

- Какая музыка созвучна стихотворению: весёлая, грустная, быстрая, медленная. Почему?

Творческая работа.

- В этом стихотворении звучит тема красоты окружающей природы.  Сергей Есенин любит природу родного и всё, что его окружает. Иначе он бы не заметил, скрытые для человеческого взгляда зимние образы.

1 задание - Восстановите авторский текст.


Подготовка к восприятию на слух стихотворения.

Работа над стихотворением А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»

- Сейчас мы познакомимся со стихотворением А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…». В нём поэт изображает картину прихода зимы

- Во время слушания постарайтесь понять и ответить на вопросы:

- Что он увидел?

- Какие картины нарисовал?

- Что чувствовал, наблюдая за природой?

Аудиозапись.

Проверка первичного восприятия.

- Какие картины представились вам во время слушания?

- Какие чувства вызывает у поэта приход зимы? Одна точка. Все стихотворение – одно сложное предложение. Поэт не может остановиться, говорит на одном дыхании, как говорят люди, когда их переполняют чувства.

Словарная работа

- Все ли слова в стихотворении вам понятны?

- Какие слова устарели? (Брега, пелена)

- Составьте предложения?

Самоятоятельное чтение стихотворения

Анализ стихотворения

- Как поэт называет зиму в стихотворении? (Волшебница-зима, Матушка-зима)

- Кто действует в стихотворении как живой? (Зима)

- Какие авторские слова помогают так думать? (Пришла, рассыпалась, повисла, легла, сровняла)

- Зачитайте, в каких словах это выражается? Перечислите эпитеты? (волнистыми коврами, недвижною рекою, пухлой пеленою)

Чтение в парах взаимооценка.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно, затем в парах друг другу, обращая внимание на выразительность.

1 учащийся. Самооценка. Оценка учителя.

Выборочное чтение. Словесное рисование картин.

- Какие краски выбрал поэт для описания зимы? (Белые, голубые, серебристые)

- Что помогает вам ярко представить картины природы? (Эпитеты. Они делают речь ярче, поэтому можно красочно представить природу, увидеть всю её красоту.)


15. Итог урока Произведение, автор

- С какими стихотворениями мы сегодня познакомились?

- Кто автор?

16. Домашнее задание: стихотворение С.Есенина «Пороша» выучить наизусть

17. Рефлексия

Сегодня на уроке

Я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

У меня получилось…

Мне захотелось….

Я могу похвалить себя за …




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кривушкина Светлана Олеговна

Дата: 12.04.2023

Номер свидетельства: 629439


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства