В данной разработке подробно разбирается, что такое дружа. И почему одного человека можно считать другом, а другого нет. По каким критериям из данного рассказа мы определяем, что этот человек является другом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению "Два товарица"»
Конспект урока литературного чтения в 1-м классе
Составитель:
Фомичева Светлана Алексеевна МАОУ СОШ № 39
Тема: Л.Н.Толстой « Два товарища».
Цель: знакомство с басней Л.Н.Толстого « Два товарища».
Задачи:
- учиться анализировать литературные произведения; самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы; строить предположения и собственные высказывания; коллективно выполнять предложенные задания;
Друг — человек, который связан с кем- нибудь дружбой.
Товарищ — человек, близкий кому — нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому — нибудь.
Работа в группах.
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Проводится игра «Ромашка».
Каждой группе раздаётся по несколько лепестков. На каждом из них ребята должны написать по одному главному, на их взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может.
7 слайд.
Посмотрите, с кем можно дружить.
4. Работа по теме урока. 7 мин
Л.Н.Толстой « Два товарища».
- Прочтите автора и название произведения, которое мы будем сегодня изучать.
- Назовите тему нашего урока.
- Кто написал это произведение?
Рассказ учителя о Л.Толстом.
Посмотрите на портрет Толстого. У него открытое, умное лицо.
Внимательный и проницательный взгляд. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для взрослых и детей. Толстой всё время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. Очень долго он жил в своём доме в Ясной поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира. В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на санках, лыжах, а летом ходил с ними в лес. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро. С одним из них мы сегодня познакомимся.
( Выставка детских книг Л.Толстого)
- О ком пойдёт речь сегодня на уроке? ( о товарищах)
- Сколько их было? ( двое)
- Можно ли по названию предположить, что с ними произойдёт? (нет)
- Хотите узнать? (да)
5.Послушайте внимательно рассказ Л. Толстого «Два товарища»
6. Беседа. О чем узнали?
(как в лесу неожиданно перед людьми появился медведь).
- Что вы можете сказать о поведении мальчиков в опасной ситуации?
(один повел себя трусливо, а другой находчиво).
- Определи жанр произведения, тему.
(жанр – басня, тема – рассказ о детях)
- Почему вы думаете, что это басня?
(краткий нравоучительный рассказ)
Физминутка 1 мин (15 мин)
7. Работа в тетрадях №2,3. 2 - 3мин
8. Работа по учебнику. Чтение хором: выскочил, подошёл, бросился бежать, упал наземь, притворился мёртвым.
8 — 10 мин
- Ребята, читаем вслух по «цепочке».
Беседа по содержанию рассказа
- Кто действующие герои рассказа?(два мальчика)
- Что произошло с мальчиками в лесу? (зачитать)
- Как поступил первый мальчик? Второй?
(первый мальчик струсил, второй проявил смекалку, смелость)
9. Работа в паре.
- Будем работать в парах. Найдите отрывок в тексте, где мальчики разговаривают друг с другом. Отметьте слова мальчиков, приготовьтесь ихчитать по ролям.
10. Чтение по ролям.
- Еще раз подумаем, можно ли этих ребят назвать товарищами? (нет, нельзя. Друзья не бросают в беде)
- Обратимся к нашей ромашке и назовём ещё раз качества, которыми должен обладать друг.
- Какие пословицы о дружбе вы знаете? Какая из этих пословиц подходит кнашему тексту?
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друг познается в беде. Нет друга ищи, а нашел береги. Старый друг, лучше новых двух. С кем поведёшься, от того и наберёшься.)
Мимическая улыбка
Чему учит нас эта басня? /Нельзя бросать друга в беде/.
Прочитайте предложение, которое выражает главную мысль басни.
11. Работа в тетради №4 2 мин.
Кто из героев тебе более симпатичен? Как бы ты поступил? 2 мин
12. Ваша задача по картинкам рассказать эту замечательную историю вашему семейному другу. А кто может быть этим другом?
13. Правила дружбы 1 — 2 мин
- Есть ли у тебя друг? Игра «Ты мой друг!»
- Ребята, у меня в руках цветок, который называется «Цветок дружбы».
Кто из вас может передать этот цветок кому-нибудь из ребят нашего класса и сказать «Ты мой лучший друг (подруга)!» (проводится игра, дети должны передавать цветок, с выражением произносить слова).
Это очень здорово, что у вас есть друзья!
14. Итог урока. 1 — 2 мин
- Как вы думаете, какими хотел видеть детей Л.Н. Толстой?
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Спасибо всем за работу на уроке.
Чтоб урок прошёл не зря Вам желаю я, друзья, Чтоб вы с книжками дружили И воспитанными были!
15 .Рефлексия. Встаём все в круг. Передаём по кругу поддерживающее рукопожатие и нужно сказать, что понравилось, или что удивило, или что запомнилось на уроке. (Звучит песня «Дорогою добра»)