III. Изучение нового материала. 1.Биография. | -Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде». Но для начала вспомним, что мы уже знаем об А.С. Пушкине. - А.С.Пушкин родился 6 июня 1799г. в Московской дворянской семье. У него были брат Лев и сестра Ольга. Летом мальчик гостил у бабушки в с.Захарово под Москвой. Здесь его воспитанием занималась Арина Родионовна Яковлева- его няня. Когда Пушкину исполнилось 12 лет, он поступил в знаменитый Царскосельский Лицей для мальчиков, где его вовсе не считали талантом. По исполнению 18 лет писатель поступил служить в Коллегию иностранных дел. - Когда писателю было 32 года, он обвенчался с Натальей Гончаровой. За 5 лет в семье Пушкиных родилось 2 сына и 2 дочери. - Пушкин написал такие произведения как: поэма «Руслан и Людмила», «поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Песнь о вещем Олеге», роман «Евгений Онегин», «Борис Годунов», Погасло дневное светило», «Я помню чудное мгновенье» и многие другие. А на уроке сегодня мы познакомимся с одним из его произведений, которое называется «Сказка о попе и работнике его Балде». Но сначала давайте проверим, что вы запомнили из биографии писателя. -Когда родился А.С.Пушкин? - Что вы запомнили о семье писателя? - Где родился Пушкин? - Где получил своё образование А.С.Пушкин? -Как звали жену писателя? -Сколько детей было в семье? -А кто может назвать, какие произведения были написаны А.С. Пушкиным? -Молодцы! | Слушают биографию писателя Отвечают на вопросы -А.С.Пушкин родился 6 июня 1799г -Отец- Сергей Львович, мать- Надежда Осиповна Пушкина, сестра- Ольга Сергеевна Павлищева, брат- Лев Сергеевич Пушкин. -В с.Захарово, под Москвой. -В Царскосельском лицее. -Наталья Гончарова -Две дочери и два сына. - поэма «Руслан и Людмила», «поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Песнь о вещем Олеге», роман «Евгений Онегин», «Борис Годунов», Погасло дневное светило», «Я помню чудное мгновенье» и многие другие. | Регулятивные УУД: планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; этикета. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи |
2. Словарная работа. | -Прежде чем мы начнем знакомиться с произведением, давайте рассмотрим незнакомые слова, которые нам встретятся. РАБОТА НА СЛАЙДАХ. Оброк – денежный или натуральный сбор. Супостат – противник, враг Толоконный – сделанный из овсяной немолотой муки. Полба - разность пшеницы, каша из нее. Розь – разные, различные Подворье – дом с хозяйственными постройками Взыскаться-искать, хотеть чего-либо. Авось-может быть; здесь: случай. везение. Накладно-дорого. Попадья-жена попа Поповна-дочь попа Попёнок-маленький сын попа. Бес-чёрт, нечистая сила. Череда-очередь Щелка-щелчка - Мы разобрали все незнакомые слова, теперь можем приступить к чтению текста. | Обучающиеся, опираясь на знания и свой жизненный опыт, используя толковые словари, определяют лексическое значение новых слов | Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; отвечать на вопросы учителя, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи. |
3. Первичное чтение, чтение учителем. 4. Анализ текста после первичного восприятия 5. Чтение первой сцены по ролям 6. Работа со словарём | - Откройте учебник на странице 68-ой, приготовьтесь к слушанию и чтению текста. – Поставьте пальчик на первое слово, внимательно слушайте и следите за чтением текста, затем кто-то продолжит. (Я читаю «сказку о попе и работнике его Балде»). -Какой жанр произведения? Почему? - Итак, «Сказка о попе и работнике его Балде». - Какая это сказка? - авторская, бытовая. - "Сказка о…" – прямая наследница народной сказки. Она написана ярким, выразительным, простым, близким к народной речи языком. Вы прочитали дома сказку. - Назовите героев сказки. (Балда, поп, бесы). - У одного героя есть интересное имя, не Федул, не Иван-дурак, как народных сказках. Почему автор даёт ему имя Балда? - Как вы понимаете слово «балда»? - Оно имеет два значения: 1).бран., прост. "бестолковый, глупый человек"; 2). спец. "тяжелый кузнечный молот". В говорах балдА - «долговязый и неуклюжий дурень» У Пушкина Балда - личное имя, возможно, под влиянием многочисленных сказок о глупцах пушкинского Балду стали смешивать с дурнем народной сказки. - Определите главную мысль произведения. -Ребята, а сейчас мы с вами почитаем текст по цепочке, начинает первая парта первого ряда. Читаем по одному четверостишию. -Верно, молодцы! Чтение первой сцены сказки по ролям. (поп, Балда, автор) - С какой целью отправился поп на базар? (Искать работника) - Какого работника ищет поп? Прочитайте. «Не слишком дорогого » - Что на базаре делал Балда? (Ходит без дела, может и денег нет у него.) - Почему Балда согласен работать за проживание, пищу и 3 щелка? (хотел проучить, возможно ему негде жить) - Поп сразу согласился? Прочитайте. «Призадумался поп, стал себе почёсывать лоб …» - Чего поп боится? Расплаты - Что заставляет попа согласиться на эти условия? - Прочитайте. На что понадеялся поп? « На русский авось » Обратимся к словарю. В словаре В. И. Даля слово "авось" уже называется частицей и дается лексическое значение "может быть, станется, сбудется, с выражением желания или надежды". Приводятся русские пословицы, где дается данное слово с этими лексическими значениями: Авось Бог поможет. Авось - вся надежда наша. На авось мужик и хлеб сеет. Держись за авось, поколе не сорвалось. (Автор изображает его глупым, жадным)-запишите в таблицу. - Как проявил себя Балда в поповском доме? (Веселый, трудолюбивый, уверенный) – запишите в таблицу. - Всем Балда нравится, а каким показан поп? (Трусливый) – запишите в таблицу. -Какую службу заказал поп Балде? (невыполнимую, набожный человек не станет водиться с нечистой силою) -Какие черты проявил герой в этой ситуации? (смелость, верен своему слову, "Буду служить…") | Чтение текста учителем, обучающиеся слушают и следят. Чтение детьми по цепочке. -Жанр этого произведения - сказка, потому что здесь вымышленные герои, волшебство. С помощью имя автор уже создаёт образ. | Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия. Личностные: эмоциональное принятие домашнего задания. Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; отвечать на вопросы учителя, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение. |
Физминутка. | - А теперь давайте немного с вами отдохнём. Тихо, все ребята, встали, Руки дружно все подняли, Развели их в стороны, Посмотрели, ровно ли? Опустили разом вниз, Тихо, тихо, все садись! | Дети повторяют движения за учителем. | Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи |
8. Просмотр видеоролика Беседа после просмотра м/ф Ответ на основной вопрос урока | (2 минуты) – Появляются новые герои в сказке – бесы. Это злая нечистая сила. Но Балда вступает с ними в борьбу и побеждает их. (Вот из моря вылез старый Бес: «Зачем ты, Балда, к нам залез?» ************************** Экого послали супостата! Подожди-ка моего меньшого брата».) - Какие человеческие качества помогли Балде победить? (ум, смекалка, находчивость) – запишите в таблицу. - Каким автор показывает бесёнка? (жалкий, глупый, наивный) подтвердите текстом. - Прочитайте, как Балда вернулся с победой. Почему он рад? (всё получилось, накажет попа) - Прочитайте, как ведет себя поп, завидя Балду? (боится?) Почему? (Балда – сильный, молодой, здоровый парень) - Какими словами автор заканчивает сказку? «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной» - Какой хотел дать урок автор? (Сказка учит не жить за чужой счет, быть трудолюбивым и щедрым.) - Назовите основной закон сказки. (В сказках добро побеждает зло). | Дети смотрят видеоролик | Регулятивные УУД: планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; этикета. |
IV. Итог урока V. Рефлексия | - С творчеством, какого писателя мы сегодня познакомились? - С каким произведением мы сегодня познакомились? -О чём эта сказка? -Какие ещё произведения А.С.Пушкина вы запомнили? - На этом наш урок подошел к концу. Всем спасибо за активную работу, до свидания! | -С творчеством А.С. Пушкина -«Сказка о попе и работнике его Балде» - поэма «Руслан и Людмила», «поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Песнь о вещем Олеге». | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: умение формулировать вывод. Личностные: самооценка на основе критериев успешности УД. Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. |