Урок по предмету "Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности " в 4 классе. Тема. Наша Родина-Россия.
Урок по предмету "Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности " в 4 классе. Тема. Наша Родина-Россия.
Урок разработан для учашихся 4 класса коррекционной школы VIII вида. Цель данного урока: упорядочить, закрепить информацию о России, ввести понятие Родина, формировать у детей чувство любви к Родине, воспитывать гордость за Родину.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по предмету "Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности " в 4 классе. Тема. Наша Родина-Россия.»
Открытый урок по предмету «Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 4 классе для учащихся с нарушениями интеллекта (умственная отсталость).
Тема. Наша Родина – Россия.
Цели: упорядочить, закрепить информацию о России, ввести понятие Родина, формировать у детей чувство любви к России, воспитывать гордость за Родину.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом, поддерживать беседу.
Обогатить словарь детей новыми словами, учить употреблять в речи прилагательные, сочетая их с существительными, упражнять в подборе слов.
Развивать внимание детей, память, логическое мышление, речь.
Оборудование урока: учебник под редакцией С.В. Кудриной «Окружающий мир» для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида; рабочая тетрадь к учебнику; электронная презентация, физическая карта России, сигнальные флажки (российские 4 шт.), тетради.
Ход урока.
Организационный момент. СЛАЙД № 1.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Мы живём в одном краю,
Всех я вас приветствую!
(Учитель здоровается с присутствующими, сообщает день недели, дату).
Психологический настрой на урок.
Вопрос к ученикам: О чём говорится в стихотворении?
(Читает учитель): СЛАЙД № 2.
Утром солнышко встаёт
Всех на улицу зовёт.
(Читает 1-й ученик):
Выхожу из дому я –
Здравствуй, улица моя!
(Читает 2-й ученик): СЛАЙД № 3.
Я пою, и в вышине,
Подпевают птицы мне.
(Читает 3-й ученик):
Травы шепчут мне в пути,
Ты скорей, дружок, расти.
(Читает 4-й ученик): СЛАЙД № 4.
Подпеваю травам я,
(Читает 5-й ученик):
Подпеваю ветрам я,
(Читает 6-й ученик):
Подпеваю солнцу я –
(Читают все вместе):
Здравствуй, Родина моя!
(Ученики отвечают на вопрос).
Изучение нового материала.
Сообщение темы урока. СЛАЙД № 5.
- Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о нашей стране.
(Запись даты, темы урока в рабочей тетради).
2. Ввод в тему. СЛАЙД № 6.
- Отечество, Родина, Матушка – так мы называем нашу страну.
- Почему? (Построение полных предложений при ответах на вопрос).
- Отечеством мы называем её потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды.
- Родиной мы её называем потому, что здесь мы родились, всё вокруг для нас родное. Слово «Родина» произошло от слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Подберите родственные слова к слову «род» (родня, родители, родственники, родичи). Какие чувства у вас вызывают эти слова? (любовь, гордость). А можем эти чувства испытывать к Родине?
- Матушкой мы её называем потому, что она нас выкормила, вырастила, научила русскому языку, бережёт и защищает нас.
(Запись в тетрадях слов «Родина», «Отечество», «Матушка»).
Работа по карте.
- Теперь посмотрите на карту. Я показываю вам территорию нашей Родины - России, нашего государства – Российской Федерации.
- Это, ребята, самая большая страна в мире. Она раскинулась с запада на восток. Её границу с севера омывает Северный Ледовитый океан, с юга – волны Чёрного моря, с запада – Балтийское море, с востока – Тихий океан.
- Сегодня мы совершим путешествие по нашей стране и начнём мы его с самого дальнего, холодного уголка, где дольше всех гостит зима (учитель на карте флажком помечает это место). (СЛАЙД № 7). Эту часть называют Крайним Севером. Крайний Север это арктические пустыни в Северном Ледовитом океане с островами в нём и тундра. Крайний Север называют ещё Арктикой, краем белых медведей. (Запись в тетрадях).СЛАЙД № 8.
Вопросы:
- Как вы думаете, почему белые медведи не боятся сурового климата Арктики?
СЛАЙД № 9.
Тундра протянулась с запада на восток по всему побережью северных морей. Для этого края характерна низкая температура воздуха, наличие только двух сезонов – зимы и лета. Зима – продолжительная, суровая. Лето – холодное, короткое. Большая часть тундры лежит в зоне вечной мерзлоты в Заполярье. Главная природная особенность Заполярья – отсутствие регулярной смены дня и ночи. Зимой солнце более двух месяцев не поднимается над горизонтом – полярная ночь. Весною и летом оно не сходит с неба – полярный день.
