2.Психологический настрой. Мотивация. | Хочется начать урок с притчи: «Всё в твоих руках» Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладони бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает «Скажет живая - я её умертвлю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец посмотрел на него, подумал и сказал: «Всё в твоих руках! Так и в наших руках - наша работа на уроке, наше внимание, старание. | |
3.Содержательная часть (СЧ-1) | - Поднимите взгляд на доску. На доске изображён ребус, а в ребусе спрятана тема нашего урока. Подумайте. Верно, мы сегодня поговорим о прилагательном. Я – часть речи интересная, Миру широко известная: Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить И, конечно же, дружить! - Какова тема урока? - Тема новая или известная? - Какие задачи мы поставим на нашем уроке? Почему-то в стихотворении про прилагательное меня затронуло слово дружить, наверное, потому что… (1этаж - слово) Дружба – это тёплый ветер, Дружба – это светлый мир, Дружба – солнце на рассвете, Для души весёлый пир. Дружба – это только счастье, Дружба – у людей одна. С дружбой не страшны ненастья, С дружбой – жизнь весной полна. Верь, храни, цени же дружбу, Это высший идеал. Тебе она сослужит службу. Ведь дружба – это ценный дар. Итак, давайте поднимемся в «Лифте» на следующий этаж (2этаж - словосочетания) и ответим, что такое дружба словосочетаниями прил.+сущ. из стихотворения. Вы мне называете словосочетание, а я говорю «ДА-НЕТ» - Следующий (3этаж - предложения) Немного поиграем в игру 1) «Дом, который построил…Я». Вы видели, как строители возводят дом? Кирпичик к кирпичику, этаж за этажом - и вырастает красивый дом! Слова - это кирпичики, из которого строят словосочетания, предложения, тексты. Выберите любое словосочетание из записанных и «постройте» с ним предложение устно. Самое «удачно построенное» запишем в тетрадь. 2) Игра «Расселение» Мне нужны 9 человек. -Вам даны словосочетания, распределите их на группы по какому- то признаку (посовещайтесь, подумайте). А те, кто остался на местах, должны будут угадать признак разделения. Перед бледн… юношей, о багрян… закате, от дорог… бабушки, для лучш… подруги, о верн… друге, за красив… сумкой, в добр… сердце, от ветвист… дерева, перед капустн… полем. -Проверка. 3) А теперь со мной остаются «Мои друзья», творители своего дела… прилагательные в творительном падеже. Докажите. Остальные все садятся. | Известная тема. Задачи: находить словосочетания, состоящие из имени прилагательного и имени существительного; согласовывать имена прилагательные с именами существительными; объяснять написание безударных падежных окончаний имен прилагательных. Учащиеся записывают в тетрадь слово – дружба. Далее составляют и записывают словосочетания: тёплый ветер, светлый мир, весёлый пир, высший идеал, ценный дар. С одним любым составьте предложение. . Каждая группа предлагает своё разделение слов на группы, остальные дети должны угадать, по какому признаку распределены словосочетания. |
4. Психологическая разгрузка (физминука) | Игра на развитие внимания. Вы смелые? Весёлые? Умелые? Милые? Ленивые? Послушные? Красивые? Драчливые? Крикливые? Дружные? - А теперь другое задание: попробуйте движениями, мимикой и жестами показать признаки предметов: Большой, горячий, узкий, весёлый, высокий, маленький, грустный, круглый, шумный, тихий. - Молодцы! | Если нет – движение руками, если да – топают ногами. |
6. Содержательная часть (СЧ-2) | Работа в группе (4чел). Составим паспорт части речи Имя прилагательное. (Модель «Элемент - Имя признака - Значение признака») Элемент (объект) | Имя признака | Значение признака | Имя прилагательное | Что такое имя прилагательное? | Часть речи | Что обозначает имя прилагательное? | Признак предмета | На какие вопросы отвечает? | Какой? Какая? Какое? Какие? | Начальная форма | Ед.ч., м.р. | Изменяется по числам | Единственное число, множественное число | Изменение по родам (в единственном числе) | Мужской род, женский род, средний род | | Изменение по падежам | И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п. | Какой вывод можно сделать по паспорту с помощью модели ЕСЛИ, ТО… РЕЗЕРВ!!! - В каждой паре предложений одно обозначает причину какого-нибудь явления, а другое является следствием этой причины. Очень п…лезно дышать воздухом соснового бора. Хвойный зап..х оздор..вляет воздух, уб…вает б…ктерии. Гага строит св…ё гн…здо на з…мле между стеблями низкого кустарника. Кустарник защ…щает гн…здо от ветра. Определите, в какой роли выступает каждое предложение. - Напишите предложения в следующем порядке: сначала - причина, затем - следствие. При написании предложений одинаковые слова замените другими, близкими по смыслу. - Вставьте пропущенные буквы. Определите род, число и падеж имён прилагательных. | Учащиеся составляют таблицу, работая в группе. Необходимо вспомнить правила работы в группе: 1. Уважай мнение своего товарища. 2. Умей каждого выслушать. 3.Не согласен - предлагай. Вывод: какого рода, числа и падежа имя существительное, такого рода, числа и падежа имя прилагательное, связанное с ним по смыслу. Во множественном числе имена прилагательные по родам не изменяются. 1-причина 2-следствие 1-следствие 2-причина Например: Хвойный (запах) ед.ч., м.р., И.п. |