Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Святость отцовства и материнства"»
Тема урока: «Святость отцовства и материнства».
Цель: познакомиться с народными традициями; показать значимость уважительного отношения к старшим.
Задачи урока: познакомить детей с представлениями о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отраженными в народных сказках, пословицах, старинных и современных обрядах и обычаях, связанных с рождением ребенка и его пестованием в младенчестве, с наречением имени; пробудить в детях стремление творчески выразить мысль о родительской любви в рукотворной игрушке; сформировать представление о почтении к родителям как о нравственной норме всех народов России и мира.
Планируемые результаты: учащиеся узнают народные традиции, связанные с рождением младенца; познакомятся с пословицами о почтительном отношении к родителям, научатся делать куклу-пеленашку.
Оборудование: интерактивная доска с проектором, диск с электронным приложением, «Семейный вопросник», схема изготовления куклы - пеленашки, анкета «Я родился»,ткань для изготовления куклы-пеленашки.
Предварительная работа: предложить родителям вспомнить с ребенком, как выбиралось ему имя, как встретили его появление в семье, пересмотреть поздравительные открытки, подарки, фотографии, хранящиеся со дня рождения.
Ход урока.
Орг. момент.
Актуализация знаний.
Проверка д/з.
Ответы на вопросы «Проверим себя». Фронтальная работа.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Задание 1 (с.18.)
- Что интересного узнали о свадебном костюме?
(Рассказы детей).
Задание 4 (с.19).
- Какой подарок смастерили вы?
- Какие пожелания написали в поздравительных открытках?
III. Постановка учебной задачи.
- Почему свадьбу называют рождением для новой жизни? (Рождения детей).
- Действительно, рождается новая семья и в ней появляются дети. Сегодня на уроке мы будем говорить о традициях народов, связанных с рождением детей.
IV. Работа по теме урока.
Работа по учебнику (с.36)
- Прочитайте 1-й абзац текста.
- Почему рождение ребёнка сравнивается с приходом весны? (Весна - зарождение новой жизни, обновление природы)
1 ученик
На землю Бог дитя отправил:
Родиться час пришёл ему.
-Зачем ты, Бог, меня оставил?
Мне будет страшно одному!
-Тебя я ангелам вверяю,
Твой дух и тело охранять!
Но я как ангелов узнаю?
Они – твои Отец и Мать!!!
2 ученик
Послушайте
За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:
-Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?
Бог ответил:
-Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе объяснит.
-Но как я пойму его, ведь я не знаю языка?
-Ангел будет охранять тебя от всех бед.
-Как и когда я должен вернуться к тебе?
-Твой ангел скажет тебе всё
-А как зовут моего ангела?
-Неважно, как его зовут, у него много имён
-Ты будешь называть его «мама».
Запись (голос ребёнка)
Мама – это первое слово. Мама дала нам жизнь. Мама заботится о нас всю свою жизнь. Быть мамой – это уметь отдавать себя другим. А человек, который живёт ради другого – самый счастливый человек на земле.
3 ученик
Мама, мама, мамочка!
Солнышко лесное,
Ласковая тучка,
Небо голубое.
Дождик серебристый капелькой росистой.
Падал и шептал мне
В небе голубом:
«Мама, мама, мамочка!
Ты моя красавица,
Ласковая, милая!»
На свете появился ребёнок: маленький, беззащитный. Никто не знает, какой будет его жизнь. Но всем хочется защитить, сделать все, чтобы его жизнь сложилась удачно. И поэтому появляется много обрядов, которые призваны сделать жизнь ребенка счастливой.
- Прочитайте 2 абзац текста:
- Какие обряды выполнялись? С какой целью?
Мать и отец делали все, чтобы малышу было безопасно и уютно в этом мире. Ребенок вырастал и оказывал родителям свое почтение.
- Как понимаете библейскую заповедь:
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлить дни твои на земле… (Рассуждения детей).
Послушайте высказывания разных народов об отношениях детей к родителям.
«Смехом, срамом и бесчеством роду» называли наши предки тех, кто не уважал родителей, пренебрегал заботой о них. Непокорность детей матери строго осуждалась. За обиду, ругань отца или матери налагалась епитимья (церковное наказание) на пятнадцать дней. Послушание родителям предписывалось и церковными правилами и законами. А родители делали все, чтобы это послушание шло на благо ребенку.
Что общего в отношении к отцу и матери в пословицах разных народов?
Физкультминутка.
Каким было первое купание?
Что было первой одеждой у младенцев после появления на свет?
Как выражались пожелания добра и счастья при первом укладывании ребенка в постельку?
Как называлась такая кроватка в старину? (Колыбелька)
V. Продолжение работы по теме.
Работа по учебнику (стр. 38)
Сразу после рождения ребенка договаривались о его крещении. Считалось, что некрещеный ребенок не защищен от нечистой силы.
Крещение это большое событие в семье. После крещения ребенка устраивался большой пир. В конце застолья угощали кашей.
- Прочитайте чем необычна эта каша? (Ответы детей).
- О чем говорил этот обычай? В чем разгадка соленой переперчёной каши?
-Как понимаете выражение: «Солоно достаются детки отцу с матерью»?
- А вашим родителям легко с вами?
VI. Рефлексия.
Беседа.
- Какую цель преследовали все обряды, связанные с рождением ребенка? (Уберечь ребенка от нечистой силы)
- Есть один старинный обычай – изготовление оберега для младенца. Им была пеленальная кукла.
Мать делала куклу-пеленашку. Она шила куклу перед рождением ребенка с молитвой, с добрыми мыслями о будущем дитятке. Для этого использовали ткань от сарафана, рубахи отца, матери. Куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения, чтобы сбить злых духов с толку, принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищенному крестом малышу. После крещения куклу убирали из колыбельки и хранили вместе с крестильной рубахой.
Выполнение задания в рабочей тетради.
Задание № 2 (С.20) Изготовление куклы по схеме. Анкета «Я родился» (для учащихся).
VIII. Подведение итогов.
Какой вывод вы можете сделать из сегодняшнего занятия: В чем святость отцовства и материнства (Ответы детей)
Прочитайте вывод учебника. – Давайте стараться, чтобы нашим родителям досталось побольше не соли, а меда родительского счастья! Тогда и мы сами будем намного счастливее!
В 2002 году президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ о награждении матерей – героинь орденом «Родительская слава».
«Человек как звезда рождается
Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная
Человек, как звезда рождается –
Чтоб светлее стала вселенная».
Д/з
Прочитать текст (с.36-39) учебника, вопросы «Проверим себя».