Совместное открытие новых знаний. -Сегодня на уроке мы с вами будем наблюдать, размышлять и исследовать. 1) Актуализация знаний. Работа в группах. -Чем занимались люди в Древней Руси? (Охота, рыбалка, земледелие, ремёсла) А теперь работа в группах. Представьте, что вы – жители Древней Руси: 1 группа – охотники и рыбаки, 2 – крестьяне, 3 – ремесленники. (Слайд 4) У каждой группы на столе конверт с вопросом. 1 группа - Охотники, рыбаки, а вам нужно добывать больше рыбы, зверя? ( Да, нужно, чтобы обменять их на продукты питания, посуду, одежду, оружие для охоты…) 2 группа - Сколько вы, крестьяне, выращиваете зерна, овощей? ( Чтобы хватило до нового урожая, чтобы были излишки, чтобы обменять на орудия труда и другие изделия ремесленников.) 3 группа - Нужно ли вам, ремесленники, делать лишнюю посуду, одежду, инструменты и другие изделия? (Да, нужно, чтобы обменять их на материалы для своих изделий: шкурки, краски, железо; чтобы кормить семью, нужны продукты.) -Какой можно сделать вывод? Вывод: им нужно обменяться результатами своего труда. Физкультминутка «Бабочка» 2) Знакомство с понятием «меновая торговля». - Где происходил этот обмен? ( На ярмарках) (Слайд 5) В старину обменивались товарами сами производители. Делалось это на осенних и зимних ярмарках, когда крестьяне были свободны. Такие ярмарки обычно проходили в городах. Городские власти брали пошлину (плату, часть товара) за то, что давали возможность продать свой товар всем желающим. Работа в группах. Представьте, что вы попали на ярмарку. Вот ваш товар.(дети берут карточки с названием различных товаров) - Посовещайтесь в группах и договоритесь, какой товар будете обменивать. Выберите по 2 представителя от каждой группы. Пусть они выйдут на торговую площадь и обменяются своими товарами. (Слайды 6,7 ) Всем ли удалось найти нужный товар? Покажите и расскажите о результатах своего обмена. Вывод учителя: Вы сейчас участвовали в МЕНОВОЙ ТОРГОВЛЕ, которая была свойственна нашим предкам в далекие времена. (Слайды 8,9) - Давайте подумаем, чем неудобен был такой обмен товарами для крестьян и ремесленников? (Слайд 10) (Тратили время на сбыт товара, не могли отъехать далеко от своих мест, чтобы найти покупателя, не было снаряжения для поездок в далекие края.) (Слайд 11) 3)Купцы и их роль в организации торговли на Руси. Создание проблемной ситуации: - Так перед людьми возникла проблема. Как же быть? (дети высказывают свои предположения) Необходим был человек, который бы мог сбывать товар, найти снаряжение для поездок, место для торговли. Кто же были эти люди? (Купцы.) (Слайд 12) Появился и «обменный товар», например шкурки куницы, на которые можно было обменивать разные товары. (Слайд 13) - Чем занимались купцы? (Слайд 14) Ответить на вопрос детям помогают иллюстрации. ( Организация торговых мест, наём торговцев, сбор товаров у ремесленников, крестьян…, вывоз товара в другие края, привозили товары из заморских стран) Сложна ли была их работа? Какие товары они ввозили в Россию? Что вывозили? Ваши предположения? (дети высказывают предположения, учитель записывает их на доску) Как мы можем проверить наши предположения? (энциклопедия, учебник, интернет…) -Я выйду в интернет и в он-лайн режиме мы посмотрим отрывок из фильма «История государства Российского. Торговля в Киевской Руси». (youtube.com/watch?v=HWa7jq9RLJk) Он поможет ответить на наши вопросы. Работа в парах. - На партах у вас лежат таблички. Во время просмотра постарайтесь заполнить их, работая в парах. - А теперь послушайте стихотворение Натальи Кончаловской (читает заранее подготовленный ученик) и добавьте в свои таблички ещё товары. - А сейчас давайте заполним таблицу «Чем торговали купцы». На доске: Товары Ввозили Вывозили Чай Мех Кофе Мёд Перец Соль Шелк Икра Ковры Зерно Вина Лес – Чем неудобна была торговля на обменный товар? (Товар мог испортится и т.д.) – Что надо было придумать, чтобы купцы разных стран могли торговать между собой? (Нужно было придумать деньги.) Инсценировка отрывка из повести-сказки Н. Носова «Незнайка на Луне». Автор. Поднявшись из-за стола и помахав официанту издали на прощание рукой, Незнайка отправился к выходу, но официант быстро догнал его и вежливо сказал: Официант. Вы забыли, дорогой друг, о деньгах. Незнайка. О чем? Официант. О деньгах. Незнайка. О каких деньгах? Официант. Вы должны заплатить деньги. Незнайка. Деньги? А что это? Я впервые слышу такое слово. – Попробуйте дать определение денег. (Высказывания детей: Деньги-это металлические монеты и бумажные знаки, на которые можно что-то купить или получить их при продаже товара.)
- Я готовилась к уроку и нашла толкование этого слова в словаре Ожегова С.И. (Слайд 16) «Деньги – металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже» (Словарь Ожегова С.И.) |