III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | На доске портреты писателей: А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, К. Чуковского, В. Бианки. - Что можете сказать? - Чтобы узнать фамилию нового автора, надо соотнести портрет с карточкой, на которой записана фамилия. - Как зовут нашего нового знакомого? - Значит тема урока… - Для чего мы с вами знакомимся с новым автором? – Сегодня познакомимся с писателем В. В. Бианки и его рассказами. - А вот как называется рассказ, вы сейчас должны будете угадать, для этого надо прочитать слова и соединить первые буквы слов ПАВЛИН, ЕНОТ, РАК, ВОЛК, АИСТ, ЯГУАР, ОРЕЛ, ХОМЯК, ОСЛИК, ТЕТЕРЕВ, АКУЛА - Рассказ называется «Первая охота» | Слушают учителя | Принимают учебную задачу | Фронтальный. Наблюдение учителя |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий 1. Жизнь и творчество В. В. Бианки | Фронтальный. Словесный, наглядный. Рассказ учителя | Рассказ о жизни и творчестве В. В. Бианки с опорой на портрет. Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге, в семье учёного-орнитолога. - Вспомните, кто такой орнитолог? В квартире, где жил Виталий Валентинович, был настоящий музей: многочисленные клетки с птицами, аквариум с рыбками, террариум с черепахами, ящерицами и змеями. Лето вся семья проводила в деревне. Папа учил Виталия узнавать птиц по виду, по голосу, учил разгадывать тайны зверей скрытые от человека. Интересные наблюдения писатель отразил в своих книгах. Родители передали сыну свою любовь к природе, которая стала главным героем его произведений. Свои рассказы писатель называл «сказки-несказки». Герои В.В. Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят человеческим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателю лучше понять жизнь природы. - Проверим, кто слушал внимательно. Кто является героями рассказов В. Бианки? | Слушают учителя, рассматривают портрет
| Внимательно слушают и воспринимают рассказ, проявляют интерес и задают вопросы | Фронтальный. Наблюдение учителя |
2. Работа с рассказом «Первая охота» (учебник, с. 98) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Чтение, беседа, пересказ | - И так, мы начинаем знакомство с рассказом «Первая охота». - Какие у вас предположения, о чем мы с вами будем читать? - Предлагаю вам просмотреть диафильм. А что такое диафильм, кто знает? - Понравился рассказ? - Кто является главными героями? Чтение детьми – Прочитайте «цепочкой» рассказ.
- Скажите, что делала ящерица в начале рассказа? (Грелась на солнышке) - Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост). - Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост оторвался и остался в зубах у щенка). – Можете ли вы объяснить это явление? Многие считают, что ящерице ничего не стоит сначала потерять свой хвост, а потом отрастить новый. На самом деле эти процедуры для нее болезненные. В большинстве случаев потеря хвоста - крайняя и вынужденная мера: именно в хвосте содержатся питательные вещества и витамины, поэтому, потеряв его, она старается найти и съесть, чтобы восстановить силы. Поэтому, ящерица без хвоста должна вызывать скорее сочувствие, чем любопытство и смех. И хотя у мелких ящерок хвост в большинстве случаев отрастает через месяц, у крупных представителей период восстановления занимает год. – Прочитайте рассказ еще раз самостоятельно. – Почему автор назвал свой рассказ «Первая охота»? Придумайте свое название. («Неудачная охота», «Щенок и ящерка». Выставка книг. | Читают рассказ. Отвечают на вопросы. Пересказывают | Осмысленно читают рассказ, соблюдая интонацию и знаки препинания. Размышляют над проблемным вопросом. Определяют основную | Фронтальный, индивидуальный. Чтение, устные ответы |