-Добрый день! Мы начинаем наш урок «Познание мира» Рассмотрите рисунок. - Чем занимаются дети на уроке? - Кто из них себя ведет неправильно? - Что они делают? - Кто ведет себя на уроке правильно? Закончи предложение Учащиеся дополняют окончание предложений: - В школе я должен... - В школе я имею право... - Дома я должен... - Дома я имею право... - На улице я должен... - На улице я имею право... - Что бы вы изменили в правах и обязанностях учеников и учителей, если бы стали директором? Работа в тетради стр 16 №3 На нашей планете много людей. Для того чтобы они все не перессорились, чтобы жили в мире и дружбе, люди договорились как себя вести. Все мы должны жить так, чтобы окружающим было легко и приятно находиться рядом с нами. Для этого были придуманы ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ – как можно себя вести и как нельзя. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: - Так что же такое правила поведения? - Для чего они придуманы? - Что может произойти, если люди не будут соблюдать правила поведения? - Какие правила поведения знаете вы? - Как вы считаете, оставление мусора считается несоблюдение правил поведения? Почему? Сегодня мы будем говорить о таких понятиях, как права и обязанности. -Где вы могли слышать эти слова? В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король…” Вы, ребята, наверное, помните, что многие сказки начинаются именно так. В давние времена почти всеми правили либо царь, либо король, власть которых передавалась по наследству. В государстве делалось всё так, как они приказывали. А правители были разные: либо добрыми, либо жестокими и неумными. Прошло время, такая форма правления стала неудобной, правителей стал избирать народ. А выбранное правительство обязано было управлять делами государства, выполнять основной закон страны. А все жители данного государства обязаны выполнять правила. -Как можно одним словом назвать правила, которые все должны выполнять? (Законы.) -Кто знает, как называется основной закон страны? (Конституция.) -Что вы знаете о Конституции? Слово “Конституция” обозначает “устройство”, “установление”. -Что такое права? (Это действия, которые мы вправе выполнять, получать.) -Выполни арифметическое действие: образ – раз + язык – ык + ан + новости – во и ты узнаешь, как будут называться действия, которые нам нужно выполнять безусловно, несмотря ни на что? (обязанности). - Что означают слова «права» и «обязанности»? (Из словаря Ожегова: «Право - охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т. д. «Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т. д.) Чтение текста в учебнике стр 18 Кто является главой государства? Кто избирает президента? Что значит «избрать президента»7 Что такое закон? Как называется главный закон страны? Что записано в Конституции? Что такое права? Что такое обязанности? Кого называют гражданином? Знакомство с новыми словами Ребята, обратите внимание на слова: азамат - гражданин - citizen; мемлекет - государство - state. Тетрадь стр 15 №1 Чтение второй части стр 19 Обсуждение вопросов в учебнике Игра «Истина. Ложь» 1. Прослушай высказывание, истинное оно высказывание или ложное? Если истинное, палец вверх, если ложное, то вниз (дети сигнализируют) -Люди не должны относится друг к другу в духе братства. (Ложь) - Каждый человек имеет право на жизнь свободу и личную неприкосновенность. (Истина) - Никто не имеет право на бесплатное образование. (Ложь) - Каждый человек может иметь собственное мнение и право говорить всё, что он думает. (Истина) -Рассмотри рисунки, определи, что относится к ПРАВАМ, а что относится к ОБЯЗАННОСТЯМ (устно) |