Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | Личностные и метапредметные УУД |
I Самоопределение к деятельности. (Организационный момент.) Микроцель: - обеспечение мотивации и организация внимания учащихся. | Сегодняшнее занятие хочется начать со срок стихотворения Фёдора Глинки. Наука Как в шахматы играть, так в свете должно жить: И чтоб хождение твоё в нём было прочно, Смотри, чтоб с умыслом – и даже не нарочно – На клеточку чужую не ступить. Итак, друзья, внимание- Ведь прозвенел звонок Садитесь поудобнее, Начнём скорей урок. - Улыбнулись друг другу, теперь я ловлю ваши улыбочки. Мы сегодня вместе с вами Держим путь в чудо-страну. Что с собой нам взять? Желанье И терпения чуть-чуть Шахматы - игры названье, В шахматы мы держим путь! - Ну, что ж, в путь! | Пожелание успеха друг другу и учителю. | | Положительное отношение к школе (Личностные УУД) |
II Актуализация знаний. Цели: -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по удивительной шахматной стране. Но вначале я хочу проверить, хорошо ли вы запомнили, где мы путешествовали и что нового узнали? Ребята, а сколько полей в самых коротких диагоналей? (2) -Сколько полей в больших диагоналях? (8) -Сколько на доске больших диагоналей? (2) -Сколько на доске самых коротких диагоналей? (4) -Бывают ли черно-белые диагонали? (нет) -Сколько полей в центре? -Какую форму имеет центр? -Сколько белых (черных) полей в центре? -Какие шахматные фигуры вы знаете? | Просмотр презентации. Высказывания детей. |
| Информация для самостоятельного осмысления жизненных ситуаций (Познавательные УУД). |
III. Выявления причин затруднения и целеполагание к учебной деятельности Цели: -возникноверие проблемной ситуации; -организовать формулирование темы урока учащимися; -организовать постановку цели урока учащимися. | Ребята, вот мы с вами уже знакомы терминами, используемыми в шахматах: поле, центр доски, горизонталь, вертикаль, диагональ. Познакомились с названием шахматных фигур. А где же эти фигуры должны располагаться на шахматной доске. Может быть в любой позиции? Как вы думаете? | Обсуждение затруднений | | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того что еще не известно (Регулятивные УУД). Самомостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (Познавтельные УУД) |
IV «Открытие нового знания» Исследовательская работа | Ребята, а как происходит вбрасывание в хоккее или подача в теннисе? Все шахматные партии тоже начинаются с одной и той же позиции. Все 16 белых фигур и 16 чёрных должны занять исходные места перед началом шахматного сражения. Самое первое, с чего партия начинается - это расстановка фигур на доске. У каждой из них есть свое место. Доску во время игры ставят так, чтобы ближнее правое угловое поле было белым. Для белых фигур это поле h1, а для черных - а8. У каждого игрока есть по одному комплекту фигур черного или белого цвета. В комплект входят: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. Белые фигуры занимают первый и второй горизонтальные ряды, чёрные — седьмой и восьмой. Основные фигуры располагаются на крайних горизонталях. Расстановку шахматных фигур на доске запомнить нетрудно: Прежде чем игру начать, Много правил надо знать! Знай, что справа от тебя Клетка белой быть должна. Приготовь всё для игры: По краям поставь ладьи Рядом конница шагает, Слон коней тех охраняет. Вот осталось поля два Для ферзя и короля. Пешки – смелые натуры, Прикрывают все фигуры. Заняли свои места, Начинается игра! Начальная позиция фигур на шахматной доске такова: Ребята, существует правило: ферзь любит свой цвет, белый ферзь располагается на поле белого цвета (белому королю достается черное поле), черный ферзь – на черном поле (черный король – на белом). (Это правило дети легко усваивают.) Расстановка фигур на доске называется позицией, или положением. Правая сторона доски (считая от играющего белыми) называется королевским флангом (независимо от того, где в дальнейшем будут находиться белый или черный короли). Левая сторона доски (считая от играющего белыми) называется ферзевым