Заметьте и в разделе часто звучало словосочетание «выразительное чтение» и вы поставили такую цель на урок, а что же значит прочитать выразительно, как вы считаете? Есть несколько пунктов, по которым можно отследить, насколько выразительно прочитал человек стихотворение. У вас на столах лежит скрепка под номером «1», возьмите листы бумаги, это один из критериев, составьте из слов предложение. Что означает этот критерий? Верно, теперь скрепка под номером «2», сделайте то же самое. Что это означает? Что же скрывается под следующей, третьей скрепкой? Как вы понимаете этот критерий? Перед чтением нам нужно провести речевую гимнастику. 1 упражнение «Капель стучит по крыше» 1-плавный вдох, не сильные удары указательным пальцем по парте 2- на выдохе произносить: «Тдд-тдд! Тдд-тдд!» 2 упражнение «Пришла весна» На-на-на к нам во двор пришла весна Ра-ра-ра вот и теплая пора Ть-ть-ть можно радостно гулять Ать-ать-ать и кораблики пускать Отлично, а теперь попробуем прочитать стихотворения. Стройте страницу 65. Перед вами стихотворение «ласточка примчалась из-за бела моря», автор Апполон Майков. Послушаем как нужно прочитать выразительно это стихотворение. Я включу вам аудиозапись, ваша задача следить за текстом. Как мы следим за текстом? Включает: https://youtu.be/JspN2wIMy6w Обратите внимание снова на критерии, как вы считаете, автор прочитал выразительно? Почему? Перед вами бланки, в первую строку впишите автора. Во второю - название стихотворения. Ниже вам представлено тоже самое стихотворение, что и в учебнике. Возьмите ручку или карандаш, вертикальной чертой мы будем обозначать короткую паузу, а двумя – длинную. Так же расставим ударение в трудных словах. Ласточка примчалась Из-за бела моря, | Села и запела: «Как, февраль, ни злися,| Как ты, март, ни хмурься,| Будь хоть снег, хоть дождик |– Все весною пахнет». Будут ли у нас тут длинные паузы? Верно. Выделим слова, которые нужно выделить голосом: Ласточка примчалась Из-за бела моря, | Села и запела: «Как, февраль, ни злися,| Как ты, март, ни хмурься,| Будь хоть снег, хоть дождик |– Все весною пахнет». Попробуем все вместе прочитать с паузами и выделять интонацией те слова, которые подчеркнули. Хочет кто-нибудь прочитать самостоятельно? А останые ребята оценят чтение стихотворения по критериям. Итак, у вас еще на бланках есть небольшой кармашек, где лежит такой же лучик, напишите ассоциацию автора с весной. Какие слова песни ласточки говорят о наступлении весны? Можете выписать эти строки. Следующее стихотворение Называется так: «Травка зеленее солнышко блестит» Послушаем https://www.youtube.com/watch?v=blI-mw5vmO0 , во время аудиозаписи следим за текстом в учебнике. В бланках, в первую строку впишите автора. Во второю - название стихотворения. Ниже вам представлено стихотворение, что и в учебнике. Возьмите ручку или карандаш, вертикальной чертой мы будем обозначать короткую паузу, а двумя – длинную. Так же расставим ударение в трудных словах. Травка зеленеет, | Солнышко блестит, | Ласточка с весною В сени к нам летит. || С нею солнце краше И весна милей…|| Прощебечь с дороги Нам привет скорей. Что означает слово «прощебечь», дам вам подсказку от слова «щебетать». Что так говорят: птички щебечут за окном? Что такое щебетать? Вновь послушаем чтение стихотворение и подчеркнем слова, которые автор выделяет голосом. Травка зеленеет, | Солнышко блестит, | Ласточка с весною В сени к нам летит. || С нею солнце краше И весна милей…|| Прощебечь с дороги Нам привет скорей. Попробуем все вместе прочитать с паузами и выделять интонацией те слова, которые подчеркнули. Хочет кто-нибудь прочитать самостоятельно? А остальные ребята оценят чтение стихотворения по критериям. Из кармашка бланка достаньте еще один лучик, напишите, какая на ваш взгляд была ассоциация с весной у автора. Какие слова говорят о том, что Плещеев радуется и ждет весну? Можете выписать эти строки. Еще одно стихотворение представлено у вас на бланках: Подпишите автора: В.Степанов, название «чудеса». Я прочту вам его. Вы выделяете сначала паузы. По опушке шла весна,| Ведра с дождиком несла,| Оступилась на пригорке -| Опрокинулись ведерки.|| Зазвенели капли, Загалдели цапли.|| Испугались муравьи:| Двери заперли свои.|| Ведра с дождиком весна До села не донесла.|| А цветное коромысло Убежало в небеса И над озером повисло.| Чу|-де|-са! Сверьтесь со слайдом. Теперь подчеркните слова, которые я буду выделять голосом. По опушке шла весна,| Ведра с дождиком несла,| Оступилась на пригорке -| Опрокинулись ведерки.|| Зазвенели капли, | Загалдели цапли.|| Испугались муравьи: Двери заперли свои.|| Ведра с дождиком весна До села не донесла.|| А цветное коромысло Убежало в небеса И над озером повисло.| Чу|-де|-са! Прочитаем хором. Что за коромысло повисло в небесах? Вновь подпишите ассоциацию автора с весной. |