СЛАЙД № 10.
Это животные Крайнего Севера.
СЛАЙД № 11.
Коренное население Крайнего Севера – ненцы, эвенки, чукчи, ханты.
СЛАЙД № 12.
Из оленьих шкур и шкур других пушных зверей люди шьют себе одежду и обувь.
СЛАЙД № 13.
Из оленьих шкур коренное население, ведущее кочевой образ жизни, сооружают жилища. Их называют чумы. ( Запись в тетрадях).
Вопросы:
- Как вы думаете, чем занимаются люди, живущие в Арктике?
(Ловят рыбу, занимаются охотой, добывают полезные ископаемые, изучают жизнь океана).
- Как люди перемещаются по просторам Арктики
Учитель: Верно, на санях. Называют их – нарты.
СЛАЙД № 14, 15.
Запрягают в них собак или оленей. Так они не только перемещаются, но и перевозят грузы. (Запись в тетрадях).
Физминутка.
А теперь, ребята, дружно встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Продолжение изучения нового материала.
- Садимся на нарты и собачья упряжка перевозит нас в таёжную зону нашей страны (помечаем место флажком на карте). СЛАЙД № 16. В переводе с якутского «тайга» означает лес. (Запись в тетрадях). Тайгой учёные называют хвойные леса. Таёжная зона занимает огромное пространство страны. В тайге хранятся огромные богатства. Главное из них – лес. Другое – пушнина (белка, соболь, норка, выдра). СЛАЙД № 17, 18.
В тайге живут и другие животные. Это тигр, рысь, волк, медведь заяц, лиса и другие.
Учитель: СЛАЙД № 19.
- А ещё, ребята, недра таёжной зоны богаты алмазами и золотом, нефтью и газом, ценными минералами и рудами.
Население таёжной зоны малочисленно и живёт оно по берегам рек.
СЛАЙДЫ № 20– 22.
Это буряты, якуты, селькупы и люди других национальностей. Занимаются они охотой, рыболовством, скотоводством, в лесной промышленности.
- Вот и другая территория нашей страны – Дальний Восток (место на карте отмечается флажком). Этот зона богата лесом (СЛАЙД № 23), полезными ископаемыми (СЛАЙД № 24).
Дальний Восток – морской край. В морях Дальнего Востока добывают много рыбы. (СЛАЙД № 25). Её доставляют в морской порт на кораблях, а из порта развозят по всей стране и по миру. СЛАЙД № 26.
- Путешествуя дальше, мы видим на карте нашей Родины многоводные реки: Волгу, Енисей, Обь, Иртыш; самое глубокое озеро – Байкал. Мы видим поля, луга, горы: Уральские, Алтайские. А сколько городов, не сосчитать! Среди них есть самый большой, самый главный город России – это город Москва, столица нашей Родины. СЛАЙД № 27.
В Москве работает президент нашей страны.
Вопрос:
- Кто он?
- Учитель:
- В Москве работает Правительство России, Государственная Дума. Они решают государственные задачи страны.
СЛАЙД № 28.
- Нашу страну, ребята, населяют более 100 различных народов.
Это русские, татары, мордва, башкиры, чеченцы и другие народы. Они создали свои республики. У них своя культура, свои обычаи. Все они понимают русский язык и составляют единую дружную семью.
И все мы – граждане нашей страны. Гражданином человек считается с момента рождения. Но мало родиться гражданином своей страны, надо им стать. Что для этого надо?
СЛАЙД № 29.
Задание:
- Выберите наиболее значимые качества настоящего гражданина:
1. Любить Родину.
2. Быть равнодушным.
3. Соблюдать законы своей страны.
4. Быть честным и правдивым.
5. Быть злым и жестоким.
6. Быть трудолюбивым.
7. Уважать людей.
(Дети выбирают качества).
Составление рассказа о Родине по плану. СЛАЙД № 30 - 31.
- Как называют нашу Родину?
- Родина, Отечество, Матушка – значение слов в названии Родины.
- Россия самая … страна в мире.
- Рассказать о Крайнем Севере.
- Рассказать о таёжной зоне России.
- Чем богат Дальний Восток?
- Расскажите о Москве.
- Какие народы живут в России?
- Как живут разные народы в нашей стране? СЛАЙД № 32.
Итог урока.
- Что нового вы узнали из урока?
- Получили ли вы удовольствие от общения со мной?
Учитель. Я довольна общением с вами, у меня хорошее настроение, и хочу с удовольствием выставить вам оценки за работу на уроке.