флангом (независимо от того, где в дальнейшем очутятся белый или черный ферзи). Четыре поля в середине доски называется центром. Обычно в центре и на смежных полях, очерченных на доске пунктиром, завязывается борьба в начале партии. | Отвечают на вопрос. С одной и той же позиции. Проговаривание нового знания. Дети слушают и проверяют расстановку фигур. | | Высказывать своё предположение (версию) (Регулятивные УУД). Поиск и выделение необходимой информации, применяя метод исследования и наблюдения, структурирование знаний (Познавательные УУД) Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (Коммуникативные УУД) |
V Первичное закрепление. | Ребята, а сейчас мы проверим, как вы усвоили материал. Поиграем в игры. "Да и нет". Педагог поднимает над головой две шахматные фигуры и спрашивает у класса, стоят ли эти фигуры рядом в начальной позиции. Игра "Мяч". Учитель говорит какую-либо фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит на угловом поле" и – бросает одному из учеников мяч. Если утверждение верно, то мяч следует ловить. | | | Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Высказывать своё предположение (версию) (Регулятивные УУД). Перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (ПознавательныеУУД) |
VI Релаксация (физминутка) | Сорви яблоки” Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину. | Выполнение физминутки |
| |
VII Включение нового знания в систему знания и повторение. Практическая работа | 1.Кто быстрее расставит начальную позицию ( если доска одна на двоих, то одни расставляют белые фигуры, другие чёрные.). 2.Исправь ошибку в расстановке фигур. (Один игрок преднамеренно переставляет фигуры противника, придумывает ошибку. Противник отворачивается. Партнёр должен найти и исправить ошибки в расстановке и назвать эти фигуры). В конце занятия задайте детям такие вопросы: 1. Сколько в начальном положении на доске белых пешек, ладей, слонов, коней, ферзей, королей? Черных пешек, ладей, слонов, коней, ферзей, королей? (8,2,2,2,1,1.) 2. Каких фигур на доске больше всего? меньше всего? (Пешек. Ферзей и королей.) 3. Какие фигуры стоят на углах доски? (Ладьи.) 4. Какие фигуры расположены между ладьями и конями? (Никакие.) 5. Какие фигуры находятся между слонами и королями? (Ферзи.) 6. На поле какого цвета стоит черный ферзь? Белый король? (Черного.) 7. На всех ли горизонталях стоят фигуры? (Нет.) 8. На всех ли вертикалях стоят фигуры? (Да.) 9. На всех ли диагоналях стоят фигуры? (Да.) 10. Сколько фигур расположено на каждой вертикали? (4.) 11. На каких диагоналях стоит больше всего фигуры? (На больших.) 12. Стоят ли в начальном положении в центре? (Нет.) 13. Есть ли диагонали, на которых стоит одна фигура? Две фигуры? Три фигуры? Четыре фигуры? Пять фигуры? ( Нет. Есть. Есть. Есть. Нет.) | Работа в паре. Ответы учащихся. |
| Осуществлять пошаговый контроль своих действий (Регулятивные УУД). Перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. (Коммуникативные УУД). |
VIII. Подведение итогов, оценки, рефлексия. Микроцель: -дать оценку работе класса и отдельных учеников, контроль и самоконтроль. | Узнали , что такое начальное положение ? Я: Узнал ( как быстро и без ошибок расставлять фигуры перед шахматной партией) Запомнил Повторил Затрудняюсь -Оцените свою работу на уроке. Я понял и могу рассказать другим | Учащиеся продолжают начатое высказывание, На листках заполняют «лесенку успеха» | | Прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала(Регулятивные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
IХ. Информация о домашнем задании. Микроцель: прокомментировать дифференцированное домашнее задание. | Выучить начальное положение фигур. Поиграть в игру «Исправь ошибку в расстановке фигур». | | | |
1. И.Г Сухин «Шахматы» первый год или «Учусь и учу». Пособие для учителя, Обнинск «Духовное возрождение» 2011г.;
2. И.Г.Сухин учебник «Шахматы» «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» Часть 2, 1 год. Обнинск «Духовное возрождение» 2011г.;
3. Н.П.Шишигин «Шахматный горизонт» Кызыл . 1982г.;