Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте "Алфавит" (урок-праздник) 1 класс»
Тема: Алфавит ( урок-праздник)
Цели деятельности педагога: создать условия для совершенствования умения отгадывать загадки; развивать внимание, память, речевые умения; продолжить формирование навыка выразительного чтения стихотворений наизусть; воспитывать любознательность, интерес к чтению.
Планируемые результаты:
ЛичностныеУУД: устойчивая учебно-познавательной мотивация учения, интерес к чтению.
Регулятивные УУД: самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации различных субъектов образовательного процесса – одноклассников, учителя, партнера по общению.
Познавательные УУД: понимает значение речи в жизни каждого человека и общества.
Предметные УУД: различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст); читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения); озаглавливать прослушанный текст.
Ребята, вот мы и закончили изучать буквы русского алфавита. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в сказочную страну. Мы готовились к этому празднику. Рисовали любимые буквы, учили песни и стихи.
Вместе с нами будут путешествовать и наши друзья. Посмотрите на поезд. Это кто? Это наши помощники Миша и Маша, а вот кто ещё поедет с нами, вы догадайтесь сами.
Нас она научила читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны книги,
И к ней мы все привыкли.
Учитель: Кто же вместе с нами будет путешествовать?
Какая книга была рядом с нами всё это время и помогала нам в изучении букв?
Входит Азбука.
Вот и я, мои друзья!
Очень рада вам я!
Слышать добрые слова
Для меня награда!
Учитель. Уважаемая Азбука! Принимай парад войск от А до Я.
Азбука. Есть принимать парад!
А ну-ка, буквы, встаньте в ряд!
Я - командир, вы - мой отряд!
Гласные? (шаг вперёд, хором: "Здесь!")
Согласные? (шаг вперёд, хором: "Здесь!")
Буквы, которые не обозначают звуков? (шаг вперёд, хором: "Здесь!")
Учитель. Итак, все в сборе, а теперь мы продолжаем удивительное путешествие по сказочной стране слов, слогов, звуков. Чтобы путешествовать, вам нужно быть дружными, смелыми и умелыми, для преодоления всех преград и препятствий. Вы готовы отправиться в дальнюю дорогу?
Ребятам объявляется,
Что класс наш отправляется!
В нашем путешествии побываем:
- на станции «Алфавитово»,
- заглянем на «Сортировочную»,
- остановимся в городе «Слогов»,
- погуляем у моря Предложений,
- проедем по мосту Загадушке,
- посетим лесок Сказок,
- заглянем на станцию «Песенную»
- и вернёмся в наш светлый класс на станцию «Сюрпризов». Наши гости отправляются с нами, они будут незримыми помощниками.
1 станция "Алфавитово".
Учитель. Мы с вами у ворот города Алфавита. Для того чтобы нас пустили на эту станцию, нам с вами нужно прочесть заклинание – алфавит. /Дети хором поют песню «Русский алфавит» и читают буквы по учебнику на с. 127. )
Ученик 1.
Тридцать три сестрички,
Ростом невелички,
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.
Ученик 2. А, Бе, Ве, Ге, Де, Е, Же -
Прикатили на еже.
Ученик 3. Зе, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О -
Дружно вылезли в окно.
Ученик 4. Пе, эР, эС, Те, У, эФ, Ха -
Оседлали петуха.
Ученик 5. Це, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я -
Все теперь мои друзья!
Ученик 6. Ё, Й, Ъ, Ь, Ы.
Пять сестренок опоздали -
Заигрались в прятки,
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Ученик 7. Познакомьтесь с ними, дети, -
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.
Ученик 8. Буквы, значки, как бойцы на парад
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё А Л Ф А В И Т.
Чтение по учебнику того, что такое алфавит.
Учитель спрашивает у учащихся.
- Сколько всего букв в алфавите? /33/
- Сколько букв гласных? /10/
- Сколько букв согласных? /21/
- Отгадайте, о чём это стихотворение?
Учитель: Он бывает тихим, громким,
А ещё глухим и звонким.
Рот ему, как дом родной,
Из него летит волной.
Любит с эхом подразниться,
В барабане схорониться,
Если где услышишь стук,
Значит, к нам добрался…. (звук)
- Какие бывают звуки?
- Покажите, какими значками они обозначаются?
- Какие буквы гласных обозначают 2 звука, когда?
- Какие бывают согласные звуки?
- Покажите, как мы обозначаем глухие звуки? Звонкие?
- При помощи чего обозначаем мягкость согласных звуков?
- Сколько букв, не обозначающих звуков? /2/
Учитель: Ну вот, взяв с собою все буквы, мы отправляемся дальше.
2 станция "Сортировочная"
- Кто знает, что такое сортировочная станция?
Учитель:
Алфавит – необычный дом,
Поселились буквы в нём.
Хоть у букв от А до Я
И квартира есть своя,
Не сидится им на месте,
Любят быть повсюду вместе.
Встанут рядом: раз, два, три,
Выйдет слово – посмотри!
(Работа в парах (каждая парта получает конверт с буквами и схемами)
Учитель. Каждой паре надо составить, как можно быстрее, из букв слово и схему слова на парте.
Слово: алфавит
3 станция город "Слогов"
Учитель. На какие части делится слово?
- Как узнать, количество слогов в слове?
Игра «Молчанка»
- Я показываю картинки, а вы показываете пальчиками количество слогов в слове. (…)
4. Море Предложений.
Учитель. Давайте поиграем в игру «Узнай слово»
- Но сначала, вспомните, что обозначают слова? (предметы, действия, признаки)
У ребят на партах лежат конверты со значками, обозначающими слова
- Покажите соответствующую карточку, если услышите слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, слова помощники.
Задание: Составьте схему к предложению: ( прочитать.)
Мы изучили русский алфавит.
5.Физкультминутка.
Танцуют под песню «Алфавит» Р. Паулса
6. А сейчас проедем по мосту «Загадушке»
(По ходу отгадывания загадок, выставляются угаданные буквы)
Айболиту все сперва Говорили букву ...
Ответ: Буква А
Я, очки на нОс надев, Стану сразу буквой ...
Ответ: Буква Ф
С этой буквой вместе я Нотою бываю, И ее мои друзья Часто напевают.
Ответ: Буква Л
"А"
В море плавала акула
Ела все, что в нем тонуло.
К нам акула приплыла –
Превратилась в букву… (А)
Буква рыбкой стать мечтает, На ветвях зимой сверкает, Вьется стайкой над костром И лежит на дне речном. (И)
Она на антенну похожа И на зонт как будто тоже. (Т)
Волку, волчонку и волчице Немножко нужно подучиться. Они совсем не знают, вот беда! С какой же буквы начались их имена? (В)
- Какое слово можно составить из букв на доске? (Алфавит)
Один ученик составляет слово на доске.
7. Станция лесок Сказок.
Учитель: Следующая остановка в лесу Сказок.
Сказки просят: а сейчас
Вы, друзья, узнайте нас!
Игра «Узнайте сказку». (Дети читают напечатанные тексты)
1. А дорога далека,
А корзинка нелегка.
Сесть бы, сесть бы на пенек,
Съесть бы, съесть бы пирожок. (Русская народная сказка "Машенька и Медведь")
2. Нет ни речки, ни пруда -
Где воды напиться?
Очень вкусная вода -
В ямке от копытца! (Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка")
3. Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке. (Русская народная сказка "Колобок")
4. Отворили дверь козлята
И... пропали все куда-то! (Русская народная сказка "Волк и семеро козлят")
5. Появилась я в чашечке цветка,
А была чуть побольше ноготка. (Сказка «Дюймовочка» Андерсен)
6. Вот она какая,
Большая-пребольшая.
Вытащить её решили.
Вшестером одну тащили.
Но уселась крепко.
Кто же это? (Русская народная сказка «Репка»)
7. По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра!
Вымолвил словечко-
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что не знаю,
Повезло лентяю. (Русская народная сказка «По щучьему веленью»)
8. Станция - ПЕСЕННАЯ
Тем временем мы прибыли на новую станцию - ПЕСЕННУЮ. Наши ребята для радости и удовольствия исполнят веселые частушки.
1. Мы – весёлые ребята,
В первом классе учимся.
Пропоём мы вам частушки,
Может, что получится!
2. Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид.
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
3. Раньше мамы нам читали
Про зайчат и про лису.
А теперь читаем сами
Про любовь и про луну.
4. Разбудите меня ночью,
В самой серединочке.
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
5. С азбукой кто не в ладу –
С тем я дружбу не веду!
У меня характер крут:
Уважаю с детства труд!
6. «Сотню» слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом проглочу!
7. Ну, а прописи у нас –
Просто загляденье!
Мы рисуем там зверят
И пишем предложения.
8. Мы простимся с азбукой
И рукой помашем.
И «спасибо!» десять раз
Дружно хором скажем!
9. Не печалься, Азбука!
Лучше нету книжки.
Передам тебя теперь я
Младшему братишке!
10. Мы пропели вам частушки,
Как сумели, от души!
Хороши наши частушки!
И мы тоже хороши!
10. Станция "Сюрпризово"
Учитель. Вот и заканчивается наше путешествие по сказочной, необыкновенной стране. Мы прибыли на конечную станцию «Сюрпризов».
Учитель. А вот к нам в гости еще один герой!
Доктор Айболит.
Я доктор, книжкин друг, лечу не зверят, а книжки.
Да-да, не удивляйтесь, книжки! Они тоже, увы, болеют. Правда, они не чихают, не кашляют, не стонут, не жалуются. Но они страдают. Начинают бледнеть, сохнуть, рассыпаться на листочки. Я подклеиваю ее, расправляю странички, делаю новый переплет.
Королева Книга прислала вам напутствие (памятка выдаётся каждому)
Бери книгу только чистыми руками.
Оберни книгу, вложи в нее закладку.
Не перегибай книгу при чтении.
Не загибай страницы.
Не делай в книге пометок.
Если книга порвалась, подклей ее.
- Я думаю, что если вы будете беречь книги, много читать, то они станут вашими лучшими друзьями. Успехов вам!
Азбука.
- Я вижу, что вы чудесно справились со всеми заданиями, преодолели все преграды, проявили любознательность, научились не только хорошо читать, но и дружить, быть наблюдательными, добрыми, заботливыми!
Учитель:
Смех и слёзы,
Радость и печаль,
С Азбукой довелось нам испытать,
Но стараний наших Вам не должно быть жаль,
Книги можете Вы теперь читать.
- А помогла нам в этом ваша первая самостоятельно прочитанная книга.
Это – Азбука. Давайте скажем ей «Спасибо!»
Ученик 1.
Мы прочтём любые книги,
Разберёмся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те же, что и в АЗБУКЕ!
Ученик 2.
Азбуку прочли до корки,
Нам по чтению пятёрки!
Позади нелёгкий труд медленного чтения.
Нам сегодня выдают УДОСТОВЕРЕНИЯ!
Ученик 3.
В том, что АЗБУКУ прочли!
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки.
Учитель: Азбука тоже приготовила вам подарки- удостоверения. ( Азбука прощается и уходит)
Вот и Азбуку прошли…
Ученик 4. Учебник закрывается,
Пора с ним распроститься.
Он верным другом был для нас.
Прощаясь с ним, грустит наш класс.
Но долго нам грустить нельзя,
Другие книги ждут, друзья!
Учитель. Спасибо Азбуке! А наше путешествие с Мишей и Машей продолжается. Здравствуйте, новые книги! Это Литературное чтение и Русский язык.
Подведение итога:
Рефлексия.
Возьмите «Круг настроений»
«Зелёный» (я молодец, мне интересно); «жёлтый» ( мне интересно, но я не очень уверенно себя чувствую); «красный» (мне было не интересно, я устал)
А закончим праздник чтением стихотворения В. Берестова «Читалочка» на с.126 учебника.