I. Мотивация учебной деятельности. Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. | Приветствие. Все готовы к путешествию, в страну Знаний? Сложную, но очень полезную. На пути нас ждут большие испытания, а на финише – победа, радость, знания! | Вспоминают критерии, проверяют свою готовность. | Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность |
II.Актуализация знаний Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | 1. Начинаем с игры: « Найди 4 лишний» -Почему? - Что ещё изготовлено человеком? - Почему? - Какая бывает природа? - Почему? - Какие признаки живой природы? - Что осталось? - Какие мы знаем растения? - Что лишнее? - Трава осталась. - Что лишнее? - На какие 2 большие группы можно разбить эти деревья? - Чем они отличаются? - О чём будем говорить на уроке? - Всегда ли они зелёные? - Значит о растениях в какое время года будем говорить? | - Мяч - Изделие. Сделан руками человека. Дети перечисляют - Птица. - Живая. - Небо с облаками. -- Живая и неживая Растёт, размножается, дышит, питается, пьёт - Бабочка. - Растения. - Деревья. У них один ствол покрытый корой. Кустарники. У них несколько стволов покрытых корой. Травы. У них тонкие низкие слабые стебельки безо всякой коры. - Дерево - Дерево лишнее, остались кустарники - Куст- лишний. - Остаются . деревья. - Лиственные и хвойные. - У лиственных есть листья, у хвойных – иголочки (хвоинки). - О растениях. ( вывеш. слово « Растения») - Нет - Летом зелёные, а осенью разноцветные. - Осенью ( вывеш. слово «Осенью») | Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций, |
III.Выявление места и причины затруднения. Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого. ФИЗМИНУТКА | - Что осенью происходит с растениями? ( вывешивается. вопрос – « Что?») - Как называется это явление? ( вывешивается. слово – «Листопад». - Почему листочки опадают? - Почему наступает осень? - Если солнце меньше греет, что происходит? - Если выпадет снег и налипнет на листья, к чему это может привести? Упражнение «Листопад». ( подготовленный. ученик проводит) Листочки, листочки По ветру летят, У деток под ножками Тихо шуршат. Легкий бег на месте на носках, взмахи руками. И, плавно качаясь, Ведут хоровод, И ветер осенний Им песню поет. Ноги на ширине плеч. Плавные покачивания корпусом и руками, поднятыми вверх, вправо, влево. То вправо, то влево Листочки летят, Прощается с нами Веселый наш сад. | - Деревья жёлтые, разноцветные. - Они опадут. - Листопад. - Деревья готовятся к зиме. - Что их заставляет? - Солнце ниже над горизонтом. Меньше света и тепла. - Похолодание. ( вывешивается. «Похолодание») - Ветки деревьев поломаются. | Фиксация во внешней речи причины затруднения. Формулировка учебной задачи как темы урока. |
IV.Открытие «нового» знания Цель: Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. | - Но хотели бы вы знать, как это происходит? Вам кто – то рассказывал? - Сегодня вы сами сможете ответить на вопрос как. А я вам помогу. ( вывеш. вопрос « Как?») - А летом? Ветер есть, но лист не летит. Проблема! Будем решать. -Что ещё видели под деревьями рядом с листочками? - У некоторых деревьев бывает и ветвепад. Мы собрали веточки, и я вам обещала рассмотреть их в лупу, есть ли там ранки от опавших листочков. - Давайте дальше решать эту проблему. - Как? Помощь учителя. - Зачем нужны корни? - Что происходит с водой при похолодании? - Листочкам надо воды много, поэтому растения от них избавляются. - Как же они это делают? - Как растения сбрасывают листья? - Посмотрите, как дерево поило свои листочки летом. Он прочно держался на дереве. Даже ветер не мог его оторвать. - А сейчас, что мы наблюдали на прогулке? - Вот посмотрите, как умное растение закрывает пробковым слоем доступ влаги к листочкам. - Что остаётся делать бедным листьям? - Но не стоит грустить, листья дарят нам красоту своего разноцветья, украшают осеннее ненастье яркими палитрами. - Деревья как бы засыпают, но жизнь в них сохраняется и весной вновь порадуют нас новой свежей листвой. - Так как происходит листопад? ( вывеш. слова « К листьям не поступает вода »; « Они засыхают и опадают») Возвращаемся к алгоритму - Как думаете, а почему хвойные деревья могут оставаться со своими листочками – хвоинками? На экскурсии мы трогали хвоинки. Какие они? - Но иголочки меняются круглый год постепенно. Под деревьями всегда можно увидеть сухие хвоинки. Ёлка зимой - Мы были в гостях у Маши с Мишей осенью. Но я вам обещала вернуться к ним ещё. Они нам приготовили, интересный сюрприз. Хотите узнать какой? - Пристегнулись и полетели на вертолёте. - Осенние картины мы уже видели, обратите внимание на веточки, которые нам припасли Маша с Мишей. - Может кто-то скажет, ну и сюрприз, веточки. А внимательные дети увидят в них что- то необычное. - Даже в названии слышится слово лист. - Сравнили иголки ёлки и лиственницы. - Хвоя у лиственницы очень нежная без воскового налёта. Вот так нас порадовали наши знакомые. Они сами любят учиться и решили, что нам будет интересно. | Дети делают предположения ( ветер срывает) Работа в группах. Рассматривают и делают вывод, что ранок нет, листочки сами легко отпали. А это место прочно закрыто. - Держат дерево и всасывают, как насосы, из земли влагу. - Она замерзает. Её растениям труднее брать из земли. А сейчас при малейшем ветерке листья летят охапками вниз. И даже без ветерка сами падают на землю Они умирают и опадают. Деревья перестают поить свои листочки. Закрывают канальцы, по которым поступала влага. Выстраивается алгоритм: Солнце светит и греет меньше. Похолодание. Мало воды. К листьям не поступает вода. Они желтеют, засыхают и облетают. - Они маленькие жёсткие смолистые с восковым налётом. - Им надо меньше влаги. - Хвоинкам зимой хватает воды, они не опадают. - Да и снег легко соскальзывает. - Открыли учебник. Стр. 26-27. Работа самостоятельная. Рассматривают картинки веточек лиственницы по временам года и делают вывод, что это растение хвойное, но сбрасывает листочки осенью все сразу. | Сформулированное правило, представленное в громкоречевой форме и графической |
V.Реализация построенного проекта. Структурирование полученных знаний. Цель: Построение нового способа действия. | - Вернёмся к нашей проблеме. - Что мы хотели узнать? - Узнали? - Ещё раз повторим алгоритм листопада: 1. Солнце светит меньше. 2. Похолодание. 3. Мало воды. - Можем ещё добавить наше открытие 4. К листьям не поступает вода. 5. Они желтеют, засыхают и облетают. | - Как происходит листопад? - Да. Листья не получают воду. | Составленный алгоритм подготовки растений к зиме. |
VI.Первичное закрепление нового способа действия. Цель: Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий. | Проверка по образцу. Повторение ещё раз. Солнце светит и греет меньше. Похолодание. Мало воды. К листьям не поступает вода. Они желтеют, засыхают и облетают. | Дети работают в парах по карточкам. Составить правильный алгоритм подготовки растений к зиме, расставив предложения. Карточка (предложения разрез.): Солнце светит и греет меньше. Похолодание. Мало воды. К листьям не поступает вода. Они желтеют, засыхают и облетают. | Выполненное задание |
VII.Рефлексия. Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности. | - Для чего мы решали эту проблему? - Где можно получить знания? - Оцените с помощью смайликов: - Интересно было или нет? | Интересно знать самим, зачем и как деревья сбрасывают листья. Уметь объяснить другим. Понимать, что происходит в природе. Познавать новое интересно. | Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности |