kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературному чтению «Восприятие картин природы в стихотворениях С. А. Есенина "Берёза", "Черёмуха"»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание любви детей к Родине, родной природе через лирические произведения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению «Восприятие картин природы в стихотворениях С. А. Есенина "Берёза", "Черёмуха"»»

ТЕМА УРОКА: «Восприятие картин природы в стихотворениях С. А. Есенина "Берёза", "Черёмуха" «

3 класс, УМК «Школа России»

Цели:

  • Погрузить учащихся в мир поэзии С.А. Есенина.

  • Научить школьников самостоятельно анализировать поэтические тексты, выявляя приемы, с помощью которых поэт выражает свою глубокую любовь к России и ее природе.

  • Развить умение выразительно читать стихи и связно излагать свои мысли и чувства.

  • Способствовать развитию речевых навыков, памяти и критического мышления.

  • Сформировать чувство гордости за свою страну и любовь к ее природным красотам.

Ход урока:

I. Организационный момент и создание рабочего настроя

  • Приветствие и пожелание успешного урока.

  • "Энергия добра": учащиеся передают друг другу позитивный настрой через улыбку и добрые слова, подчеркивая важность взаимного уважения и внимания.

II. Актуализация знаний и подготовка к восприятию нового

  1. Словарная работа: Игра "Синонимы" для расширения лексического запаса и подготовки к восприятию образного языка поэзии.

  2. Интеллектуальная разминка: Работа с анаграммами для вспоминания имен поэтов-пейзажистов и определения их общей тематики.

  3. Мотивация к изучению нового: Прослушивание знакомых стихотворений для самостоятельного определения автора – Сергея Есенина.

III. Открытие нового знания

  1. Знакомство с личностью и творчеством С. Есенина:

    • Представление поэта через портрет и краткий рассказ о его жизни.

    • Основные этапы биографии: рождение, детство,

Этапы работы над стихотворением С. Есенина «Черёмуха»

  1. Первичное знакомство с произведением.

  2. Прослушивание аудиозаписи.

    • Во время прослушивания постарайтесь визуализировать образы, созданные поэтом.

  3. Обсуждение после первого прочтения.

    • Вопросы для беседы:

      1. Какие картины возникли в вашем воображении во время прослушивания?

      2. Какие эмоции вы испытали, слушая стихотворение?

      3. Какие образы использует Сергей Есенин в своем стихотворении?

      4. Какие цвета вы бы выбрали для изображения черёмухи?

  4. Повторное чтение и анализ по частям.

    • Первое четверостишие:

      1. Как автор описывает черёмуху?

      2. С кем сравнивает черёмуху поэт?

    • Второе четверостишие:

      1. Какая картина предстает перед вами?

      2. Какое время суток изображено? Обоснуйте свой ответ.

      3. Объясните значение слова «пряная».

    • Третье четверостишие:

      1. Какой еще образ создает поэт? (Образ ручья)

      2. Как вы понимаете значение слова «проталинка»?

      3. Как вы представляете себе это место?

    • Четвертое четверостишие:

      1. Как вы понимаете выражение «развесившись стоит»?

      2. Почему автор называет зелень «золотистой»?

    • Пятое четверостишие:

      1. Как вы понимаете выражение «волной гремучею»?

      2. Найдите в словаре и объясните значение слова «вкрадчиво».

Анализ произведения

  1. Характеристика основных образов.

    • Структура стихотворения: На какие смысловые части можно разделить стихотворение? (Черёмуха, ручей, снова черёмуха, снова ручей).

    • Взаимодействие героев: В стихотворении представлены два образа – ручей и черёмуха. Черёмуха растет у ручья, и ее ветви касаются воды.

    • Олицетворение в поэзии Есенина: Известно, что в стихах Есенина природа часто описывается как живое существо.

    • Характер черёмухи: Прочитайте первые две строфы. Каким предстает характер черёмухи в стихотворении? (Спокойная, величественная, очень красивая).

    • Гордость черёмухи: Она гордится своей красотой. Это подчеркивается ритмом. Какой здесь ритм? (Плавный, размеренный).

    • Желание быть замеченной: Как вы думаете, черёмухе хочется, чтобы ее заметили, восхитились ее красотой? Приведите примеры из текста. (Черёмуха «завила» свои ветки «что кудри», стремясь стать еще прекраснее; она источает аромат – «черемуха душистая»; «зелень пряная», «роса медвяная» – все это привлекает внимание).

    • Выразительное чтение: Прочитайте эти строфы так, чтобы передать характер черёмухи, показать ее переполненность красотой и желание поделиться ею с кем-то.

6. Анализ образов главных героев

  • Композиция стихотворения: На какие смысловые части можно разделить стихотворение? (Черемуха, ручей, снова черемуха, снова ручей).

  • Главные герои: В стихотворении два основных образа – черемуха и ручей. Черемуха растет у ручья, ее ветви склоняются к воде.

  • Одушевление природы: Вспомним, что Есенин часто наделяет природу человеческими чертами.

  • Характер черемухи: Прочитайте первые две строфы. Какой предстает перед нами черемуха? (Спокойная, величественная, прекрасная).

  • Гордость красотой: Черемуха словно гордится своей красотой. Это подчеркивается плавным, размеренным ритмом стихотворения.

  • Желание быть замеченной: Как вы думаете, хочет ли черемуха, чтобы ее красотой любовались? Подтвердите свои слова цитатами из текста. (Черемуха "завила" ветви "что кудри", источает "черемуху душистую", "зелень пряную", "росу медвяную" – все это привлекает внимание).

  • Выразительное чтение: Прочитайте первые две строфы, передавая характер черемухи, ее переполненность красотой и желание ею поделиться.

  • Изменение ритма: Прочитайте третью строфу. Что происходит с ритмом? (Ритм становится более прерывистым).

  • Ритм и паузы: Как Есенин добился этого эффекта? (Частые запятые создают паузы в середине строк).

  • Характер ручья: Почему меняется ритм? Чей характер отражает ритм в третьей строфе? (Характер ручья – подвижного, непоседливого, постоянно находящегося в движении).

  • Визуализация образа: Что помогает нам представить яркую картину дня?

  • Эпитеты: Найдите в тексте эпитеты. (Медвяная, душистая, золотистая).

  • Метафоры: Какие еще художественные средства использует автор? (Метафоры).

  • Определение метафоры: Что такое метафора? (Слова, употребленные в переносном значении).

  • Примеры метафор: Найдите метафоры в стихотворении. ("И ветви золотистые, Что кудри завила").

7. Работа над выразительностью чтения:

  • Как будем читать строки о черемухе? (Медленно и тихо, чтобы передать ее красоту и величие.)

  • Какие слова использует поэт, чтобы мы услышали пение ручья? Какой звук в них преобладает?
    (А Рядом у пРоталинки, в тРаве между коРней,
    Бежит, стРуится маленький сеРебРяный Ручей…) (Звук "Р" создает ощущение журчания.)

  • Если черемуха – это образ девушки, то кого олицетворяет ручей? (Юношу, который пытается завоевать расположение девушки-черемухи.)

  • О чем, по вашему мнению, поет ручей? (О красоте, любви, весне.)

9. Работа с эпитетами. Работа в парах:

  • Обратите внимание, как автор характеризует каждый предмет: черемуха – душистая, ветки – золотистые, роса – медвяная, зелень – пряная. Одно прилагательное, а как тонко подмечены качества! В итоге получается цельная картина пейзажа. Такие слова называются эпитетами.

  • Что такое эпитет? (Эпитет – это образное определение предмета. Эпитеты помогают описать внешний вид предмета, передать его цвет, состояние, а также выразить чувства и настроение.)
    Вывод: Использование эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.

  • Какие эпитеты вы можете придумать к слову "черемуха"?
    (Пушистая, белоснежная, веселая, весенняя.)

  • "Черемуха душистая". Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет? (Наступила весна, и черемуха расцвела, распространяя свой аромат.)
    Вывод: Цветущая черемуха не только источает приятный и сильный аромат, но и символизирует наступление настоящей весны.

IV. Закрепление изученного:

Подбор эпитетов:

  • Давайте попробуем самостоятельно подобрать эпитеты к слову "черемуха".
    (Белая, пушистая, ароматная, душистая, раскидистая, веселая, юная, стройная.)

  • Найдите в тексте цветовые эпитеты. (Серебряный ручей, зелень золотистая.)
    Есенин рисует весну в золотых и серебряных тонах. Это помогает создать особую картину природы – нежную, тонкую и невероятно богатую.

  • Найдите в стихотворении эпитеты, подчеркивающие качества предмета. (Роса медвяная, зелень пряная, черемуха душистая.)
    Посмотрите, из всего многообразия слов автор выбрал те, которые акцентируют внимание на запахах. Таким образом, наша картина наполняется не только цветом, но и ароматом природы.

  • На кого похожа черемуха? С кем автор сравнивает ее? Почему вы так думаете?
    (С молодой девушкой. Она "ветки золотистые, что кудри завила".)

  • А на кого тогда похож ручей? Почему? (На юного парня. Он "вкрадчиво ей песенку поет".)

  • Что значит "вкрадчиво"? (Тихо, доверчиво.)

  • Какой прием помогает автору изобразить черемуху и ручей как живых людей?

V. Подведение итогов и самоанализ:

  • Осмысление: Что нового и интересного вы вынесли из сегодняшнего занятия?

  • Эмоциональный отклик: Какие чувства и переживания вызвали у вас стихи Есенина?

  • Дальнейшие вопросы: Какие аспекты жизни и творчества поэта вам хотелось бы изучить глубже?

VI. Оценивание работы и задание на дом:

  • Оценивание: (Этот пункт подразумевается, но можно добавить: "Учитель оценивает работу учеников на уроке.")

  • Творческое задание: Напишите сказку, главными героями которой будут ручей и черемуха. Используйте в своей сказке яркие и образные эпитеты. Запишите свою сказку в тетрадь. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Фёдорова Любовь Александровна

Дата: 25.08.2025

Номер свидетельства: 673526


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства