Просмотр содержимого документа
«Урок по изобразительному искусству «Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль»»
Конспект урока по изобразительному искусству.
Тема урока: «Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль»
Цель урока:закрепить полученные знания, умения и навыки в выполнении рисунков на тему иллюстрации сказок; выявить особенности билибинского стиля- черные орнаментальные линии, заполненные акварелью; орнамент.
Задачи:
Образовательная:
- научиться выделять главное в рисунке средствами композиционной и художественной выразительности.
Развивающая:- прививать интерес к творчеству художника-иллюстратора И. Я. Билибина
Воспитательная: - эмоционально откликаться на литературные и художественные произведения
Тип урока: комбинированный
Формируемые УУД: Личностные: 1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей.
2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных и эстетических ценностей.
3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.
4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.
Регулятивные:
1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план ,предлагать версии.
2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.
3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Познавательные:
1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь, текст, схема, иллюстрация), отделять известное от неизвестного.
2. Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
3. Группировать и сравнивать факты, явления, понятия.
4. Представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде.
Коммуникативные:
1. Высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу.
2. Слушать и понимать других, участвовать в диалоге.
3. Выразительно читать чужие тексты, создавать свои устные и письменные тексты.
4. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.
Используемые технологии: компьютер, иллюстрации И. Я. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина; отрывок из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» А. С. Пушкина; музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Белка», «Богатыри», «Царевна-лебедь»).
Материал: акварель,кисточки,альбом.
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивации (слайд 1)
Здравствуйте! Сегодня урок рисования у вас проведу я. Меня зовут Дарья Николаевна. Садитесь.
Проверьте дети все ли у вас лежит на парте: краски, альбом, кисти и баночки с водой? (Проверяют парты)
2. Эмоциональный настрой.
Сказка – особый жанр: ведь в них воспроизводится мир вымысла, мир народной фантазии.
Вы, помните, как в детстве, когда вы еще не умели читать, рассматривали иллюстрации, пытаясь понять сказку, вглядывались в образы сказочных героев. Красочные картинки помогали понять характеры героев: добрые они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные, глупые или умные. Иллюстрации открывали волшебный мир фей, троллей, гномов, колдунов. Только в сказочной иллюстрации можно было прикоснуться к волшебному ковру-самолету, к сапогам-скороходам, скатерти-самобранке, к волшебной палочке. Как это было здорово – попасть в сказку, пройти через все приключения, стать одним из ее героев!
Иллюстрации И.Я. Билибина (слайд 2)
– Сегодня мы с вами рассмотрим иллюстрации к сказке А.С. Пушкина, выполненные крупным мастером графического искусства И. Я. Билибиным. С творчеством этого русского художника-иллюстратора вы уже познакомились на прошлом уроке.
- Рассмотрите иллюстрации к сказкам И.Я. Билибина и выявите особенности билибинского стиля. (Слайд 3, 4, 5 )
-К особенностям билибинского стиля относят тщательно прорисованный и подробный узорчатый контурный рисунок расцвеченный акварелью обрамлённые орнаментом
Будущий художник учился в Петербургском университете. После занятий в школе Общества поощрения художеств он вернулся к исконным корням и языку народного искусства.
В 1905 году была издана «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина, иллюстрированная И. Я. Билибиным. (слайд 6 ).
- Обложка книги украшена сложным орнаментом, напоминающим узор нарядной старинной парчи, декоративные украшения страниц, сочиненные художником, связаны с содержанием сказки. Иллюстрации к сказке гармонично сочетаются с текстом, написанным красивым стилизованным шрифтом. Все это представляет собой единое художественное целое.
В своих иллюстрациях Билибин развернул основные эпизоды пушкинской сказки. Одна из лучших иллюстраций – «Бочка по морю плывет» (слайд 7 ). Тяжелая бочка как бы соскальзывает с высокого гребня упругой белопенной волны. Над бушующим морем синее небо, усеянное яркими звездами. По нижнему краю листа идет орнамент, мотив которого напоминает или резьбу по дереву, или старинные вышивки, или знаменитое вологодское кружево. На другой иллюстрации изображен сказочный город, на который с радостным удивлением взирают князь Гвидон и его мать (слайд8). Далее мы видим то прекрасную лебедь, то богатырей, выступающих из морской пучины (слайд 9).
В иллюстрациях к «Сказке о царе Салтане» И. Я. Билибин стремился передать очарование старины. С поразительным мастерством и большим знанием изображал он старинные костюмы и утварь. Он талантливо фантазировал, что и позволяло ему передать особую, праздничную атмосферу сказки. При этом рисунки И. Я. Билибина чуть суховаты, им присуща подчеркнутая графичность, линия играет в них определяющую роль, а цвет вместе с тщательной проработкой деталей придает им характер узорчатого ковра.
– Сегодня мы выполним рисунок на тему отрывков из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе и о прекрасной царевне лебеди» А. С. Пушкина.
Обратите и вы внимание на то, как лучше будет смотреться ваша композиция – в вертикальном формате или горизонтальном. Кроме того, размер изображения на листе имеет большое значение. Размер изображения зависит от композиционного замысла.
Помните о композиционном расположении главных персонажей сказки – они должны быть размещены в центре вашей работы.
Мы выполним иллюстрацию к следующим словам из сказки (слайд 11 ):
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут…
1. Теперь надо выбрать формат в зависимости от моего замысла. Располагаю лист по вертикали. Определяю композиционное решение эскиза иллюстрации. Намечаю линию пола ниже середины листа. Определяю размеры и форму домика.
2. Уточняю строение домика. Намечаю размер и тут же определяю пропорции белочки. Голова белочки похожа на круг, туловище – на фасолину, хвост – тоже фасолина, но повернутая в другую сторону.
4. Украшаю домик дополнительными элементами, рисую рядом кучку изумрудов и золотых скорлупок. Рисунок закончен.
3.Самостоятельная работа.
Выполните самостоятельно рисунок прочитанного эпизода. Постарайтесь передать не только внешнее сходство изображаемых объектов и героев, но и ваше отношение к ним.
Помните: чтобы выделить наиболее интересное и впечатляющее в выбранном вами сюжете, надо эти объекты расположить в центре работы и выполнить более крупно.
Обратите внимание на то, как лучше расположить лист – по вертикали или по горизонтали.
Чтобы вы работали более увлеченно, фоном для вашей деятельности будет музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Белка», «Богатыри», «Царевна-лебедь»).
4. Итог урока.
Проводится выставка работ учащихся.
-О творчестве какого художника мы говорили?
-В чем особенность билибинского стиля?
-Иллюстрации к каким сказкам выполнил И.Я.Билибин?
Сегодня мы с вами на практике убедились, и этому пример, замечательная выставка из ваших работ, что билибинский стиль по праву может считаться неповторимым стилем.