Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира:"Великая Победа!"»
Тема: «Великая война и Великая победа»
Цели:
1.Знакомить учащихся с героическими страницами нашей страны, формировать представления учащихся о Великой Отечественной войне; помочь осознать героизм и мужество народа в войне; помочь понять причину победы нашего народа; учить работать с исторической картой; учить выразительному чтению, прививать интерес к истории нашей Родины.
2. Развивать речь детей, логическое мышление, внимание.
3.Способствовать развитию чувства сопереживания, сострадания, уважения к людям; воспитывать любовь к Родине, патриотизм, прививать чувство гордости за свой народ; бережное отношение к хлебу, способствовать вовлечению учеников всех уровней в работу урока.
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, запись песни «Священная война», запись реквиема «Лакримоза» Моцартакарточки с новыми словами, рисунок планеты Земля, сердечки, рабочая тетрадь.
Ход урока:
1.Организационный момент
-Сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте поприветствуем их.
-Мы сейчас с вами изучаем раздел «Страницы истории Отечества». Ребята, что мы узнаём на этих уроках? (О важных событиях прошлого нашей страны.)
-С чем мы знакомились на прошлом уроке? ( Со страницами истории нашей страны 20-30 годов.)
2. Проверка домашнего задания (Блиц-опрос по теме) Слайды 2-7
1) Кто руководил жизнью страны после 1917г.? (Партия большевиков)
2) Как позднее стали называть большевиков? ( Коммунистами)
3) Какое новое государство появилось на карте в 1922г.? (СССР) Кто его расшифрует?
4) Сколько союзных республик вошло в состав СССР? (15 )Назовите их.
5) в каком году советское правительство переехало из Петербурга в Москву? ( в 1918г.)
6)Чем стала Москва для Советского Союза? (Столицей)
7) Какие решительные перемены произошли в государстве? (Изменился состав населения страны; в стране больше не было царя, помещиков, фабрикантов; тысячи людей переехали в опустевшие квартиры и особняки; появились коммуналки)
8) О каких решительных изменениях в образовании говорит фотография? (В стране началась борьба с неграмотностью)
9) Какие потери понесла отечественная культура? ( Варварски уничтожены многие исторические памятники; разрушен храм Христа Спасителя, построенный в честь победы над Наполеоном, на деньги, собранные по всей России)
10) Какое качество преобразило нашу страну? (Трудовой порыв, работали, не считаясь со временем, искренне веря, что строят новую, прекрасную, справедливую жизнь)
-Что напоминал СССР в 30-е годы? ( Гигантскую стройку)
11) Какие новые постройки появились в это время в нашей стране? (Новые города, заводы, электростанции; в Москве-метро)
12) Как изменилась жизнь деревни? ( Крестьяне сначала получили землю; но вскоре их стали приучать хозяйствовать по- новому, коллективно)
13) Как назывались коллективные хозяйства, в которые объединились крестьяне? (колхоз
14) Как стали трудиться крестьяне на земле, в колхозах? (Сообща)
15) Принесли ли эти новшества пользу? ( Нет, наоборот, они принесли деревне урон)
(Урон- принесли изменения в худшую сторону)
16) Каких успехов добилась страна к концу 30-х годов? ( Страна выпускала собственные самолёты, автомобили, тракторы)
17) Какой ценой дались эти достижения Советскому Союзу? ( Тяжёлой ценой; люди бедствовали, отказывая себе в самом необходимом)
3. Формулирование и сообщение темы и целей урока.
- А теперь, ребята, послушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова и подумайте, о чём пойдёт речь на уроке?
(Чтение стихотворения учителем
Его бомбили - он лежал.
К нему летел снаряд.
В него стреляли - он бежал
Вперёд, а не назад.
«Чем дальше я пройду вперёд,-
Мечтал солдатик мой,-
Тем больше хлеба в этот год
Засеем мы весной.
Чем больше немцев уложу,-
Смекал он на ходу,-
Тем раньше путь освобожу,
Скорей домой приду!
-Чему посвящено это стихотворение С. Михалкова «Солдат»?
-Сформулируйте тему урока.
-Тема нашего урока «Великая война и Великая победа» Слайд 8
4. Изучение новой темы
1) Беседа
_Что вы знает о ВО войне? Когда она началась?
- Сколько лет длилась война?
3) Слово учителя.
-1 сентября 1939 г. фашистская Германия напала на Польшу. Началась II Мироваявойна. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция, Норвегия. 12 европейских стран были захвачены фашистами.
Слайд 9
-22 июня 1941 г. в 4 часа ура без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз. 5.5 млн. человек перешли границы Советского Союза, 5 тыс. самолётов начали бомбить советские города, воинские части и аэродромы. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке.
(Ученик читает стихотворение:) Слайд 10
«Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слёзы да страдания несёт она.
И счастье разбивает у людей, любимых разлучает и друзей».
(Учитель читает стихотворение:)
«Здесь никого враги не пожалели:
Ни стариков, ни женщин, ни детей,
И бродит средь берёзонек и елей
Седой войны пугающая тень» (М. Зорина)
Слайд 11
-Все фашистские войска были разделены на 3 группы: Север, Центр, Юг. У каждой группы были свои точно определённые задачи. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Через полгода от Советского Союза должно было остаться только воспоминание. Но планам фашистов не суждено было сбыться.
Слайд 12 (Звучит «Священная война»)
-На защиту Отечества поднялся весь народ. Красная Армия мужественно встретила врага. Но силы были неравны. В первые месяцы войны Красная армия терпела одно поражение за другим, отходя всё дальше вглубь страны.
Слайд 13
-Причинами поражений были неготовность армии к войне и внезапность нападения.
Около 2 млн. солдат попали в плен или погибли. Но и в те тяжёлые месяцы воины героически сражались с врагом. Тяжело было всем: и воинам на фронте и тем, кто сражался с врагом на захваченной территории - партизанами подпольщикам, и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым. Страна стала одним боевым лагерем, усилия фронта и тыла слились воедино.
Слайд 14
- Одно из первых сражений произошло у пограничной Брестской крепости. Её защитники около месяца вели непрерывные бои уже после того, как линия фронта передвинулась далеко на восток.
Слайд 15
Историческая карта «Впереди Москва»
Слайд 16
-В конце октября над Москвой нависла страшная опасность.
4) Чтение учениками 4 абзаца на стр. 142 учебника.
Слайд 17 – Приближение к Москве.
5) Рассказ учителя. Слайд18
-Немецкий план закончить войну осенью был сорван.
Слайд 19
-В результате наступления Красной Армии под Москвой в декабре 1941 г. немцы были отброшены. Битва под Москвой имела историческое значение. Фашистская армия потерпела первое крупное поражение, а Красная Армия которую враг считал разгромленной перешла в наступление. Планы молниеносной войны вдребезги разбились под Москвой. Столько солдат, танков, пушек, самолётов, как в битве под Москвой фашистам терять ещё не приходилось. Всему миру стало ясно, что с такой страной фашистам не справиться. Был развеян миф о непобедимости немецкой армии. (Миф- это выдумка).
Слайд 20
-Группа «Север» должна была захватить Ленинград. Так назывался Санкт-Петербург с 1924г. фашисты были настолько уверены в своей победе, что назначили срок торжественного угощения (банкета) в одной из ленинградских гостиниц «Астория», даже отпечатали и разослали приглашения. Они уже распределили дворцы и лучшие здания Ленинграда между своими генералами и офицерами. До города оставались считанные км. Но пройти их фашисты так и не смогли. Храбрость ленинградцев вселила в них страх. Здесь они потеряли 200 тыс. убитыми и ранеными, 700 танков, 500 самолётов. Больше они и не помышляли о нападении в ближайшее время. Но фашистское радио кричало на весь мир: Ленинград в блокаде! Ленинград в блокаде!
-Что такое блокада? ( Окружение войск противника с целью уничтожения)
-Из окружённого города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Приехать в окружённый Ленинград тоже никто не может, т.к. все пути к нему захвачены фашистами. Это и значит он - в блокаде.
-Гитлер приказал стереть Ленинград с лица земли. И, тогда, выполняя приказ Гитлера, немецкие лётчики днём и ночью стали бомбить город. Они долетали до города за 1,5-2 минуты и не всегда удавалось вовремя предупредить людей об опасности. Днём и ночью фашисты бомбили и обстреливали город. Гибло много людей. Но городу нужно защищаться, нужны боеприпасы, оружие. Заводы продолжали работать под бомбами.
6) Сообщение ученика о работе заводов Ленинграда.
7) Чтение письма мальчика Фёдора Быкова своему отцу на фронт. (Выступление учащегося)
8) Рассказ учителя.
-С каждым днём всё труднее становилось ленинградцам, приближалась зима. Запасы продовольствия кончались. Фашисты разбомбили продовольственные склады в городе. Хлеб стал выдаваться по карточкам.
(Вывешивание таблички на доску.) Такие объявления висели во всех булочных города. Была установлена самая низкая норма выдачи хлеба- 250г на карточку рабочего и 125г на карточку всем остальным.
9) Беседа о хлебе. (Показ кусочка хлеба) Слайд 21
- Вот он блокадный кусочек хлеба-125г на весь день. «125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам», - писала поэтесса Ольга Бергольц. Самое страшное было, когда люди теряли хлебную карточку- это означало, что они останутся без хлеба. Как люди ценили и берегли каждую крошечку хлеба.
-Давайте и мы, всегда будем бережно относиться к хлебу!
10) Рассказ учителя. Слайд 22
-Ударили небывалые 30-40 градусные морозы. В домах было очень холодно, потому что в городе не было топлива, не было дров, нечем было топить печи. Сделали ленинградцы железные печурки- времянки. Стали рубить всё, что можно было сжечь: столы, стулья, шкафы. Только вот беда - не держали печурки тепло. Кончали топить и опять становилось холодно, как на улице. Холодно и темно в комнатах. Погас электрический свет. В комнатах темно, даже днём, потому что стёкол в окнах нет, они вылетели от бомбёжек и обстрелов. Пришлось забить их фанерой.
11) Сообщение ученика о водопроводе. Слайд 23
Нет и воды в квартирах. Замёрз и перестал работать водопровод. Рано утром шли к Неве за водой голодные, замёрзшие ленинградцы. Обессиленные люди падали и умирали прямо на улице.
- Когда Гитлер думал, что Ленинград погиб от холода, несмотря ни на что, город продолжал жить! Обессиленные люди под артиллерийским обстрелом и бомбёжками писали стихи и книги, могли учить и учиться, сочиняли музыку.
900 дней Ленинград находился в блокаде.
Слайд 25
- Только 27 января 1944г. была полностью снята блокада Ленинграда. Вражеский замысел задушить защитников города голодом не удался.
5. Физминутка
6. Продолжение работы над темой
Слайд 26
Летом началось наступление немецких частей на Сталинград.
1)Чтение учениками 1 абзаца на стр. 143 учебника.
2) Рассказ учителя
Слайд 27
- В ноябре 1942г. произошёл коренной перелом, советские войска перешли в наступление, были окружены 22 немецкие дивизии.
Слайд 28
-Зимой в ходе Сталинградской операции была окружена немецкая армия 330 тыс. солдат под командованием немецкого фельдмаршала Паулюса. 91 тыс. немецких солдат во главе с Паулюсом сдались в плен.
-Летом 1943г. под Курском произошло крупнейшее танковое сражение, в котором гитлеровцы потеряли около 350 танков и 3,5 тыс. убитыми. В этом сражении участвовало 1 200 машин. Под ударами Красной Армии немецкие части стали отходить к границам Советского Союза.
Слайд 30
Легендарный танк Т-34, который превосходил немецкие танки.
Слайд 31
Летом 1944г. Красная Армия освободила Советский Союз и приступила к освобождению европейских государств, захваченных фашистами.
Слайд 32-34
В апреле 1945г. начался штурм Берлина, которым командовал Г.К. Жуков.
5) Чтение учениками 3 абзаца стр. 144 учебника.
-С8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. 9 Мая мы отмечаем День Победы.
Слайд 35
Победа в ВО войне - яркая страница истории нашей страны.
Слайд 36
6) Рассказ учителя
24 июня 1945г. на Красной площади в Москве был проведён Парад Победы. Командовал парадом маршал К.К. Рокоссовский, а принимал парад знаменитый маршал Г.К. Жуков.
Слайд 37
«9 Мая – Великая дата
Кто знает, что было б тогда в сорок пятом,
Когда бы и прадеды наши и деды
Для нас не добыли Великой Победы!»
Слайд 38
7) Минута молчания - вечная память и слава погибшим!
Слайд 39
8) Цена победы
9) Слайд 40 Салют Победителям!
«Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли,
Солдаты мая, слава Вам навеки,
От всей земли, от всей земли!
Благодарим, солдаты вас
-За жизнь,
-За детство,
- За весну,
- За тишину,
-За мирный дом,
За мир, в котором мы живём!»
7. Работа в группах в рабочей тетради.
-Каждой группе дано задание, прочитайте его, посовещайтесь и постарайтесь ответить.
8. Закрепление изученного по вопросам.
-Когда началась Великая Отечественная война?
-Когда закончилась ВО война?
-Почему война называется Великая Отечественная война?
- На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР?
-Какие героические страницы Великой Отечественной войны вам известны?
- Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
- Откуда прибыли воины для защиты Москвы?
- Какой праздник отмечает наша страна 9 мая?
- Какой была цена Победы?
9.Работа в группах (в рабочей тетради)
- Найдите в тексте учебника названия городов – героев. Выпишите их.
10. Обобщение и итог урока.
- О чём вы узнали сегодня на уроке?
Это была самая кровопролитная война в истории человечества. Она принесла такой ущерб, что люди многих стран поняли старую истину: «Худой мир лучше доброй ссоры»
- Как вы понимаете эти слова?
Вторая Мировая война ещё шла, а люди воюющих стран уже думали о том, как строить мирную жизнь, как предотвратить новые войны, как сохранить мир между государствами.
26 июня 1945г. была создана новая международная организация-ООН .
-Сегодня, ребята, мы с вами перевернули ещё одну страничку в истории нашей страны, познакомились с героической стойкостью и мужеством нашего народа.
-Что помогло нашему народу выстоять, победить?
- Ребята, чем мы с вами можем помочь нашей стране, нашей планете?
11. Рефлексия
- Давайте согреем нашу страну, нашу планету теплом наших сердец и прикрепим их.
(Ученик читает стихотворение)
«Пускай мы не солдаты, но клятву свою
Даём, как даёт её воин в бою,
Навек ей верны остаёмся:
От школьной скамьи - навсегда, до конца
Отдать тебе, Родина наши сердца-
Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!»
12. Оценивание
-Я очень довольна вашими ответами. Мне очень помогли ребята, сделавшие сообщения. Ваши рисунки мы внимательно рассмотрим на изоискусстве и оценим их.
13. Домашнее задание (дифференцированное).
На «5»- пересказ текста, задания 2, 3,4 (по желанию).
На «4» -пересказ текста.
На «3»- учить вывод, отвечать на вопросы к тексту.