kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира во 2 кассе по теме : "Водоёмы и их обитатели. Обитатели пресных водоёмов".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока  на свежем воздухе по окружающему миру по теме: ""Водоёмы и их обитатели. Обитатели пресных водоёмов." 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира во 2 кассе по теме : "Водоёмы и их обитатели. Обитатели пресных водоёмов".»

Тема: Водоёмы и их обитатели. Обитатели пресных водоёмов.

Цели урока: познакомить с растениями пресных водоёмов; расширить представление обучающихся о природных сообществах.

- формировать умение работать в команде;

- активизировать исследовательскую деятельность учащихся.

Тип урока: открытия нового знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: ; расширят представление обучающихся о природных сообществах

регулятивные: планировать и контролировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища, - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, определять наиболее эффективные способы достижения результата освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

познавательные: владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; осуществлять смысловое чтение; использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

имеют представление о том, как заботится о своём здоровье;

коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Составлять тексты в устной и письменной формах.

Личностные:

самоопределение: принимают образ хорошего ученика; смыслообразование: понимать чувства других людей и сопереживать им, развивать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, индивидуальная, групповая, парная, фронтальная работа.

Педагогическая технология: технология воспитания культуры здоровья школьников посредством организации урока в природном классе.

Оборудование: учебник, карточки для работы в группах, для работы в парах, плакат с изображением берега реки, карточки с изображением растений и животных пресных водоемов, Красная книга, паззлы- изображения растений














Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Время

(в мин.)


1

2

3

4

5

7


Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности


Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)

установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).


Проверяют наличие необходимого к уроку

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.)

Проводится на площадке перед дорожкой, ведущей к естественно – научной зоне.


- А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

На площадке мелом прописан девиз урока.

- Девиз нашего урока: «Тебе скажут – ты забудешь, тебе покажут - ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь»



1 мин.


Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии


Подготовить мышление учащихся,

организовать осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

















- водоёмы



-естественный, искусственный

-пресный, соленый



- река, озеро, ручей, болото







- рыбы

- птицы

- звери

-насекомые



Д. И у дохлой щуки живые зубы.
– Маленькая рыбка лучше большого таракана.
– Где щуки нет, там карась хозяин.
– По течению только дохлая рыба плывет.
– Снимай ерша с крючка не спеша.
– На широкой речке рыба в узких местах, на узкой – в широких.
– Ищи рыбу сам, ты ей не нужен.
– За зиму и щука пиявками обрастает.
– Ищи леща у хвоща, ерша – у камня.
– Всякая килька лезет в селедки.
– Знать бы ершу, когда щука зубы меняет.
– Не учи рыбу плавать.

( дети по очереди прикрепляют рисунки бобра, щуки, ужа, головастика, окуня, цапли, утки, стрекозы)


- Нет растений.


– Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду.

Возьмите корень из слова подводный, корень из слова подъём, соединительную гласную из слова водопад и окончание из слова океаны .Какое слово у вас получилось?

Слад 3 (Вод-о-ём-ы)

- Вспомните, какие виды водоемов вы знаете?

- Какие типы естественных пресных водоемов вы можете назвать?

Постепенно на доске появляется запись:

- Кто населяет пресный водоем?






- Я просила вас подготовить пословицы о рыбах. Какие пословицы вы нашли?






















- Давайте населим наш водоем ( на доске плакат с изображением реки, части берега)




- Чего не хватает на нашем рисунке?


4 мин.


Этап выявления места и причины затруднения


Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.





Дети читают вопросы:

– Что растёт в пресном водоёме?

– Что произойдёт, если в жизнь пресного водоёма вмешается человек?


– По ходу нашего урока вы должны будете ответить на вопросы:


1 мин


Этап построения проекта выхода из затруднения



Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Группы выполняют задание
























У. Давайте узнаем, какие растения встречаются в этом водоеме. Для этого каждая группа собирает из предложенных паззлов рисунок растения, читает о нем текст и рассказывает о растении классу:

1 группа: частуха

2 группа: кубышка

3 группа: водокрас

4 группа: рдест


Карточка группы

1.Как выглядит растение? Опишите его.

2.В каких местах произрастает?

3.Где именно ( на поверхности, в прибрежной зоне, на глубине или в толще воды) растет?

4.Какое назначение имеет? Кто питается этим растением? Какую пользу для человека оно имеет?

1-я группа – стрелолистСлСС

2-я группа – кубышка.ка С

3-я группа – кувшинка

4-я группа – осок

9 мин


Этап реализации построенного проекта


Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Выступают с сообщениями о заданном растении


Д. Есть: кубышка















Д. Частуха растет у берега

Д. На глубине растет кубышка

Д. Водокрас на поверхности воды

Д. Рдесты в толще воды
















Д. Эти растения дают приют и пищу насекомым, жучкам, паучкам, рачкам, малькам рыб



– Нет ли среди ваших растений тех, которые занесены в Красную книгу?


