kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по рус. языку - 3 класс Обобщение по теме «Имя прилагательное» с элементами ТРИЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщить изученное по теме «Имя прилагательное»

Задачи:

  • организовывать повторение и обобщение сведений о грамматических признаках имен прилагательных;
  • оценивать результаты выполненных заданий по изучаемой теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по рус. языку - 3 класс Обобщение по теме «Имя прилагательное» с элементами ТРИЗ»

ТЕМА: Обобщение по теме «Имя прилагательное» с элементами триз.

Класс: 3

Учитель: Костюнина О.А.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Цель: обобщить изученное по теме «Имя прилагательное»


Задачи:

  • организовывать повторение и обобщение сведений о грамматических признаках имен прилагательных;

  • оценивать результаты выполненных заданий по изучаемой теме.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Предметные:

  • называть грамматические признаки имени прилагательного;

  • находить словосочетания, состоящие из имени прилагательного и имени существительного;

  • согласовывать имена прилагательные с именами существительными;

  • объяснять написание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

  • проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач;

  • осуществлять выбор на основе реальной оценки своих достижений;

  • выслушивать мнение собеседника;

  • договариваться, приходить к общему мнению;

  • выходить из конфликтных ситуаций.

Личностные:

  • проявлять готовность и способность к саморазвитию;

  • нести личную ответственность за освоение учебного материала.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с различными видами заданий, раздаточный материал.




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Организационный момент.


– Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости… Нестеренко Алла Александровна. Повернитесь к ним поприветствуйте, подарив гостям свою улыбку.

Пусть урок несет нам радость познания, удовольствие от общения.


2.Психологический настрой. Мотивация.

Хочется начать урок с притчи: «Всё в твоих руках»

Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладони бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает «Скажет живая - я её умертвлю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец посмотрел на него, подумал и сказал: «Всё в твоих руках! Так и в наших руках - наша работа на уроке, наше внимание, старание.


3.Содержательная часть

(СЧ-1)




















- Поднимите взгляд на доску. На доске изображён ребус, а в ребусе спрятана тема нашего урока. Подумайте.

Верно, мы сегодня поговорим о прилагательном.

Я – часть речи интересная,

Миру широко известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить

И, конечно же, дружить!

- Какова тема урока? - Тема новая или известная?

- Какие задачи мы поставим на нашем уроке?

















Почему-то в стихотворении про прилагательное меня затронуло слово дружить, наверное, потому что… (1этаж - слово)

Дружба – это тёплый ветер,

Дружба – это светлый мир,

Дружба – солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба – это только счастье,

Дружба – у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой – жизнь весной полна.

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал.

Тебе она сослужит службу.

Ведь дружба – это ценный дар.

Итак, давайте поднимемся в «Лифте» на следующий этаж (2этаж - словосочетания) и ответим, что такое дружба словосочетаниями прил.+сущ. из стихотворения. Вы мне называете словосочетание, а я говорю «ДА-НЕТ»


- Следующий (3этаж - предложения)

Немного поиграем в игру 1) «Дом, который построил…Я». Вы видели, как строители возводят дом? Кирпичик к кирпичику, этаж за этажом - и вырастает красивый дом! Слова - это кирпичики, из которого строят словосочетания, предложения, тексты. Выберите любое словосочетание из записанных и «постройте» с ним предложение устно. Самое «удачно построенное» запишем в тетрадь.

2) Игра «Расселение»

Мне нужны 9 человек.

-Вам даны словосочетания, распределите их на группы по какому- то признаку (посовещайтесь, подумайте). А те, кто остался на местах, должны будут угадать признак разделения.

Перед бледн… юношей, о багрян… закате, от дорог… бабушки, для лучш… подруги, о верн… друге, за красив… сумкой, в добр… сердце, от ветвист… дерева, перед капустн… полем.

-Проверка.

3) А теперь со мной остаются «Мои друзья», творители своего дела… прилагательные в творительном падеже. Докажите. Остальные все садятся.



















Известная тема.

Задачи:

  • повторить грамматические признаки имени прилагательного;

  • находить словосочетания, состоящие из имени прилагательного и имени существительного;

  • согласовывать имена прилагательные с именами существительными;

  • объяснять написание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Учащиеся записывают в тетрадь слово – дружба. Далее составляют и записывают словосочетания: тёплый ветер, светлый мир, весёлый пир, высший идеал, ценный дар.













С одним любым составьте предложение.









.

Каждая группа предлагает своё разделение слов на группы, остальные дети должны угадать, по какому признаку распределены словосочетания.






4. Психологическая разгрузка (физминука)




Игра на развитие внимания.

Вы смелые? Весёлые?

Умелые? Милые?

Ленивые? Послушные?

Красивые? Драчливые?

Крикливые? Дружные?

- А теперь другое задание: попробуйте движениями, мимикой и жестами показать признаки предметов:

Большой, горячий, узкий, весёлый, высокий, маленький, грустный, круглый, шумный, тихий.

- Молодцы!



Если нет – движение руками, если да – топают ногами.


5. Интеллектуальная разминка










Работа в паре. - Составьте слова, используя данную таблицу:

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

1

бессонница

смертный

лесной

осиновое

2

полозья

поле

полевой

красивая

3

донёс

пришкольный

водный

чёрный

- Подберите к составленным словам имена существительные так, чтобы получилось словосочетание.

- От каждого полученного прилагательного образуйте прилагательное множественного числа.

Ученики выполняют задание на карточках, работая в парах. (Парное взаимообучение)

  1. Бессмертное

  2. Полевая

  3. Дошкольный

6. Содержательная часть

(СЧ-2)



Работа в группе (4чел). Составим паспорт части речи Имя прилагательное. (Модель «Элемент - Имя признака - Значение признака»)

Элемент (объект)

Имя признака

Значение признака













Имя прилагательное

Что такое имя прилагательное?

Часть речи

Что обозначает имя прилагательное?

Признак предмета

На какие вопросы отвечает?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Начальная форма

Ед.ч., м.р.

Изменяется по числам

Единственное число, множественное число

Изменение по родам (в единственном числе)

Мужской род, женский род, средний род


Изменение по падежам

И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.

Какой вывод можно сделать по паспорту с помощью модели ЕСЛИ, ТО…

РЕЗЕРВ!!!

- В каждой паре предложений одно обозначает причину какого-нибудь явления, а другое является следствием этой причины.

Очень п…лезно дышать воздухом соснового бора. Хвойный зап..х оздор..вляет воздух, уб…вает б…ктерии.

Гага строит св…ё гн…здо на з…мле между стеблями низкого кустарника. Кустарник защ…щает гн…здо от ветра.

Определите, в какой роли выступает каждое предложение.

- Напишите предложения в следующем порядке: сначала - причина, затем - следствие. При написании предложений одинаковые слова замените другими, близкими по смыслу.

- Вставьте пропущенные буквы. Определите род, число и падеж имён прилагательных.

Учащиеся составляют таблицу, работая в группе. Необходимо вспомнить правила работы в группе:

1. Уважай мнение своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3.Не согласен - предлагай.













Вывод: какого рода, числа и падежа имя существительное, такого рода, числа и падежа имя прилагательное, связанное с ним по смыслу. Во множественном числе имена прилагательные по родам не изменяются.

1-причина

2-следствие

1-следствие

2-причина



Например:

Хвойный (запах) ед.ч., м.р., И.п.

7.Домашнее задание

Загорались ярким пламенем

Сосны старые, могучие,

Наряжали ветки хвойные

В покрывала златотканые.

А кругом роса жемчужная

Отливала блёстки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шептались.

                                               ( С. Есенин)

В стихотворении над прилагательными указать падеж, род, число и выделить окончание.

8. Резюме



9. Итог урока

Выберите, на каком из предложенных островов вы находитесь в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости. 

- Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. Скажите друг другу доброе слово. Спасибо за урок.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по рус. языку - 3 класс Обобщение по теме «Имя прилагательное» с элементами ТРИЗ

Автор: Костюнина Ольга Александровна

Дата: 16.11.2019

Номер свидетельства: 527231


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства