Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению Е.Чарушин «Теремок»»
Тема : «Е.Чарушин «Теремок»»
Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока: Ознакомить учащихся с произведением познакомить с произведением Е. Чарушина «Теремок»; совершенствовать навык чтения целыми словами; Развивать речевые умении и творческие способности; развивать умение анализировать произведения.
Планируемые результаты:
Предметные: рассуждать и правильно отвечать на вопросы; развивать читательские навыки осознанного, беглого чтения; научиться выполнять анализ текста; указывать главную мысль произведения.
Личностные: формировать познавательный интерес к новому учебному материалу.
Организационный момент.
Прозвенел звонок, начинаем наш урок.
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума.
Речевая разминка
чистоговорок:
Прежде чем начать читать, давайте свами подготовим наши языки к чтению.
Прочтите чистоговорку:
Ро-ро-ро – на полу стоит ведро.
Ор-ор-ор – подмели мы двор.
Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
Прочтите слоги на одном выдохе:
на-ня-ла-ля
са-ся-за-зя
ба-бя-да-дя
Молодцы!
Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
Ребята, вам на дом было дано задание, прочитать выразительно стихотворение Живая азбука стр.22».
Давайте, послушаем вас, как вы подготовили домашнее задание.
Вот мы с вами и завершили раздел «Жили были буквы» О чём этот раздел был? С какими произведениями мы познакомились? Какое произведение в этом разделе вам больше всех понравилось? Хорошо!
Постановка учебной задачи.
Сегодня мы с вами познакомимся с новым разделом. Откройте ваши учебники на странице 29. Прочитайте название раздела. В этом разделе мы познакомимся с народными сказками и сказками, созданными писателями.
Любите ли вы читать сказки? Какие сказки вы знаете? Назовите самые любимые сказки.
Родился Е.Н. Чарушин 11 ноября 1901 года в г. Вятке в семье губернского архитектора. В семье царил культ искусства и природы.
Все начиналось с детства. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там они собирали семена цветов, выкапывали разные растения, и потом все это превращалось в чудо – сад. Вместе с мамой они выкармливали уток и тетеревят, лечили зверей, держали коз, индюшат, кроликов и голубей. Это были друзья мальчика. А когда он немножко подрос, стал внимательно наблюдать за природой и работать - рисовать. Он будто вырос с карандашом и кистью в руках. Чаще всего изображал животных и битвы индейцев. Женю очень часто брал в свои поездки отец, они наблюдали восходы солнца и утренние туманы, как просыпаются птицы и резвятся животные.
Отец всегда брал с собой сына в поездки по Кировской области. Ездили днём и ночью, лесами и лугами. Женя видел восход солнца, утренний туман, как просыпается и засыпает лес, как птицы запевают, как хрустят колёса по белому снегу.
Увлечение Чарушина природой порой доходило до смешного. Однажды он решил есть все, что едят его друзья-птицы, и заболел брюшным тифом. А однажды вместе со стадом коров переплыл широкую реку Вятку.
Е.И. Чарушин окончил Ленинградскую академию художеств и был приглашен в 1926 г. на работу в издательство «Детгиз» в качестве художника. Он проиллюстрировал более 100 книг, в числе которых произведения Бианки и Маршака, Пришвина и Мамина-Сибиряка и других.
Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Его рисунки узнаешь без подписи. Он умел не только показать внешность зверя, его движения, повадки, но и его нрав, характер. Приглядимся к любой из книжек Е.И. Чарушина. Мы видим единство иллюстрации и текста. Вот любопытный котенок Тюпа, трогательный медвежонок, шустрый волчишко.
Вот как сам Евгений Иванович говорил об этом: «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер, движения. Меня интересует его мех. Когда читатель – ребенок хочет пощупать моего зверька – я рад. Мне хочется передать настроение животного: испуг, радость, сон и т.п. Все это надо наблюдать и почувствовать».
Поездки, природа так переполняли Евгения Чарушина, что одной только кистью невозможно было выразить все, что хотелось передать. На помощь пришло слово. В 1929 году в детских журналах появились первые рассказы Чарушина «Медвежата», «Волчишко» и другие.
В годы войны Евгений Иванович преподавал рисование в школе, а в 1942 году так расписал стены одного детского сада, что они превратились в зеленые лужайки и диковинные леса с героями сказок.
Прожил Чарушин 64 года. Он умер в 1965 году. Но осталось много его книг и большая любовь к своей Родине.