Все растения водоемов можно разделить на:
- глубоководные растения;
- растения, плавающие на поверхности;
- растения оксигераторы;
- растения прибрежной

зоны.

Заполняем таблицу «Чему где расти удобно»


Физкультминутка

Физкультминутка развивающего характера для психологического климата.

Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете,
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.


У. Река является домом для большого количества растений. Среди них незабудка, белокрыльник, ирис-касатик, сусак, телорез, аир, гречиха, рдест, рогоз, камыш озерный– куга, водокрас. Узнать о них кое-что интересное вы сможете из книги Анатолия Онегова «На берегу озера».

Учитель показывает детям книгу.


- А сегодня мы научимся определять их по гербариям, рисункам и описаниям в дополнительной литературе.

На доске рисунки растений без подписи. Дети по дополнительной литературе и гербариям определяют растение и выбирают к нему подпись.(водоросли, кувшинка, рогоз, камыш, незабудка, осока, ряска, сусак)


– Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме?

10 мин


Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи


Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.




Инсценируют подготовленные учащиеся:

Окунь и Щука

– Отчего это, Щука, глаза у тебя, как у волка, горят?
– От голода.
– А по реке чего мечешься, на месте не стоишь?
– От голода.
– Вот и поговори с тобой! Заладила одно: «от голода», да «от голода»! Чего это ты такая неразговорчивая?
– От голода!



Головастик и Уж

– Ты чего, Уж, задумался? Шипишь –меня, что ли, ругаешь?
– Не мешай, Головастик, я считаю!
– Кого же ты, долговязый, считаешь – ворон, что ли?
– Каких там ворон! Считаю я, сколько вас,головастиков, проглотил. Одиннадцать штук насчитал. Вот бы еще одного –

для ровного счета!


Д. Мы проследили цепи питания.

– В природе все взаимосвязано.


– Итак, мы выяснили, что в пресных водоемах обитают разнообразные живые организмы. Послушаем разговор некоторых из них.
















У. Послушав эти диалоги, какой вывод вы сделали?


– Мы можем смело сказать, что водоем – это природное сообщество.



4 мин


Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону


Переход извне внутрь нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Зачитывают некоторые взаимосвязи.

( Например, растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоёма питаются животные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука - карасятами.)


Д. Мертвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов, образуются соли, а их используют растения.


Работа в парах по карточкам.

- В пресных водоёмах обитают разнообразные живые организмы. Покажите стрелками, что они связаны между собой.

Карточка:

Ряска, цапля, карась, лягушка, жук-плавунец, рак, утка, бобр, двустворчатые моллюски, комары, жуки-водомерки, водоросли.

ряска – водомерка;

стрелолист – карась – окунь;

– Как растения и животные способствуют питанию растений?


Физкультминутка для глазных мышц.

Упражнение 1. «Вращение».

Не двигая головой, вращаем глазами по часовой стрелке 4-5 раз и против часовой стрелки 4-5 раз.

Упражнение 2. «Во все стороны».

Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх, вниз, вправо, влево – 4-5 раз.

Упражнение 3. «Пальчик».

Подносим пальчик к кончику носа, глядя на него, затем отводим назад – 4-5 раз.

Упражнение 4. «Кто там».

Зажмурим глаза, сжимая сильно веки, широко открываем, удивляемся «Кто там?» - 4-5 раз.

Упражнение 5. «Сон».

Спокойно закрываем глаза, думаем о хорошем, открываем глаза, дарим друг другу улыбки. – 1 раз.

6 мин


Этап включения в систему знаний и повторения


Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Дети в группах выполняют задание. Затем работы демонстрируются и обсуждаются

У. Своими примерами вы доказали, что водоем – это природное сообщество. Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек. Мне бы хотелось, чтобы вы в группах нарисовали знак, говорящий о том, что нельзя делать, чтобы не нарушать экологическое сообщество водоема.


6 мин


Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- узнать о растениях пресных водоемов.

- научились определять растения с помощью гербария и дополнительной литературы

- водоем – природное сообщество, обитатели которого связаны друг с другом

Дети оценивают свою работу.

-Ребята, какую цель мы преследовали на уроке?


-Чего достигли?

-Что нового узнали?

Задание на самооценку.

Закончите предложения:

Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) результатами своей работы, потому что я (самостоятельно или при помощи…) справился(лась) с заданиями

4 мин

МБОУ «Верхопенская СОШ им.М.Р. Абросимова»













Разработка урока окружающего мира

на свежем воздухе













Место проведения: естественно – научная площадка

Класс:2

учитель: Горьковец А.Г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Горьковец Анна Геннадьевна

Дата: 08.01.2019

Номер свидетельства: 494191


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства