1. Мотивация учебной деятельности. | Словесный метод (беседа). Наглядный (демонстрация). | -Здравствуйте, ребята меня зовут Надежда Романовна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. -У вас на столах должны лежать учебник, лист исследователя и пенал. - Прочитайте высказывание и скажите, как вы его понимаете. - К чему мы должны стремиться? | Приветствуют. Проверяют готовность к уроку. - Мы получаем знания, чтобы действовать, жить. Знания надо знать и применять. | | К: слушать и понимать речь других. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный метод (беседа) | Я предлагаю Вам послушать сказку. Из этой сказки вы поймете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке. «Под землей, в темноте, где ничего не видно, попробуй - отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным. -Я - соль земли, -говорит соль, -без меня каши не сваришь. -А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда?- Кастрюли то делают из алюминия. Без кастрюли никак. - А на чем варить будете? – Интересуется уголь? - Без топлива в этом деле не обойтись. -Между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат. - Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать». - О чем была эта сказка? - О каких природных богатствах мы будем говорить? -Давайте вспомним, что такое полезные ископаемые - Какие вы знаете полезные ископаемые? - На какие группы делят все полезные ископаемые? -Что такое минерал? - Что такое горная порода? - Это всё полезные ископаемые. Как вы думаете, почему они именно полезные? - Где находятся полезные ископаемые? - То есть какие они? - А что обычно прячут под землю или что находят под землей? | - О природных богатствах. - О полезных ископаемых. - Природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. - Минералы и горные породы. -Полезное ископаемое состоящее из одного вещества (кварц). - Полезное ископаемое состоящее из одного вещества (гранит). - Полезные – потому, что служат человеку, т.е. по его воле превращаются в строительный материал, топливо и разнообразные необходимые вещи. - Под землёй. - Подземные. - Клад. | Различать полезные ископаемые и их группы. | П: осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков. К: владеть диалогической формой речи. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный метод (беседа). | - Как выдумаете наша страна богата полезными ископаемыми? Почему? - Посмотрите на карту, условными знаками обозначены полезные ископаемые, много их? - Наша страна занимает первое место в мире по запасам полезных ископаемых. - Какие полезные ископаемые вы знаете? - Где используют полезные ископаемые и какие? - Можем ли мы разделить полезные ископаемые на группы по их использованию? - Из чего строят дома, школы, заводы? - Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка. - Какая может быть первая группа? - Какие полезные ископаемые мы туда отнесем? -Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. - Какой пример вы можете привести? - Это будет наша 3 группа полезных ископаемых, как она будет называться? Если все сплавы выплавляют из руды? - Предположим, что из рудных полезных ископаемых мы сделали самолет. Что там нужно, чтобы он полетел? - Из каких полезных ископаемых можно получить топливо? - При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. - Как вы думаете, как будет называться эта группа полезных ископаемых? Если эти полезные ископаемые сжигают. - Мы поделили все полезные ископаемые на 3 группы, назовите еще раз их. - Какие полезные ископаемые относятся к строительным? Давайте посмотрим на их условные знаки. - Какие полезные ископаемые относятся к рудным? Давайте посмотрим на их условные знаки. - Какие полезные ископаемые относятся к горючим? Давайте посмотрим на их условные знаки. | - В строительстве (песок, глина), как топливо (нефть, газ), как пищу (соль), в металлургии (руды, металлы), как удобрение (торф). - Да. - Песок, глина, известняк, мрамор, гранит. - Строительные. - Из железной руды - чугун, сталь, из медной – медь. - Рудные. - Топливо. - Нефть, газ, уголь. - Горючие. - Строительные, горючие, рудные. | Различать полезные ископаемые и их группы. | П: осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков. К:владеть диалогической формой речи. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный метод (беседа). Практический метод (упражнение). | - Давайте теперь определим их свойства и узнаем, почему их используют в той или иной области (почему они полезные). - Мы будет характеризовать полезные ископаемые по следующим плану: 1.Состояние. 2.Плотное или рыхлое. 2.Отношение к воде (легче или тяжелей воды, растворяется или нет). 3. Цвет запах. 3. Горючие или нет. 4. Способ добычи. 5.Значение и применение. -Мы будем рассматривать полезные ископаемые и определять его свойства, параллельно вы должны заполнять таблицу по свойствам. - Начнем с гранита. Посмотрите на него. Какое у него состояние? Плотное оно или рыхлое? - Почему он твердый? Потому что он состоит из разных минералов, в него входят полевой шпат (достаточно мягкий), кварц (дает твердость и прочность) и слюда (дает блеск). Тяжелей воды, не растворяется. Гореть не будет. -Все эти свойства нужны где? - Гранит используют для украшений зданий и сооружений памятников. Гранит залегает в основном глубоко в земле. Вначале в горной породе делается глубокое отверстие, а затем в него закладываются заряды, после чего подрываются. Далее среди отколотых глыб гранита собирают самые большие по размеру. - Заполняем таблицу. -Рассмотрим уголь. Какой он? - По отношению к воде какой уголь? - Какой цвет и есть ли запах? - Горит ли уголь? Давайте посмотрим видео и убедимся в этом. - Уголь применяют как топливо, лекарства, краски, пластмасса. Добывают уголь или в шахтах или в карьерах. - Заполняем таблицу. - Рассмотрим нефть. Какое состояние имеет? Маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Нефть легче воды, в воде почти не растворяется. - Чтобы узнать горит нефть или нет, давайте посмотрим видео. - Нефть залегает глубоко в земле. Нефть выкачивают из- под земли при помощи насосов и труб. Из нефти изготавливают бензин, керосин, дизельное топливо, из нее делают клей, краски, пластмассы. - Заполняем таблицу. -Рассмотрим газ. Газообразное состояние, бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняюсь. При горении выделяю много тепла. - Чтобы убедиться, что газ может гореть, давайте возьмем газовую зажигалку. - Газ используют в быту, на электростанциях, в котельных, на заводах. От месторождений газа проводят многокилометровые газопроводы, по которым он поступает в крупные города и села нашей страны. Его добывают из недр земли с помощью скважин. - Заполняем таблицу. - Рассмотрим железную руду. - Она твердая, плотная, тяжелей воды, в воде не растворяется, чёрного, бурого или красного цвета, имеет блеск, не горит. Притягивает металлические предметы. Имеет способность плавиться. Добывают в шахтах и карьерах. Из нее делают машины, рельсы, ножницы, вагоны. - Заполняем таблицу. - Рассмотрим бурый уголь. Какой он? - Его свойства похожи на обычный уголь. Тяжелее воды, в воде не растворяется. Имеет запах гари при горении. Используется для топлива. Добывают в шахтах или карьерах. -Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? - У кого другое мнение? | - Твердый, плотный. - В строительстве. - Твердый, но хрупкий так как его легко сломать. - Тяжелей воды, в воде не растворяется. - Черный цвет, запах болотно-серный. - Горит. - Жидкое…. - Твердый, но хрупкий, так как его легко сломать. Бурого цвета. Горючий. -Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно. | Различать полезные ископаемые и их группы. Объяснять свойства полезных ископаемых с позиции их использования. | П: осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков. К: слушать и понимать речь других. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |