kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по окружающему миру 1 класс ПНШ "Как помочь птицам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная задача - посильная помощь птицам. Рассмотреть виды кормушек и виды корма зимующих птиц.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру 1 класс ПНШ "Как помочь птицам"»

Тема: «Как помочь птицам зимой»

1 класс ПНШ

Задачи деятельности учителя: создать условия для закрепления знаний о зимующих птицах; рассмотреть виды кормушек и виды корма для зимующих птиц; способствовать развитию речевых умений; воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи людей зимующим птицам.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научаться называть признаки птиц, представителей зимующих птиц; получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (строить кормушки, готовить корм); обобщать жизненные наблюдения.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: оценивать выполненное задание по алгоритму совместно с учителем.

Познавательные: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать эти знания для бережного отношения к природе.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие номы речевого этикета; работать в паре.

Личностные: осознают ценность и умений, приобретенных при изучении предмета «Окружающий мир».

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности

Прозвенел звонок, начинаем свой урок.

Все за парты сядем дружно, начинать работу нужно.

Учитель: - Сегодня мы отправимся в зимний лес, на лесную поляну. А по дороге я расскажу вам сказку.

Сошлись как-то вместе четыре волшебных живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись да и заспорили, кто из них лучше рисует. И начали друг за другом зарисовывать Землю, одевают в нарядные уборы леса, поля, луга. А в судьи Красное Солнышко пригласили.

Первой взяла кисть волшебница Зима. Ходит по горам, долинам в больших мягких валенках. Ступает неслышно. Белым ровным слоем покрыл снег Землю. Поля как гладкие чистые страницы большой книги. Днём снег идёт – страницы чистые. Придёшь утром, а страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек. Значит, тут побывали лесные жители.

- Чьи это следы? Слайд.

- Кого мы называем птицами?

- Вспомните по своим наблюдениям, какие птицы зимуют в наших краях? Как мы их назовём? Слайд – зимующие, оседлые, перелётные.

Зимующие птицы - те, которые зимой не улетают на юг. У них с осени образуются толстый слой подкожного жира, который помогает им переносить голод и холод. Эту группу составляют все оседлые и прикочевавшие в данную местность на зимовку.

Зимующие птицы делятся на 2 вида:

Кочующие птицы - птицы, живущие на далёком севере , и они ежегодно кочуют в пределах определённый области, не улетают в страны с тёплым климатом (белые совы, клесты, снегири, гусь-гуменник).

Оседлые птицы - птицы, которые круглый год живут в одной местности и не улетают на зимовку, так как могут найти корм в холодное время (голуби, воробьи, сороки, галки, дятлы, тетерева).



- Назовите птиц справа на слайде. Почему называем их перелётными? Почему они вынуждены улетать?

II. Постановка учебной задачи. Целеполагание.

Учитель: - Что за стол среди берёз

Под открытым небом.

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

Прочитаем обращение: - Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Учитель: - Попробуйте сформулировать тему урока.

Сверим по странице 38 учебника.

Зима - особенно трудный период в жизни птиц, которые остаются зимовать в наших краях.

В это время они особенно нуждаются в нашей заботе – подкормке. И помочь им должен каждый, ведь из 10 синиц до весны доживает только 1-2, а остальные гибнут от голода.

Когда за окном по ночам трещат от мороза деревья, когда кажется, что всё живое замёрзло, заледенело, мы должны помочь маленьким птичкам пережить это тяжёлое время. Им трудно прокормиться самостоятельно. Птицы нуждаются в нашей помощи.

Наступившее похолодание застаёт врасплох не только людей, но и птиц. Замёрзшие и нахохлившиеся птахи словно напомнили нам о необходимости зимней подкормки. Занятые своими делами, в повседневной суете, мы нередко забываем о своих пернатых друзьях, бескорыстно помогавших нам бороться с вредными сорняками и насекомыми летом. А много ли мы видели кормушек в нашем городе? А помни ли мы, когда последний раз кормили птиц? А ведь кормушка может стать настоящим спасением для птиц.



- Какие цели поставите для себя? Сформулируйте.



Цели: различать птиц по внешнему виду;

знать, чем можно подкармливать зимующих птиц;

познакомиться с правилами подкормки;

познакомиться с разными видами кормушек.

III. Открытие новых знаний.

Работа по иллюстрации учебника.

- Какие птицы прилетели к кормушке? Опишите по плану:

1. Название

2. Внешний вид.

3. Где обитает?

4. Чем питается?

IV. Викторина «Знаешь ли ты зимующих птиц?»

- Послушайте загадку. Кто это?

1. Чёрный жилет, красный берет,
Нос — как топор, хвост — как упор. (Дятел)

- А кто из вас знает, как эту птичку ещё называют и почему? (Санитаром или лесным доктором).

- Кто знает, какую пользу он приносит? (Сообщение уч-ся)

Он своим клювом-молоточком выстукивает стволы деревьев, таким образом выдалбливает дупло для птиц, в них зимой от морозов и вьюги могут спрятаться некоторые птицы. А ещё в них спят летучие мыши и белки- летяги. Дятел достаёт из-под коры вредителей, так он лечит деревья.

2. Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)

- А кто из вас знает, почему так называется птичка? (Сообщение уч-ся)

Есть такое предположение, что воробей - сложилось из двух слов: вора бей! Так называли воробьев русские крестьяне, у которых на огородах, в полях воробьи обклевывали спелые семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно. По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Люди давно заметили: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются.

3. Чёрные птицы
На ворону похожи,
На грача тоже.
Дружат с людьми,
Кто они? (Галка)

Всеядны, едят насекомых (уничтожают многих вредителей), червей, семена некоторых растений, пищевые отходы человека. Легко приручаются, если взять еще слепого птенца и вырастить в неволе, выросшая птица даже не считают других галок своими сородичами и стремится к общению только с человеком. Иногда галки садятся на спины овец и выщипывают оттуда шерсть, которую затем используют для обустройства гнезда.

4. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая! (Сорока)

-Какая поговорка вам известна про эту птицу? (Сообщение уч-ся)

Сороки очень сообразительны, наблюдательны и любопытны. Они внимательно отслеживают обстановку вокруг, чутко реагируют на ее изменения и немедленно оповещают об этом своих сородичей. Крики разных видов сильно отличаются: стрекот, писк, пронзительное «кья-кья», флейтовый напев, карканье. Интересно, что на голос этих птиц реагируют не только представители своего вида, но и другие птицы и звери. Для обитателей леса эти сигналы означают близость хищника или человека, и при звуках сорочьего голоса все стараются скрыться. Поэтому поговорка о том, что «сорока известие на хвосте принесла» вполне справедлива.

5. Известно с давних нам времен,
Что эта птица - почтальон. (Голубь)

-Где вы встречали этих птиц? (Сообщение уч-ся)

Человек приручил дикого сизого голубя более 5000 лет тому назад. С тех пор голубеводы вывели более 800 пород домашних голубей, различных по цвету, форме тела и назначению. В России имеется около 200 пород голубей отечественного происхождения. Голубиная почта долгое время являлась одним из основных способов почтовой связи. Что любят поклевать голуби? Зерно, конечно. Прекрасный корм и семечки подсолнуха.

6. Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым

– Клё! клё! клё – поет со свистом. (Клёст)

-Ребята, послушайте внимательно про эту птицу. (Сообщение уч-ся)

- Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. У клеста необычный клюв- с загнутыми перекрещенными концами. Этот клюв хорошо приспособлен для шелушения еловых шишек, семенами которых он питается зимой.

Клёст - зимующая птица, но она отличается от других зимовщиков. А чем, вы сейчас узнаете, прослушав диалог клеста и синички.

Диалог Клеста и Синички. (Диалог читают 2 ученика, на голове у них шапочки с изображением этих птиц.)

Синичка: Ты, Клёст, чего визжишь, обидели тебя, что ли?

Клёст: Да нет, Синичка, это я радуюсь.

Синичка: Нашёл время радоваться...

Клёст: Как раз самое время, как раз. У меня в гнезде птички вывелись до чего милые, до чего хорошие...

Синичка: В такой-то мороз? Да они живыми не останутся.

Клёст: Ещё как будут жить - поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать Клестиха греет их вроде печки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело.

- Чем же отличается клёст от других зимующих птиц? (Выводит зимой птенцов)

- Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой? (В это время созревают семена еловых шишек и им есть чем питаться)

Учитель: - Достигли ли мы поставленной цели?

7. Загадка и сообщение про свиристель.


V. Физкультминутка.

-А теперь проверим, какие вы внимательные. Если я ошибусь, вы должны встать и помахать руками, как птички крыльями.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Белки и ежи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди и утки.

И спасибо шутке!

  1. Продолжение работы по теме.

Учитель: - Расскажите по иллюстрации учебника, как же помочь птицам зимой? (Рассказ учеников о том, чем можно подкармливать зимующих птиц: снегиря, синицу, воробья)

Правила подкормки птиц для тех, кто хочет помочь.

- Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. Сегодня вы все принесли кормушки, которые сделали вместе с родителями. МОЛОДЦЫ! Кормушку можно повесить на ветку дерева. Важно, выбрать такое место, чтобы оно было недоступно для кошек и закрыто от ветра.

- Где вы предлагаете повесить свои кормушки?

  1. Практическая работа. Работа в группах. «Угостим птичку». У ребят на столе тарелочки с кормом. Какую птицу вы угостите? Обоснуйте своё мнение.

  2. Рефлексия. - Что нового вы узнали на уроке? - Назовите зимующих птиц. Какой корм им необходим? - Почему надо помогать зимующим птицам?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по окружающему миру 1 класс ПНШ "Как помочь птицам"

Автор: Малышенко Татьяна Васильевна

Дата: 14.06.2017

Номер свидетельства: 421870


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства