Просмотр содержимого документа
«Урок ОПК "Пасха" 4 класс»
МаргиноваЭльвира Орестовна
учитель начальных классов
МБОУ «Ибресинская СОШ №1»
Ибресинского района
Чувашской республики
Урок №8 ТЕМА: Пасха
Цель урока: Осознание учениками значимости Пасхи, как главного праздника православных христиан и ознакомление их с Евангельским сюжетом, повествующим о воскрешении Христа, а так же актуализация их представлений о главных символах православной Пасхи.
Задачи урока:
Личностные:
формировать собственный целостный взгляд на мир, чувство гордости за Родину и русский народ;
развивать чувство сопереживания к чувствам других людей;
Метапредметные:
учить слушать собеседника и признавать иную точку зрения;
учить осуществлять поиск и обработку информации
Предметные:
формировать представление детей об истории празднования Светлого Христова Воскресенья, о пасхальных традициях, обычаях, играх;
Ожидаемые результаты:
продолжится процесс формирования собственного целостного взгляда на мир, чувства гордости за Родину и русский народ, чувства сопереживания к чувствам других людей;
продолжится процесс формирования умения давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей;
пробудится интерес к старинным русским обрядам и обрядам чувашского народа;
сформируется представление детей об истории празднования Светлого Христова Воскресенья, о пасхальных традициях, обычаях, играх;
Оборудование: учебник «Основы православной культуры», деревянные яйца, презентация.
Аннотация
Урок предназначен для обучающихся 4 класса для изучения модуля «Основы православной культуры».
Урок предполагает приобщение к духовным ценностям православной культуры, ознакомление обучающихся с праздниками религиозной культуры, приобщение детей и родителей к совместной деятельности, благотворно влияющей на атмосферу семьи.
Актуальность
* Внастоящее времяв общеобразовательных школах недостаточно используется воспитательный потенциал православных праздников для духовно- нравственного образования и воспитания учащихся.
* Во многих семьях проведение Пасхи отличается от других светских праздников лишь убранством праздничного стола, атрибутом праздника является крашеное яйцо. Духовная основа праздника до детей не доносится, даже не каждый взрослый знает благочестивые традиции празднования Рождества Христова.
* Необходимо объединить усилия семьи и школы для использования религиозно-духовных традиций народа для духовно-нравственного воспитания учащихся.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте! Я рада новой встрече с вами. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Начнем наш урок.
-А урок сегодня не совсем обычный и пройдет он в необычной форме. Посмотрите друг на друга и не говоря ни слова , распределитесь на группы по рисункам, прикрепленным на спинах. Садимся на свои рабочие места.(Рисунки солнца, облака, голубя, колокола. Дети делятся на группы, объединенные общим рисунком)
2. Целеполагание и мотивация.
- Посмотрите, ребята, пожалуйста, на экран, и скажите, о каком празднике мы с вами будем сегодня говорить? (слайд 1)
Учитель читает стихотворение:
Воскресение Христово
Княжна Е. Горчакова
В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
И в небе синем, исчезая,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
"Проснись, земля, – они вещали, –
Проснись: Твой Царь, твой Бог воскрес!
Проснитесь, горы, долы, реки,
Хвалите Господа с Небес.
Побеждена им смерть вовеки –
Проснись и ты, зеленый лес.
Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка – зацветите вновь
И воссылайте гимн душистый
Тому, Чья заповедь – любовь".
(Высказывания детей).
-Правильно, сегодня ребята мы с вами будем говорить о христианских традициях, об одном из самых великих и значимых праздников для всех христиан – о светлом воскресении Господнем – Пасхе.
- Ребята, а что вы уже знаете об этом празднике? Составим кластер.
Пасха
Учитель выслушивает учащихся, и затем конкретизирует цели и задачи урока.
-Итак, мы с вами поговорим о Великом празднике, и узнаем, как православные люди празднуют этот день.
3. Введение в тему и беседа о традициях и обычаях празднования.
-Поработаем в группах и докончим предложения:
1.Пасха – это праздник ...(весны, радости и света)
2. Православные отмечают этот праздник под…( звон колоколов)
3. Во всех православных храмах проходят…( праздничные службы)
4. Перед праздником люди…( пекут куличи и красят яйца)
5. Люди покупают свечи и идут в церковь на …(Крестный ход)
6. Священники одеты в праздничную одежду и … (освещают яйца и куличи)
4.Работа над темой урока.
