Урок литературное чтение 4класс УМК "Перспектива"
подготовила учитель начальных классов СОШ 1 г.Нерюнгри
Перепёлкина Елена Борисовна
Тема: И.Бунин"Гаснет вечер, даль синеет".
Цели: Познакомить с жизнью и творчеством И.А Бунина; учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас; развивать речь, память, мышление, воображение.
Формируемые УУД:
личностные- формирование системы нравственных ценностей( гордость за свою страну, любовь к природе), проявление интереса к чтению и изучению творчества И А Бунина;
познавательные - анализ поэтического текста, выделение в нём главной мысли, обзор опорных(ключевых) слов, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в книге;
регулятивные - формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
коммуникативные -ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей).
Оборудование: портрет, выставка книг И.Бунина, презентация, репродукции картин по теме.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Друзья мои! с высоких книжных полок
Приходите ко мне вы по ночам,
И разговор наш- краток или долог-
всегда бывает нужен мне и вам...
2.Речевая разминка . Стихотворение И.Бунина "В стороне далекой от родного края".
В стороне далекой от родного края
Снится мне приволье тихих деревень,
В поле при дороге белая береза,
Озими да пашни — и апрельский день
Ласково синеет утреннее небо,
Легкой белой зыбью облака плывут,
Важно грач гуляет за сохой на пашне,
Пар блестит над пашней... А кругом
Жаворонки в ясной вышине воздушной
И на землю с неба звонко трели льют.
В стороне далекой от родного края
Девушкой-невестой снится мне Весна:
Очи голубые, личико худое,
Стройный стан высокий, русая коса.
Весело ей в поле теплым, ясным утром!
Мил ей край родимый — степь и тишина,
Мил ей бедный север, мирный труд крестьянский,
И с приветом смотрит на поля она:
На устах улыбка, а в очах раздумье —
Юности и счастья первая весна!
а) Чтение про себя; Б) вместе медленно соблюдая паузы.
-Понравилось стихотворение? Какие чувства оно пробудило в вас?
--О чем это стихотворение? С какой интонацией его надо читать?(человек который далеко от Родины грустит и тоскует по ней, и восхищается её красотой).
3. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихов Никитина.
Повторяем правила выразительного чтения. Оценивание.
4.Работа по теме урока.
-Отгадайте имя поэта, чьё произведение мы будем изучать сегодня.
НИНИУ НАВИ ЧИВЕЕСКЕЛА Бунин Иван Алексеевич
-Что вы знаете об И.Бунине? Посмотрите на выставку , может быть, она вам подскажет ответ.
-Определите тему и цели урока.( Знакомство с жизнью и творчеством И. Бунина).
Краткое сообщение о писателе.
Бунин родился 10 октября 1870 года в старинной дворянской семье в Воронеже, Иван где прожил первые три года своей жизни. В дальнейшем семья переехала в имение Озёрки.
До 11 лет воспитывался дома, в 1881 поступает в Елецкую уездную гимназию, в 1885 возвращается домой и продолжает образование под руководством старшего брата Юлия. Много занимался самообразованием, увлекаясь чтением мировой и отечественной литературной классики.
В 17-летнем возрасте начинает писать стихи, в 1887 — дебют в печати. В 1889 году переезжает в Орёл и идёт работать корректором в местную газету «Орловский вестник».
Бунину трижды присуждалась Пушкинская премия. В 1909 году он был избран академиком по разряду изящной словесности, став самым молодым академиком Российской академии.
В 1933 году стал первым русским писателем - лауреат Нобелевской премии по литературе. - Что вы узнали о жизни поэта?
Физминутка.
5.Чтение учителем произведения " Гаснет вечер, даль синеет" с123
-Что вы представили, когда слушали стихотворение? Какие картины вам представились при чтении этого стихотворения? Соответствует ли репродукция содержанию стихотворения?
Прочитайте самостоятельно.- Какие слова и выражения были непонятны?
-Скажите, что хотел рассказать нам И. Бунин?
Прочитайте стихотворение. -Какую интонацию выберете?
6.Подготовка к выразительному чтению стихотворения. Работа в парах.
Прочитайте стихотворение друг другу и задайте друг другу вопросы по содержанию текста.
7 .Работа в группах.
-Найдите какие выразительные средства речи использует автор?
(Эпитеты, олицетворение, метафоры)
8.Выразительное чтение. Оценивание по критериям.
9.Рефлексия. Продолжите предложения.
-Сегодня на уроке я узнал..
-Сегодня я похвалил бы себя за...
После урока мне захотелось...
Сегодня я сумел..
10.Подведение итого урока.
-Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
д/з: с123-124 выразительно читать и другие стихи Бунина.