kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературному чтению на тему: «По опушке шла весна» УМК «Школа России», 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен в соответсвии с требованиями ФГОС третьего поколения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению на тему: «По опушке шла весна» УМК «Школа России», 1 класс»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное учреждение Свердловской области

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГАПОУ СО «СОПК»)







Конструкт урока по литературному чтению на тему:

«По опушке шла весна»

УМК «Школа России», 1 класс






Выполнили: Чувашева Анна, Аксаментова Яна, Молоткова Софья 316н

Методист: Григорьева Ольга Владимировна





Екатеринбург, 2023


Тема: «По опушке шла весна»

Актуальная цель: Ознакомление с образом весны в произведениях разных авторов.


Задачи:

Обучающая – познакомить со стихотворениями «Ласточка примчалась из-за бела моря» (А.Майков), «Травка зеленеет, солнышко блестит» (А.Плещеев), «По опушке шла весна» (В.Степанов), совершенствовать умение выразительного чтения стихотворных текстов в процессе актуализации знаний о критериях выразительного чтения и составления интонационной разметки текста.

Развивающая – развивать внимание, речь в процессе выразительного чтения стихотворных текстов.

Воспитательная – воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость к прочитанному тексту в процессе выразительного чтения.


Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;

  • владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, объяснять значение незнакомого слова;

  • участвовать в  обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения;

  • владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения.


Метапредметные результаты:

У обучающихся будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия:

Коммуникативные:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • проявлять уважительное отношение к  собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

  • формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения;

  • находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму.

Регулятивные:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

  • выстраивать последовательность выбранных действий.


Личностные:

У обучающихся будут сформированы следующие личностные новообразования:

  • приобретение эстетического опыта слушания, чтения и  эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.











Содержание урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивационный

Добрый день, ребята. Проверим готовность к уроку, на столе учебник и пенал. Все лишнее уберите в рюкзак.

Сядем ровно, проверим расстояние от края парты до туловища шириной ладони, ноги согнуты в коленях, ступни упираются в пол.

Теперь, я вижу, вы готовы.

Перед вами пакет, в нем множество всего, сейчас я пройду мимо ваших парт, вы достаете то, что вытяните, прикрепите на доску с помощью магнита.


Посмотрите, как много разных изображений на доске теперь.

А можно ли какие-то из них объединить в группу?


Какая тема будет объединять эти изображения?


Отлично.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.





Достают свертки изображений, крепят на доску.



Можно (перечисляют: проталинки, солнце, капель, подснежники и пр.)


Тема весны.

Актуализация знаний

Перед вами небольшие листы желтого цвета, на что они похожи?

Действительно, напишите свою ассоциацию к слову весна на этом лучике.


Расположите лучи на магниты к солнцу на доске.

Отлично.

На лучики солнца.




Крепят на доску.

Целеполагание

Откройте страницу 63 учебника. Мы начинаем новый раздел, который называется «Апрель, апрель. Звенит капель…»

С чем же мы познакомимся?

А чему мы научимся?



Чему будем учиться?



Отлично.

Тема нашего урока звучит интересно: «По опушке шла весна».

Поставьте цель на урок, используя слова-подсказки:


Познакомиться________


Научиться_______



Со стихотворениями русских поэтов о природе.

Читать выразительно небольшие стихотворные произведения, выделяя голосом важные мысли и слова.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; наблюдать, как меняется настроение поэта.






Познакомиться со стихотворениями разных поэтов о весне.

Научиться читать выразительно стихотворения.

ОНЗ

Заметьте и в разделе часто звучало словосочетание «выразительное чтение» и вы поставили такую цель на урок, а что же значит прочитать выразительно, как вы считаете?

Есть несколько пунктов, по которым можно отследить, насколько выразительно прочитал человек стихотворение.


У вас на столах лежит скрепка под номером «1», возьмите листы бумаги, это один из критериев, составьте из слов предложение.

Что означает этот критерий?




Верно, теперь скрепка под номером «2», сделайте то же самое.


Что это означает?




Что же скрывается под следующей, третьей скрепкой?






Как вы понимаете этот критерий?





Перед чтением нам нужно провести речевую гимнастику.

1 упражнение «Капель стучит по крыше»

1-плавный вдох, не сильные удары указательным пальцем по парте

2- на выдохе произносить: «Тдд-тдд! Тдд-тдд!»

2 упражнение «Пришла весна»

На-на-на к нам во двор пришла весна

Ра-ра-ра вот и теплая пора

Ть-ть-ть можно радостно гулять

Ать-ать-ать и кораблики пускать



Отлично, а теперь попробуем прочитать стихотворения.

Стройте страницу 65. Перед вами стихотворение «ласточка примчалась из-за бела моря», автор Апполон Майков.

Послушаем как нужно прочитать выразительно это стихотворение. Я включу вам аудиозапись, ваша задача следить за текстом.

Как мы следим за текстом?

Включает: https://youtu.be/JspN2wIMy6w

Обратите внимание снова на критерии, как вы считаете, автор прочитал выразительно?

Почему?



Перед вами бланки, в первую строку впишите автора.

Во второю - название стихотворения.

Ниже вам представлено тоже самое стихотворение, что и в учебнике.

Возьмите ручку или карандаш, вертикальной чертой мы будем обозначать короткую паузу, а двумя – длинную. Так же расставим ударение в трудных словах.


Ласточка примчалась

Из-за бела моря, |

Села и запела:

«Как, февраль, ни злися,|

Как ты, март, ни хмурься,|

Будь хоть снег, хоть дождик |–

Все весною пахнет».


Будут ли у нас тут длинные паузы?

Верно.

Выделим слова, которые нужно выделить голосом:

Ласточка примчалась

Из-за бела моря, |

Села и запела:

«Как, февраль, ни злися,|

Как ты, март, ни хмурься,|

Будь хоть снег, хоть дождик |–

Все весною пахнет».


Попробуем все вместе прочитать с паузами и выделять интонацией те слова, которые подчеркнули.


Хочет кто-нибудь прочитать самостоятельно? А останые ребята оценят чтение стихотворения по критериям.


Итак, у вас еще на бланках есть небольшой кармашек, где лежит такой же лучик, напишите ассоциацию автора с весной. Какие слова песни ласточки говорят о наступлении весны? Можете выписать эти строки.



Следующее стихотворение

Называется так: «Травка зеленее солнышко блестит»

Послушаем https://www.youtube.com/watch?v=blI-mw5vmO0 , во время аудиозаписи следим за текстом в учебнике.



В бланках, в первую строку впишите автора.

Во второю - название стихотворения.

Ниже вам представлено стихотворение, что и в учебнике.

Возьмите ручку или карандаш, вертикальной чертой мы будем обозначать короткую паузу, а двумя – длинную. Так же расставим ударение в трудных словах.


Травка зеленеет, |

Солнышко блестит, |

Ласточка с весною

В сени к нам летит. ||

С нею солнце краше

И весна милей…||

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.


Что означает слово «прощебечь», дам вам подсказку от слова «щебетать». Что так говорят: птички щебечут за окном? Что такое щебетать?


Вновь послушаем чтение стихотворение и подчеркнем слова, которые автор выделяет голосом.


Травка зеленеет, |

Солнышко блестит, |

Ласточка с весною

В сени к нам летит. ||

С нею солнце краше

И весна милей…||

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.


Попробуем все вместе прочитать с паузами и выделять интонацией те слова, которые подчеркнули.


Хочет кто-нибудь прочитать самостоятельно? А остальные ребята оценят чтение стихотворения по критериям.


Из кармашка бланка достаньте еще один лучик, напишите, какая на ваш взгляд была ассоциация с весной у автора. Какие слова говорят о том, что Плещеев радуется и ждет весну? Можете выписать эти строки.


Еще одно стихотворение представлено у вас на бланках:

Подпишите автора: В.Степанов, название «чудеса».

Я прочту вам его.

Вы выделяете сначала паузы.


По опушке шла весна,|
Ведра с дождиком несла,|
Оступилась на пригорке -|
Опрокинулись ведерки.||

Зазвенели капли,
Загалдели цапли.||
Испугались муравьи:|
Двери заперли свои.||

Ведра с дождиком весна
До села не донесла.||
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло.|

Чу|-де|-са!


Сверьтесь со слайдом.

Теперь подчеркните слова, которые я буду выделять голосом.


По опушке шла весна,|
Ведра с дождиком несла,|
Оступилась на пригорке -|
Опрокинулись ведерки.||

Зазвенели капли, |
Загалдели цапли.||
Испугались муравьи:
Двери заперли свои.||

Ведра с дождиком весна
До села не донесла.||
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло.|

Чу|-де|-са!


Прочитаем хором.

Что за коромысло повисло в небесах?

Вновь подпишите ассоциацию автора с весной.



Высказывают предположения




  1. Передача замысла автора стихотворения


Чтец должен передать тот смысл, который заложил автор в стихотворение.



  1. Передача отношения чтеца к литературному произведению.

Ученик во время прочтения должен передать свои чувства и отношение к стихотворению, к героям или событиям.


  1. Соблюдение норм правильного ударения в словах, пауз между словами и предложениями, использование интонации, которая соответствует настроению стихотворения.


Нужно правильно произносить слова, соблюдать паузы и не торопиться, использовать такую интонацию, чтобы передать настроение стихотворения.


Выполняют 2 упражнения речевой гимнастики.















Пальчиком или по линеечке.


Да.


Передал настроение, личное отношение, соблюдал паузы, верно расставил ударение, интонация была веселой, воодушевленной











Расставляют паузы.





Нет.







Подчеркивают слова.





Читают хором.






Пишут ассоциацию.













Заполняют бланки.





Расставляют паузы.










Петь.






Подчеркивают слова.










Читают хором.


Читает один ученик.



Записывают ассоциацию.




Заполняют бланки.




Расставляют паузы.























Подчеркивают слова.












Радуга.


Первичное закрепление

Теперь прикрепим к нашему солнышку еще больше лучиков из тех, которые вы написали.


Перед вами перепутанные стихотворения и их авторы

Для начала посмотрим на авторов. Верно ли указаны их фамилии?




Исправьте фамилии.



Посмотрим на первое стихотворение, эталон стихотворения у вас на партах, сравним на наличие ошибок.







Отлично.

В следующем стихотворении все строчки перепутались, расставим числа от 1 до 8 в порядке строк в стихотворении.







И третье стихотворение, в нем ошибок не допущено, однако рядом несколько иллюстраций, ваша задача соединить строфу с иллюстрацией к ней.





Нет:

Майкоп-Майков

плещев-Плещеев

Стипанов-Степанов




Ласточка умчалась примчалась

Из-за сине бела моря,

Села и запела:

«Как, январь февраль, ни злися,

Как ты, друг март, ни хмурься,

Будь хоть ночь снег, хоть дождик –

Все зимою весною пахнет».



Солнышко блестит, 2

Травка зеленеет, 1

С нею солнце краше 5

И весна милей… 6

Ласточка с весною 3

В сени к нам летит. 4

Нам привет скорей. 8

Прощебечь с дороги 7


Самостоятельная работа

А теперь будет интересно задание.

Работаем в группах. У вас на столах конверты, в них есть строки из стихотворения о весне, а так же есть слова, зашифрованные интересным образом.

Ваша задача – отгадать слова и вставить их на места пропусков в стихотворении, соблюдая рифму. Подготовьтесь к выступлению переде классом.


Прочитайте получившееся стихотворение перед классом, а мы оценим по критериям выразительного чтения.








Динь – дон! Динь – дон!

- Это капель звон!

Ярко солнышко сияет,

Тает всё кругом.


Рефлексия

Перед вами лист рефлексии

Я подойду к некоторым ученикам, вы берете стикер и отвечаете на вопрос, который вам попадется.


Кто написал стихотворение «Травка зеленее, солнышко блестит»?

В каком стихотворении ласточка пела песню о весне?

Кто так спешил с ведрами в руке, что оступился и опрокинул воду на пригорки?



Посмотрим на наше солнце, которое все сильнее начинает греть весной.

Прочитаем ваши и авторские ассоциации с весной.


Какое стихотворение вам понравилось больше всего?

Чье стихотворение наиболее ярко и красочно описывает наступление весны?





А.Плещеев

«Ласточка примчалась из-за бела моря» А.Майкова


Весна.



Ласточка, тепло, подснежники….




Ответы детей.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по литературному чтению на тему: «По опушке шла весна» УМК «Школа России», 1 класс

Автор: Чувашева Анна Сергеевна

Дата: 29.07.2023

Номер свидетельства: 635181


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства