Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру"Зелёная Планета"»
Урок-викторина по окружающему миру " Зелёная Планета"
Цели игры:
пробуждение интереса младших школьников к изучению природы
продолжение развития памяти, внимания;
воспитание чувства любви и уважения к окружающему миру;
Материалы: задания для конкурсов, листы бумаги, ручки, карандаши, секундомер, краски.
Перед природой ты в долгу, И славен, будет пусть твой век Травой душистой на лугу. И трелью птиц веселой, звонкой И шумным плеском родника, И гроздям рябины тонкой, И синим глазом василька, И свежим ароматом трав, И рощи шумом, и дубрав…
Конкурс 1. "Разомнись"
Команды по очереди отвечают на вопросы, которые написаны на лепестках астры. Капитаны команд отрывают лепестки и читают вопрос. Если команды затрудняются с ответом, право ответа получают команды-соперники.
Вопросы конкурса:
1 КОМАНДА
1. Где снег быстрее тает – в лесу или на поле? (На поле) 2. Чем размножается клубника? (Усами) 3. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест) 4. Углубление в дереве, где живет белка? (Дупло) 5. Птенцы, которые не знают своей матери? (Кукушка) 6. Лягушка – это домашнее животное? (Нет) 7. Кто круглый год серый? (Волк) 8. Смена шерсти у животных? (Линька) 9. не зверь, не птица, а нос как спица? (Комар) 10. Полевой цветок, у которого лепестки белые, а серединка желтая? (Ромашка) 11. Летом бежит, зимой спит, весна настала опять побежала? (Река) 12. Зеленый покров земли? (Трава) 2 КОМАНДА
1. Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц) 2. Какой еж не колется? (Новорожденный) 3. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает) 5. Пингвин – птица или животное? (Птица) 6. Какое животное почти всегда живет под землей? (Крот) 7. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? (Грязный) 8. Не рыбак, а сети расставляет? (Паук) 9. Коллекция засушенных растений? (Гербарий) 10. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (Жирным) 11. Как одним словом можно назвать животных, тело которых покрыто перьями? (Птицы) 12. На белой ножке, на шляпке горошки, люди говорят, что в нем яд? (Мухомор) 13. Когда больше грибов весной или осенью? (Осенью) 14. Какой лесной зверек сушит себе грибы на деревьях? (Белка) 15. Кто кукует у кукушки самка или самец? (Самец) 16. Прибор для определения сторон горизонта? (Компас) 17. Она имеет исток, притоки и устье? (Река) 18. Много рук, а нога одна? (Дерево) 19. Ласточка, соловей, скворец – зимующие птицы? (Нет) 20. Что делает зимой еж? (Спит)
Конкурс 2 «Мир растений».
Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?
Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.
«Угадай растение».
1.Из какого дерева делают спички? (Из осины).
2.Какое дерево цветет первым, а какое – последним? (Ольха, липа). 3.У каких деревьев листья осенью красные? (У клёна и рябины). 4.Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые). 5.Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая? (Да она горькая, но в осиновой коре содержится 10% жира).
Конкурс 3. «Чей хвост?» викторина
Задание – отгадайте животное по описанию его хвоста.
1.Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие. (Кенгуру) На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь. (Лев). 2.Его хвостик летом серый, а зимой – белый. (Заяц). 3.Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зеленых веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков. (Белка). 4.Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит противно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника. (Скунс). 5.Этот прыгучий зверек имеет голову зайца, туловище и передние лапы мыши, задние лапы - птицы, а хвост - льва. (Тушканчик). 6.Хвост этих грызунов является отличным средством для добычи пищи из малодоступных мест: хвост просовывается, окунается в сладость, а потом обсасывается. (Мыши и крысы). 7.Это колючее животное начинает трясти хвостом, при встрече с неприятелем. Длинные иголки при этом отрываются и летят во все стороны. (Дикобраз). 8.Голос у этой птицы ужасно противный, зато хвост самый красивый. (Павлин). 9.Очень подвижная птичка, которая постоянно помахивает длинным хвостиком. Эта её привычка дала название птице. (Трясогузка). 10.Этот пернатый лекарь в момент свалился бы с дерева, если бы не держался бы за ствол когтями и хвостом, который служит ему подпоркой. (Дятел). 11.Ему хвост помогает охотиться: удар его хвоста опасен даже для крупных животных. Покрытый роговыми пластинками, он тяжелый, как бревно. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит огромной зубастой пастью.(Крокодил). 12.Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый. (Ящерица).
Блиц-турнир
Какая змея самая большая? (Анаконда). Какой зверь похож на ежа? (Дикобраз). Где ухо у кузнечика? (На ноге). Какой город парит в небе? (Орёл). Самая большая обезьяна. (Горилла). Кто кукует у кукушки? (Самец). Как называется плодородный слой земли? (Почва). Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина). Что делит Землю на Северное и Южное полушария? (Экватор). Чем покрыты зубы человека? (Эмалью).
Конкурс 3. «Мир леса».
Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.
Игра «Грибник».
(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).
– Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз).
– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).
Загадки
Вот в траве приметные Шляпки разноцветные. Вспомни ты их имя, Но не ешь сырыми! (Сыроежки).
Очень дружные ребята У пенька живут... (Опята).
Где хвоинок многовато, Поджидают нас... (Маслята).
Под осиной гриб тот, дети, В ярком красненьком берете. (Подосиновик).
У берёзок, посмотри: Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).
Царь грибов живёт в дубраве. Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).
Конкурс 5. "Приметы"
Командам выдаются конверты с разрезанными на части фразами (народными приметами). В каждом конверте содержится по три или четыре народные приметы. Участники должны быстро и правильно собрать из разрезанных частей фразу (народную примету), записать ее на листочке бумаги и передать членам жюри.
Народные приметы:
В августе до обеда – лето, после обеда – осень.
Птицы низко летают – к дождю.
Много ягод к холодной зиме.
Появилисьопята – летокончилось.
Позднийгриб – позднийснег.
Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
В ноябре снегу надует – хлеба прибудет.
В феврале иней на деревьях к морозам, туман – к оттепели.
Синие облака в апреле – к теплу и дождю.
В апреле вечерняя заря багрово-красная – к ветру и осадкам.
Майхолодный – годхлебородный.
Увидел скворца – значит весна у крыльца.
Дуб перед ясенем лист пустил – к сухому лету.
Конкурс 6.Викторина «Загадочный».
Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
У кого на сучке кладовая? (У белки).
Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).
Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
Есть на речках лесорубы В серебристо-бурых шубах Из деревьев, веток, глины Строят прочные плотины. (Бобры).
Скачет зверюшка: Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка).
Над рекою он в полёте, Этот чудо-самолётик. Над водой парит он гладкой, На цветке его посадка. (Стрекоза).
На спине я дом ношу, Но гостей не приглашу: В костяном моём дому Место только одному. (Черепаха).
Заключение
Мы речь свою ведем о том. Что вся Земля – наш общий дом – Наш добрый дом, просторный дом – Мы все с рожденья в нем живем. Еще о том ведем мы речь. Что мы наш дом должны беречь. Давайдокажем, чтонезря НанаснадеетсяЗемля.
Наша планета Земля Очень щедра и богата: Горы, леса и поля – Дом наш родимый, ребята! Давайте будем беречь планету, Другой такой на свете нет. Развеем над ней и тучи, и дым, В обиду ее никому не дадим. Беречь будем птиц, насекомых, зверей, От этого станем мы только добрей.