kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по окружающему миру "Живет в лесу на опушке президент грибной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используя жизненный опыт детей, расширить их представления о грибах: съедобных и несъедобных, показать их взаимосвязь с деревьями, их значение для природы. Развивать восприятие, внимание, наблюдательность, мыслительные операции анализа, сопоставления, творческие способности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Живет в лесу на опушке президент грибной"»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ТЕМА: Живет в лесу на опушке президент грибной

ЦЕЛЬ: используя жизненный опыт детей, расширить их представления о грибах: съедобных и несъедобных, показать их взаимосвязь с деревьями, их значение для природы. Развивать восприятие, внимание, наблюдательность, мыслительные операции анализа, сопоставления, творческие способности. Воспитывать бережное, внимательное отношение к природе.

Оборудование: муляжи и иллюстрации грибов, силуэтные деревья, листочки; костюмы и домашняя утварь к инсценировки сказки, кресло для автора, микрофон, зеркальца, сигнальные карточки.


Ход урока

  1. Организационный момент (вход в урок)

- Давайте поздороваемся с нашими гостями.

- Добрый день вам, добрый день нам, добрый день всем. (Сели)

- Внимание! Скажи, дружок, Готов ли ты начать урок?

Начинаем, начинаем новый наш урок.

Прозвенел, прозвенел веселый стро­гий наш звонок.

Будем много новых знаний вместе добывать,

Не придется на уроке нам скучать! (хором)

- А может поскучаем, ведь Ноябрь на дворе. А мы точно знаем, что померкла яркая па­литра осени; дни стали какими? (Серыми, короткими. Ноябрь отнимает у каждого дня по 4 минуты).

- А вспомните его народные названия Какие явления природы спрятаны в этих названиях? ("Грудень", "Студень", "Листопад").

- А что рассказала нам о ноябре в своем стихотворении Г.Бойко?

Все поля опустели, да полны закрома.

Снегири прилетели - на подходе зима.

Листья тихо опали, лес осенний притих.

Барсуки задремали в теплых норах своих.

Белка шубку меняет, льдом покры­лась вода....

- Вот она какая ноябрьская осенняя пора. Нечему радоваться. (Неправда: много запасов, густая зелень хвои сосен и елей, огненно-красные гроздья рябин, кисточки ягод боярышника, грибы. На смену перелетным птицам из северных стран прилетают- красногру­дые снегири, розовые щуры, нарядные чечетки. Почва и растения отдыхают до весны).

- Хорошо, убедили, что если быть наблюдательным и внимательным, то в любое время года можно уви­деть красоту и радоваться этой красоте.


  1. Постановка проблемы.

- сегодня давайте поговорим, а, впрочем, вы сами ответите, о чем, отгадав загадки от Осени.

Г - Нет рук, нет ног, а стучит, гремит, грохочет. (гром)

Р - Я нарядной была, белым цветом цвела.

Соловьи свистели, про тепло мне пели.

А в осенний денек, хоть наряд мой поблек,

Бусы я надела и повеселела. (рябина)

И - Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан... (иней)

Б -Я все прыгаю в лесочке и везде ищу грибочки

Помогите мне немножко дополна набрать лукошко. (белка)

- Вы догадались, о чем будем говорить сегодня на уроке? (О грибах).

- О чем попросила вас белочка? (Дополна набрать лукошко грибами).

- А все ли грибочки можно ложить в лукошко? Обсудите это в своих груп­пах и через 1 минуту докажите - I, II и III группы, что гриб - это хорошо, и IV-V группы, что гриб - это плохо. (Украшает лес, помогает деревьям, вкусный. Отравляет, разрушает).

Отчет групп

- Немало вы знаете, я надеюсь, что се­годняшний день нам принесет еще больше знаний об этих удивительных растениях леса.

- Для начала сходим на День рождения.

Физпауза

- У Мишутки День рождения,

Целый день шумит веселье… (дети поют песню о грибах и выполняют соответствующие движения)


  1. Открытие и закрепление знаний.

  1. Инсценирование стихотворения «Мухомор или сказка со счастливым концом»

Восьмой год пошел Топтыжке

Прочитал он много книжек,

Научился он писать,

И науки уважать.

Пригласили Барсука, Волка, Зайца и Ежа.

Угощали пирогами с очень вкусными грибами,

И малинкой, и медком, и горяченьким чайком.

Только хитрая Лиса, в гости к Мишке не пришла,

И решила с Бабкой Ежкой отомстить гостям немножко.

Всех в избушку заманили, грибным супом угостили.

Очень рады с Лисой были, что зверят всех отравили.

"Что нам делать? Помогите!"

"Айболита позовите!"

Еж схватился за живот, вдруг он, бедненький, умрет!

И примчался Айболит, и зверятам говорит:

"Да! Наделали беды происки Бабы Яги!"

"Я вас вылечу, конечно, но должны все уяснить,

Что с Лисою и Ягою, вам не следует дружить!"

А вы знаете, ребята, где маслята и опята

А где красный мухомор - один из вредных он грибов?

- Сейчас и попробуем это выяснить. Какие грибы вы видели, собирали? Как их отличить от других грибов?

2. Информация о грибах, которую подготовили ребята.

- Будьте внимательны, так как вы услышите не только интересное сообщение, но и должны будете ответить на очень сложные вопросы.

  1. о мухоморе

Грибы - загадочные создания. Почти каждый собирал их, сушил, жарил, солил. Так поступали люди еще в древности. Не зная толком, что собой представляют грибы, люди говорили, что они посланы бо­гом. Съедобные - в награду, ядовитые - в наказание.

Самые нарядные ядовитые грибы, пожалуй, мухоморы. Как украшают их ярко - красные с белыми в крапинку шляпки мрачноватый еловый лес.

- А знаете ли вы за что этот гриб получил такое название? (Настой этого гриба применяли для уничтожения мух и других насекомых, за что и получил свое на­звание).

- Нужно ли уничтожать мухоморы из-за того, что они относятся к ядовитым грибам? (Нет, ими лечатся лесные гиганты - лоси).

- Как вы будете их различать среди других грибов?

  1. А кто знает название этого гриба с юбочкой на ножке? (бледная поганка)

  • Что вам известно о нем? (Самый ядовитый гриб, похож на сыроежку. В древности использовали для лечения Холеры).

Игра «Найди грибу свое место».

  • Кто видел эти грибы в лесу? (Семьями. Мухоморы - на опушке, между деревьями. Бледная поганка - чаще в хвойных лесах).

- Найди им свое место. (На доске: полянка, осинка, ели, дуб, береза, пень - силуэтные картинки).

Ребята прикрепляют грибы там, где они могут вырасти.

  1. о сыроежке

Сыроежки встречаются часто. Этот гриб разноцветный. Бывает и с зеленой, и с лиловой, и с ро­зовой шляпкой. Мякоть и ножка белые. Гриб съедобный.

- А вот, почему его так назвали, может, догадаетесь сами? (Свое название полуил за возможность исполь­зовать в сыром виде с солью. Они быстро просаливаются и готовы к употреблению через сутки).

- Найдем сыроежке место в нашем «лесу». (Очень распространенный гриб, растет везде).

  1. О диктиофоре

По форме и окраске плодового тела грибы очень разнообразны, подчас весьма причудливого вида. На­пример, жительница бразильских лесов - диктиофора. У этого чудо- гриба из-под шляпки спускается на ножку ажурная «юбочка», отчего диктиофора имеет название «дама под вуалью». Этот экзотиче­ский гриб - не съедобный.

- В каких лесах растет диктиофора?

- Отчего она называется «дама под вуалью»?

- Этот гриб съедобный или нет? (Любит «селиться» на полянке).

  1. о грузде

Груздь - это съедобный гриб. У него крупная вогнутая шляпа. Может быть белого, зеленого или желтого цвета. Под шляпкой есть пластиночки. При изломе гриба его мякоть выделяет белый сок. Растет в хвойных лесах.

- Чем отличается этот гриб от всех остальных, почему его легко узнать? (Пластиночки наверху, а шляпка, как модный беретик, изогнута, и одета на самой макушке)

- Какого цвета бывает? (Растет в хвойных лесах).

  1. о шампиньоне

Эти грибы обладают отличным вкусом и тонким ароматом. Имеют мясистую шляпку округлой формы, покрытую шелковистой кожицей беловатого цвета. Внутренняя поверхность шляпки состоит из мелких пластинок розоватого цвета, которые по мере созревания грибов темнеют, и у старых грибов становятся черновато-красными. При изломе гриба мякоть его быстро краснеет.

- Что общего у шампиньона и ядовитых грибов? (Юбочка на ножке).

- Растет на почвах с большим коли­чеством навоза.

- Как же будете их различать? (Шелковистая кожица беловатого цвета, при изломе мякоть быстро краснеет. Юбочка с ножки бы­стро исчезает, а у ядовитых - остается на месте.)

  1. об опятах

Осенью на пнях растут настоящие и ложные опята. Ложный опенок - несъедобный гриб, его нужно уметь отличать от настоящего опенка.

У настоящего опенка шляпка желтовато-серая, как бы присыпанная сверху молотыми сухари­ками. Обратная сторона шляпки у него коричневая. Ножка тонкая, длинная, коричневая.

Ложный опенок похож на настоящий, но обратная сторона шляпки у него желтовато-зеленого цвета.

- Где живут опята? (На пнях).

- Все ли их можно кушать?

- Как называют опенок, который можно съесть?

- А какое название у несъедобного опенка?

- Куда нужно заглянуть, чтобы увидеть, какой опенок перед тобой? (Под шляпку и сразу увидишь, какой гриб перед тобой).

3. Правду ли говорят, что грибы с деревьями дружат? (коллективная работа)

- Да. Под осиной - подосиновики, под березой - подберезовики, с дубом - поддубники.

А) Игра «Узнай гриб»

(среди разложенных грибов выбрать необходимые и найдите ему место.)

- Так отчего произошли названия этих грибов? (От места, где они растут).

- Приносят ли они друг другу пользу? (Да, деревья добывают воду и питательные вещества грибам, а те, в свою очередь, сохраняют влагу на длительное время).

  1. о подосиновике

Подосиновик - съедобный, вкусный гриб. Растет с середины июля до конца октября в лиственных и смешанных лесах. У него толстая полукруглая, гладкая шляпка, иногда оранжевая. Ножка подо­синовика утолщается книзу; белая, покрыта темными чешуйками. Если разрезать этот гриб, то на срезе он темнеет. Подосиновик не похож ни на один ядовитый гриб.

Б) Чтение и беседа по стихотворению

Лисички

- Кто вы?

- Мы лисички. Дружные сестрички.

- Ну, а вы-то кто-же?

- Мы лисички тоже.

- Как, с одной-то лапкой?

- Нет, еще со шляпкой.

- О каких лисичках здесь речь?

- От чего произошло их название?

- Чем они похожи на лисичку?

- Где любят селиться? (в хвойных лесах)

В) Скажите название каких грибов произошли от их цвета? (фронтальная)

- Рыжики под елью очень любят спать. Ждут они, мечтают в кор­зинку к нам попасть.

Г) Узнайте гриб по описанию.

На толстой белой ножке коричневая шапка.

Наверняка любой грибник найти мечтает...(боровик)

- Что помогло узнать этот гриб?

- Как иначе его называют?

Вот под деревом вырос гриб, надвинул шапку на самый нос. Корни гриба (грибница) переплетаются кончиками с корнями деревьев. Это обоим очень удобно. Дерево дает грибу готовую пищу (сахар) из своих корней. А гриб дает дереву вещества, которые содержатся в земле.

В дубовой роще белые растут только под старыми дубами. Белки сушат боровики на зиму. Повесят повыше на сухой сучок. Пока гриб висит да сохнет, его семена(споры)летят. Чем выше ножка гриба, тем дальше улетают его споры.

- А знаете, почему боровик белым называют? (Сломанная ножка его не темнеет, как у многих грибов, а остается белой. После сушки белый гриб остается белым).

- Как размножается гриб?


  1. Первичное закрепление.

- Рассмотрите съедобные и несъедобные грибы. Через 1 мин. дайте мне ответ: Какие из них ярче, наряднее. Почему? (обсуждение в группах).

Отчет. Наряднее-ядовитые. Они как бы говорят: смотри, какой я красивый да нарядный! Сорви меня! Но раз гриб сам приглашает значит здесь что-то не то! Хороший гриб прячется в траве, под деревом, и надо потрудиться, чтоб найти его.

- Вывод? Не выбирать грибы по красоте.



  1. Самостоятельная работа.

1. Сейчас мы пойдем в лес по грибы. Пока будем идти, вы глазками должны увидеть, где растут:

(под песню "За грибами" муз.Завалишиной, сл.Ревы)

  1. гр. - грузди


Легче узнавать груздь по ножке или шляпке?

Что напоминает вам шляпка груздя?

  1. гр. - подберезовики


Как узнали, что это именно ваши грибы?

  1. гр. - опята


Докажите, что вы нашли опята?

  1. гр. - лисички


С какими животными сравнивают эти грибы, почему?

  1. гр. - боровики


Легко ли было найти боровики?

Чем он отличается от других грибов?

- На счет «три» стать на том месте, где растут ваши грибы.

2. Докажите, что это именно ваш гриб. (отчет лидера группы).


VI. Итог.

- Интересно было собирать грибы? (Когда срываешь гриб, то вместе с ним из земли тянутся длинные тонкие нити. Это не корни гриба. Это грибница, которая дает жизнь грибу. Гриб живет очень мало: утром появился, к вечеру вырос, а через несколько состарился и пропал. А грибница живет в Земле долго: десятки лет. Каждый год из гриб­ницы рождаются новые грибы.

Вот почему грибы нужно аккуратно срезать ножиком, а не срывать. Ведь можно разрушить грибницу, а там, где разрушена грибница - грибов никогда не будет).

- Ежик тоже хочет собирать грибы. Только не знает, какие можно накалывать на спинку, а какие нет. Поможем ежу?

Молодцы!

- На уроке ИЗО мы «нарисуем» эти грибы дней ёжику на спинку.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок по окружающему миру "Живет в лесу на опушке президент грибной"

Автор: Щербакова Светлана Алексеевна

Дата: 21.01.2018

Номер свидетельства: 451387


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства