Урок по ОРКСЭ
Заповеди любви
4 класс
Учитель начальных классов А.Я.Корогод (высшая квалификационная категория)
Урок по теме «Заповеди любви»
Разработан учителем начальных классов А.Я.Корогод
Цель: формирование представления о нравственных критериях, заключенных в заповедях.
Задачи
Образовательная: подать сведения о происхождении и содержании заповедей.
Воспитательная: на примере заповедей показать правильное отношение к человеку, создать представление о заповедях как нравственном внутреннем критерии поведения.
Развивающая: способствовать развитию духовно-нравственной личности посредством знакомства с заповедями.
Оборудование
Доска, мультимедийный проектор для демонстрации презентации, раздаточный материал (таблица)
План урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания
Объяснение материала по теме урока.
Закрепление.
Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие, сообщение темы урока.
Из этого урока ты узнаешь:
что с точки зрения этики значит «любить»;
что такое христианство и во что верят люди, исповедующие эту религию;
чему учит христианская этика
Речь пойдет о еще об одной заповеди, которую получили люди от Бога. Я вам говорила на прошлом уроке.
Кто помнит, что это за заповедь?
(Любить друг друга)
Проверка домашнего задания
Выполните письменно задания на раздаточных листах:
Составьте предложение из слов: Запрещали, учили, заповеди, мать и отца, лгать, и, уважать.
Разгадайте кроссворд:
1.Правила поведения в обществе. 2. Внутренний контролер человека, позволяющий ему оценивать свои поступки. 3. Древнееврейский пророк, который получил от Бога свод нравственных законов. 4. Священная книга древних евреев. 5. Практическое поведение в соответствии с правилами морали.
Объясни, как ты понимаешь смысл пословицы:
«Как не мудри, а совести не перемудришь»
Объясни, как связаны между собой понятия «долг» и «совесть»
Из ваших рисунков по теме «10 заповедей» мы составили выставку.
Объяснение материала по теме урока.
Прочитаем
Древняя притча
Попал Мудрец на небеса и встретился с Ангелом.
Как ты прожил свою жизнь на земле? — спросил Ангел.
Я постоянно находился в поисках истины, — ответил Мудрец.
Это прекрасно! — похвалил Ангел. — А что же ты делал, чтобы найти эту истину, чем занимался, чтобы её увидеть?
- Мудрость накапливалась людьми и записывалась в книгах, поэтому я много читал, — ответил Ангелу Мудрец.
Ангел улыбнулся.
Я путешествовал, беседовал и спорил с другими мудрыми людьми, и в наших спорах рождалась правда и истина.
Ангел благосклонно улыбнулся, ожидая продолжения.
Мудрец замолчал... Лицо Ангела омрачилось, а улыбка исчезла...
- Я что-то сделал неправильно? — спросил удивлённо Мудрец.
- Правильно, но ты ничего не сказал о Любви.
- Так у меня совершенно не было времени на эту любовь, ведь я был в поисках истины! — гордо ответил Мудрец.
Где нет Любви, там нет истины... Глубочайшая истина рождается только из глубочайшей Любви, — грустно ответил Ангел и скрылся...
БЕСЕДА ПО тексту притчи
Как вы думаете, почему в тексте слово «любовь» в одном случае написано с заглавной буквы, а в другом - со строчной?
Можете ли вы объяснить, почему Ангел загрустил после слов Мудреца?
Расскажите, что в жизни человека значит любовь.
Вспомните, о каких добродетелях вы говорили на уроках. Какие добродетели проявляются в любви? Почему вы так считаете?
Объяснение материала по теме урока
Христианство — одна из мировых религий, названная по имени Иисуса Христа, учение которого лежит в основе этой религии. В России исторически наиболее распространено православие — одно из направлений христианства.
Самыми главными христианскими добродетелями считаются смирение, вера, надежда и любовь — то, чему учил людей Иисус, называя всех людей братьями и сёстрами. Любовь — основа христианской этики.
Каждый человек уникален, каждый представляет собой бесконечную ценность. Но без других людей он не сможет существовать, потому что может раскрыть свою душу в полной мере только через отношения с другими людьми, через любовь к ним и служение им.
Этика христианства учит человека:
Стремиться помогать окружающим в повседневной жизни, потому что это приносит радость.
Воспитывать в себе послушание родителям, старшим, учителям, потому что это приносит пользу самому человеку и любому общему делу.
Сострадать больным и нуждающимся людям, потому что сострадание — это потребность души, без него она завянет, как цветок без солнечного света.
Нести ответственности за свои слова, поступки, за свою семью, родных и близких людей, за природу и культуру, потому что это помогает сохранять и украшать окружающий мир, а не разрушать его.
Уметь просить прощения и прощать, потому что это помогает правильно относиться к себе и к другим людям, правильно оценивать свои и чужие поступки.
Испытывать благодарность за всё, что дают человеку другие люди, потому что неблагодарность препятствует добрым отношениям с окружающими, рождает муки совести.
Благожелательно относиться ко всем людям, не смеяться над другими, не осуждать людей, потому что злословие обнаруживает недостаток добра в самом человеке.
Обсудим:
Перечислите человеческие качества, которые христиане считают положительными.
Перечислите те качества человека, которые христиане считают отрицательными.
Объясните, как, согласно христианскому учению, развитие положительных качеств может принести пользу самому человеку и окружающим людям.
Ларчик мудрости
Иисус Христос учил:
«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, добро творите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас».
«Если вы будете любить только любящих вас..., не то ли делают и все грешники?»
«Просящему тебя дай».
«Не творите милостыни ... перед людьми и
с тем, чтобы они видели вас».
«И так во всём, как хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними»
Обсудим
Объясните, как вы поняли смысл поучений Иисуса Христа.
Согласны ли вы с тем, что во всех этих высказываниях речь идёт о любви к людям?
Как в этих поучениях выражается идея любви ко всем людям?
Вспомните «золотое правило нравственности». В каком из высказываний Иисуса Христа тоже содержится это правило?
Закрепление материала по теме «Заповеди»
Рабочая тетрадь.
Заповеди
Люди, любите друг друга!
Заполни таблицу по образцу:
Заповедь | От чего предостерегает заповедь | Как заповедь учит поступать |
«Почитай отца твоего и мать твою» | от неуважения к родителям и вообще к старшим | слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости |
«Не убивай» | | |
| | прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть |
| от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека | |
| | не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радости |
Домашнее задание
Написать мини сочинение «Люди, любите друг друга!»
Подведение итогов
Сядем в кружок. Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям? Расскажите о случаях преодоления себя.