Чтение статьи учебника стр. 41-44. Осмысление статьи.
- Чем статья учебника дополнила ваши представления о Пасхе?
- Что означает слово «воскресение»?
- Давайте запишем в тетрадь:
Воскресение – день возобновления жизни.
Пасха – «переход», «избавление».
Иисус – «Бог спасает», «Спаситель» .
Обратить внимание на то, с чем связана пасхальная радость в жизни христиан:
- Христос воскрес из мертвых;
- Христос взял на себя грехи всего человечества, освободив человечество от «повинности греху»;
- Христос победил смерть – «смертию смерть поправ», поэтому Он именуется Спасителем человечества.
5.Физминутка
Ну, а сейчас, пора отдохнуть, и поиграть в пасхальные игры.
1. Игра « катание яиц».
Устанавить деревянный или картонный каток и вокруг него освободить ровное место, на котором разложить крашеные яйца, игрушки, сувениры с пасхальной тематикой. Учащиеся подходят по очереди к катку, и катают заранее подготовленные яйца. Как только яйцо касается какого-либо предмета, это и становится подарком-выигрышем.
2.« Пасхальное гнездышко».
Две команды, соревнуются, нося яички на деревянных ложках в «гнездышко». Побеждают те, кто быстрее выполнит задание.
- Ребята, а что вам известно о традициях празднования Пасхи?
6.Рассказ учителя. (обобщение)
-Пасхальными традициями - это покраска яиц и приготовление куличей, радостные песни и поздравления игры.
Верующие целуют друг друга трижды. Дети, или младшие по возрасту говорят « Христос воскресе!», а старшие отвечают « Воистину воскресе!»
Традиционно пасхальный стол возглавляет пасхальный кулич. Хозяйки готовят творожную пасху и красят яйца.
Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус приходил к своим последователям после своего Воскресения и ел с ними пищу. Если кулич приготовить правильно, то он не будет черстветь в течении 40 дней. Кулич – это символ присутствие Бога в мире и в жизни человека. Красота и аромат выражает заботу Господа о всех христианах.
Пасхальное яйцо – это крашеные яйца. Согласно легендам их появление связано с Марией Магдалиной, которая пришла во дворец, и рассказала императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена существовала традиция посещать императора, и приносить что-нибудь в дар. Она дала ему яйцо, так как была бедной. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу стало красным. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения. Яйцо – это символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Помимо расписных натуральных яиц, к Пасхе еще готовились и специальные подарочные. Их делали из стекла, хрусталя, фарфора с росписью. Ювелиры вытачивали миниатюрные яйца даже из драгоценных металлов – золота и серебра. В изготовлении таких подарков особо преуспела фирма знаменитого Карла Фаберже. Эти подарки сделались изящной роскошью.
7.Выступления детей.
– Как же праздновали этот праздник наши бабушки и дедушки (чувашские народные традиции). Презентация «Манкун»(Работа ученицы Мироновой Аллы и её мамы Мироновой А.Г.)
-Какие игры играли на Пасху? Презентация «Пасхальные игры»(Работа Ивановой Екатерины и её отца, Иванова А.Б.)
-Пасхальный звон. Прослушивание пасхальной музыки.( Работа Кириллова Кирилла)
8. Рефлексия.
- Ребята, а какое у вас настроение после нашего урока?
- У меня есть корзинка, которую нужно заполнить яйцами. Если вам было интересно на уроке – выбирайте красивое, красное яйцо, а если вам было не очень интересно – синее.(У каждого ученика на столе красное и синее яйцо).
8.А на дом хочу предложить творческое задание.
- Я предлагаю вам выбрать одно творческое задание, которое понравится:
* Нарисуй пасхальную открытку.
* Придумай и выполни роспись пасхального яйца.
*Пасха – самый радостный праздник. Вокруг нас множество образов и явлений, напоминающих о ней. В учебнике приводится пример – гусеница становится красивой бабочкой. Какие еще образы напоминают нам о Пасхе?