1. Организационный момент (1-2 мин.) 2 Актуализация знаний (4-5 минут) 3.Физкульминутка. 4 . Введение в новую главу. (4-5 минут) 5. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (7-8 мин.) 6. Физминутка .(2м) 7. Первичное закрепление (4-5 мин) 8.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (4-5мин.) 9.Рефлексиядеятель- ности. (7-8 мин) 10. Итог урока (2-3 минуты) | Настрой на работу Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели. Включаются в деловой ритм урока. Проверка домашнего задания. Гимнастика для глаз. Вступительное слово учителя. Беседа. Роальд Семенович Сеф (1931-2009) - детский писатель, поэт, прозаик, переводчик, драматург, член Правления МГО СП России, председатель Бюро творческого объединения детской и юношеской литературы, руководитель творческого семинара детской и юношеской литературы в Литературном институте имени Горького, председатель Ассоциации детских писателей Москвы. Член комиссии по Госпремиям при Президенте РФ. Странный псевдоним – память об отце (по первым буквам) - Семене Ефимовиче Фаермарке, расстрелянном в 1937-м. Родился 6 октября 1931 года в Москве в семье партийных работников. В 1936 году родителей Р. Сефа репрессировали. Отец был расстрелян, а мать отправлена в лагеря. Мальчик остался на попечении бабушки. В 1946 году Романа с матерью, вернувшейся из заключения, выслали в г. Малоярославец, где они прожили три года. После окончания школы Роальд перепробовал множество профессий. Работал и водителем автобуса Союза писателей. В 1951 г. Р. Сеф был репрессирован. Один год провел в одиночной камере, пять лет жил на поселении в Караганде. Здесь он выучил английский язык и начал заниматься стихотворным и прозаическим переводом. В 1956 г. был реабилитирован. Учился на факультете журналистики МГУ, но университет так и не закончил. В 1962 году был принят в Союз театральных деятелей, в 1966 году - в Союз писателей СССР. В его переводе опубликованы произведения Уолта Уитмена, американские модернисты, биография Джона Констебля, перевод мюзикла «Моя прекрасная леди» и мн. др. Широко известны детские стихи и пьесы Романа Сефа. Изданы 30 поэтических книг общим тиражом более десяти миллионов экземпляров: «Шагают великаны» (1963), «Речной трамвай» (1971), «Голубой метеорит» (1969), «Если не веришь» (1968), «Я сам» (1992), «Моя песенка» (1996), «Кто придумал алфавит» (1998) и др. Спектакли по его пьесам поставлены более чем в 30 театрах, среди них — «Емелино счастье», «Две бабы-Яги». Р. С. Сеф умер 20 февраля 2009 года. Сегодня мы познакомимся со стихотворением Р.С.Сефа. Прочитайте заглавие и постарайтесь определить, какое оно по настроению. Дети. – Я думаю, что грустное, потому что называется «Слезы», а со слезами чаще всего бывает грусть, печаль, огорчение. - А может быть, и радостное, - ведь бывает же, что люди плачут от радости. Учитель. – Сейчас мы узнаем, о каких чувствах говорится в этом стихотворении. Чтение текста. (Лучше предложить первоначальное ознакомление с текстом самим учащимся, т.к. исполнение учителем может послужить подсказкой для определения интонации произведения). Будем в классики играть, На одной ноге скакать. А теперь ещё немножко Н другой поскачем ножке. Разбор стихотворения по вопросам. Этот текст – монолог или диалог? Как вы думаете, сколько в этом стихотворении героев? Какое основное настроение передает поэт? Повторное чтение текста. Работа над главной мыслью. Учитель. – Сочувствует герой слезам оставшегося «за кадром» героя? Какая главная интонация стихотворения? Дети. – Нет, он ему не сочувствует, а о слезах говорит с насмешкой: «Пока Из горьких слез твоих Не побежит ручей» - Или: «Когда Соленая вода Через леса И города Рекой польется к морю». - Автор говорит с осуждением и назиданием: «… слезы не спасут от бед И не помогут горю». - Главная интонация поучительная и даже суровая, - чувствуется, что главный герой в чем-то обвиняет своего друга, говорит с ним строго. - Герой готов его наказать, - он не дает советов, как поступить, а как бы приказывает ему: «А если это ясно, То не реви Напрасно». Учитель. – Значит тот, другой герой заслуживает, что с ним говорят так строго … А в вашей жизни были такие ситуации, когда на слезы реагировали подобным образом? Вы считали такое отношение к вашим слезам справедливым? (Дети обмениваются случаями из своей жизни и высказывают мнение). Учитель. – Значит, какую главную мысль проводит автор в строчках своего стихотворения? Дети. – Главную мысль можно выразить словами пословицы: «Слезами горю не поможешь». - Не надо стараться слезами заглаживать свой нехороший поступок, лучше с самого начала думать, как поступать, чтобы потом не пришлось плакать. - А если пришла беда, то надо не плакать, а действовать: думать, как выйти из трудной ситуации. Учитель. – А это значит, что и в лирике может присутствовать глубокая поучительная мысль автора. Чтение стихотворения вслух. Отработка интонационного чтения. (Стихотворение можно разыграть в парах: один ученик читает суровый монолог, второй – виновато слушает, «переживает», потом роли меняются). Организация рефлексии. - Что узнали на уроке? - Над чем ещё нужно поработать? Домашнее задание. Стихотворение Р.С.Сефа выучить наизусть. | Личностные: самоопределение. Настрой на успех. Личностные; интерес к учебному материалу; Регулятивные: принимать учебную задачу; Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; Коммуникативные: умение допускать существование различных точек зрения, строить понятные высказывания. Регулятивные: принимать учебную задачу; Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Предметные: умение приводить доказательство, используя результат наблюдения; Личностные: способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; Регулятивные: умение оценивать свою деятельность с помощью учителя; адекватно оценивать собственную деятельность, адекватно воспринимать оценку учителя. |