Ребята перед вами лежит карточка № 1 . Дополнив фразы у вас получатся выражения. ОНИ ВАМ ЗНАКОМЫ, ВЫ ЧАСТО ВСТРЕЧАЕТЕ ИХ В СКАЗКАХ, РАССКАЗАХ. РАБОТАЕМ. ПОКАЗЫВАЮ КАРТОЧКИ
ХОРОШО, а теперь запишите ответы в карточку.
ПОМЕНЯЙТЕСЬ КАРТОЧКАМИ И ДАВАЙТЕ ПРОВЕРИМ РАБОТУ. ЕСЛИ ВЕРНО СТАВЬТЕ +.
СЕЙЧАС ПОСМОТРИТЕ НА КАРТОЧКУ СОСЕДА , КОТОРУЮ ВЫ ПРОВЕРЯЛИ. ПОДНИМИТЕ РУКИ У КОГО ВСЕ + . ЕСЛИ ВАШ СОСЕД ЗАТРУДНИЛСЯ В ПРАВИЛЬНОМ ОТВЕТЕ , ПОМОГИТЕ ЕМУ ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ.
Дети , а может кто нибудь из вас знает, как в русском языке называются эти устойчивые выражения?
МЕТКИЕ ИЗРЕЧЕНИЯ РУССКОГО НАРОДА – ЭТО ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – ЭТО УСТОЙЧИВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ.
Давайте вернёмся к карточке №1. Скажите . а если я захочу, я могу заменить, например ТРУСЛИВЫЙ КАК ВОЛК.
Конечно нет. Потому что это устойчивые выражения и их нужно запомнить.
Посмотрите на эти фразеологизмы.
ПУТАТЬСЯ ПОД НОГАМИ. Что это обозначает. Опутать кому-то ноги, нет ЭТО ВЫРАЖЕНИЕ В ПЕРЕНОСНОМ СМЫСЛЕ. ЭТО – ФРАЗЕОЛОГИЗМ.
СЧИТАТЬ ВОРОН – ЭТО ФРАЗЕОЛОГИЗМ.
ВОДИТЬ ЗА НОС – ЭТО ФРАЗЕОЛОГИЗМ.
НАПИСАЛА ТЕМУ НА ДОСКЕ ТЕМУ : ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.
РЕБЯТА, а в какой ситуации мы можем сказать ВЗЯТЬ СЕБЯ В РУКИ, а когда говорят ВЫШЕЛ ИЗ СЕБЯ.
ЭТО И ЕСТЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ, УСТОЙЧИВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ.
А ПРАВИЛЬНОЕ И ТОЧНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ВЫ МОЖЕТЕ НАЙТИ В СЛОВАРЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.
Давайте попробуем составить фразеологизмы.
ЧТО ВЫ ВИДИТЕ НА ЭКРАНЕ? Баран внимательно смотрит на ворота. Говорят смотрит как…….
ВЫКЛЮЧИТЬ КОМПЬЮТЕР!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
А ВЫ ЛЮБИТЕ ТЕАТР? Давайте поиграем.
Нам нужно 3 команды – вы будете актерами.
А остальные ребята будут научными исследователями.
1-я команда – 7 человек «СЧИТАТЬ ВОРОН»
2-я команда – 2 человека «ВОДИТЬ ЗА НОС»
3 –я команда – 5 человек «ВЕШАТЬ ЛАПШУ НА УШИ»
РЕБЯТА, Я ДАМ ВАМ ФРАЗЕОЛОГИЗМ, А ВЫ НЕ НАЗЫВАЯ ЕГО В СЛУХ ПОПРОБУЕТЕ ПОКАЗАТЬ ЕГО ТАК, ЧТОБЫ ВАШИ ТОВАРИЩИ ПОНЯЛИ О ЧЁМ ИДЁТ РЕЧЬ.
А НАШИ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ОТПРАВЯТСЯ В НАУЧНУЮ БИБЛИОТЕКУ. ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ КАРТОЧКИ НА КОТОРЫХ НАПИСАНЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И ВАША ЗАДАЧА НАЙТИ И ВЫПИСАТЬ ПРАВИЛЬНОЕ, ТОЧНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ЭТИХ ВЫРАЖЕНИЙ.
ПЕРВАЯ КОМАНДА ПОКАЗЫВАЕТ ИНСЦЕНИРОВКУ. ДЕТИ УГАДЫВАЮТ.
У КАКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ ЭТОТ ФРАЗЕОЛОГИЗМ? КАКОЕ У НЕГО ЗНАЧЕНИЕ.
ХОРОШО! МОЛОДЦЫ!!!!
РЕБЯТА, А ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ, КАКИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ, УСТОЙЧИВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ МЫ С ВАМИ СЕГОДНЯ ИСПОЛЬЗОВАЛИ НА УРОКЕ.
НАЗЫВАЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМ ВЫ БЕРЁТЕ С ПАРТЫ ЦВЕТОК И КЛАДЁТЕ ЕГО В КОРЗИНУ.
ПОСМОТРИТЕ РЕБЯТА, КАКАЯ КРАСИВАЯ КОРЗИНА У НАС ПОЛУЧИЛАСЬ, ОНА ПРЯМО РАСЦВЕЛА НЕ СМОТРЯ НА ТО , ЧТО НА УЛИЦЕ МОРОЗ.
ВОТ ТАК И С НАШЕЙ РЕЧЬЮ. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ПОМОГАЮТ СДЕЛАТЬ НАШУ РЕЧЬ ЯРКОЙ, ОБРАЗНОЙ И БОЛЕЕ ИНТЕРЕСНОЙ.