I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Выразительно читают стихотворение С. Д. Дрожжина «Родине» и мини-сочинения на заданные темы, устраивают выставку рисунков | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А. В. Жигулина | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Познакомиться с новыми произведениями, научиться читать их выразительно через анализ языковых средств и построение партитуры произведения. – Развивать умение сравнивать, рассуждать, развивать познавательную активность. – Воспитывать любовь к малой и большой Родине, формировать активную жизненную позицию в качестве гражданина своего Отечества | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией А. В. Жигу- лина | Рассказывает о творчестве поэта, свой рассказ сопровождает показом портрета Жигулина. В 1930 году в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. После окончания средней школы поступил в Воронежский сельскохозяйственный институт. Стихи начал писать еще в школе. Первые стихи его были напечатаны в 1949 г. Произведения поэта воссоздают эпизоды довоенного детства, кажущиеся уже бесконечно далекими, обыденные пейзажи, воплощающие для поэта образ родины. В 1948 году Жигулин был репрессирован как член нелегальной организации Коммунистической партии молодежи, был осужден на 10 лет лагерей, срок отбывал на Колыме. В 1954 году был полностью оправдан. Годы, проведенные в лагере, нашли свое отражение в поэзии | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет А. В. Жигулина. Задают вопросы о его творчестве | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета |
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем. Первичное чтение произ-ведения | Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. – О чем вы думаете, что вам вспоминается, когда слышите слово «родина»? – Да, услышав это такое родное и близкое слово, каждый вспоминает что-то свое, дорогое и понятное ему: укромные уголки, любимые места, друзей, родителей и многое-многое другое. – С годами детские воспоминания становятся еще ярче, еще острее. – О большой и малой Родине сложено немало стихов, песен. Одно из них написал поэт Анатолий Жигулин. Учитель читает стихотворение А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…». – Какой вам представилась родина в стихотворении А. В. Жигулина? – Какое настроение создает это стихотворение? – Какими чувствами оно наполнено? – Какие строки показались вам особенно душевными, проникновенными? Прочитайте их. – В каких словах заключена главная мысль стихотво-рения? – Как вы их понимаете? Далее следует упражнение в чтении стихотворения | Работают с толковым словарем. Жнивье – поле, на котором сжат хлеб или другие зерновые. Взор – взгляд. Трепетный – волнующий. Любить без памяти – любить очень сильно. Проселок – грунтовая дорога между небольшими населенными пунктами. Перелесок – небольшой лес, отделенный полянами от других лесных участков. Исцеление – душевное излечение. Утешение – успокоение. Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте |
V. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Прочитайте стихотворение про себя, приготовьтесь к чтению вслух. – Прочитайте первую строфу. К кому обращается автор? – Как вы об этом догадались? Что любит автор? Найдите в первой строфе. Что такое пролески, перелески? – Найдите первую строчку. Как понимать выражение «в неярком блеске»? К чему относится это выражение? Давайте попробуем соединить первую и третью строчки первой строфы. Прочитайте. – Читаем вторую строфу. Можно ли сразу сказать, о чем говорится во второй строфе? – Назовите, что он любит? – О какой белоствольной роще идет речь? – О чем говорит слово «шорох», что автор хотел показать этим словом? – Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идет речь? – Что еще волнует автора? – Почему ржавый крест? – Прочитайте четвертую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? – Перечислите еще раз своими словами, что особенно дорого автору. – Почитайте третью строфу. Какие слова вам непо- нятны? – Как вы понимаете первые две строчки этой строфы? – А почему обиды и прощения пройдут? – Что видит в своей Родине поэт? Почему? – Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения. – Чем является Родина для автора этого стихотво- рения? | Читают произведение про себя. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. – Автор обращается к Родине. – Автор любит пролески, перелески. – В первой строфе говорится о любви к Ро- дине. – Во второй строфе говорится о том, что любит автор. – Поэт любит шорох рощи белоствольной. – Речь идет о березовой роще. – Автор показывает, что погода тихая, спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут что-то друг другу. – Говорит о дыме – о тумане. – Автора волнует ржавый крест над коло- кольней. – Церковь старая, заброшенная. – Холмик со звездой – могила солдата. – Родина для поэта – утешение и исцеление. На доске записывают слова: родина, исцеление, утешение | Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Формулировать свое мне-ние и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Какие чувства пробудил в вас урок? О чем заставил вспомнить, задуматься? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Составляют пожелания друг другу при изучении литературных произведений: О – оптимизма; Т – трудолюбия; Ч – чуткости; И – интереса; З – знаний; Н – находчивости; А – аккуратности | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |