Урок обучения грамоте
Учитель: Белоброва С.А.
Урок 6. Тема: «Попугай». Текст. Живые и неживые предметы
Задачи урока:
Формировать
• представления:
— пробел между словами, знак переноса, отступ перед первым предложением текста — важные
средства оформления письменной речи;
— предложение выражает законченную мысль.
Закреплять
• представления:
— модели единиц русского языка напоминают об особенностях текста, предложения, слова-на-
звания предмета;
— слова-названия предметов — названия живых существ и неживых предметов;
— модель предложения фиксирует высказывание, воспринятое в устной речи;
— заглавная буква (прописная, большая) в начале и точка в конце предложения — важные сред-
ства письменного оформления предложения;
• умения:
— определять/прогнозировать содержание текста на основе рисунка(ов) к нему;
— работать с наборным полотном при слушании текста;
— выявлять разницу в длительности паузы между словами в предложении и между предложениями;
— различать слово и предложение;
Ход урока
Орг. Момент. Проверка готовности к уроку
Настрой на работу:
Мы…(дети хором) дружные
Мы…умелые
Мы …стартельные
Мы…отлично учимся!
Всё у нас получится!
Цели урока
Дети, откройте Азбуку на с. 9, какими моделями иы будем пользоваться?
Дети отмечают, что сегодня на странице нет новых моделей. На ней представлены модели, по кото-
рым ясно, какие знания повторяются: о тексте, предложении и слове.
У. Цели урока можно сформулировать так: повторить и закрепить открытые нами знания (о чем?).
II. У. Сейчас я прочту текст «Доброе дело», который мы читали вчера.
Выполните такое задание: слушая предложения, найдите в них слова-названия предметов, которые отвечают на вопрос «кто это?».
Каждый ряд будет работать со своим предложением.
Первый ряд найдет слова-названия предметов в первом предложении, второй ряд — во втором, третий ряд — в третьем предложении.
Записи на доске будут напоминать вам о задании.
Р : 1. . 2. . 3. .
Достаньте К и наборное полотно. Каждый из вас поставит на него столько моделей слов-названий
предметов, которые отвечают на вопрос «кто это?», сколько нашел в предложении.
Затем вы будете работать в парах. Обсудите результаты выполнения задания. Те, кто достигнет обще-
го мнения, как всегда, вместе поднимут руки.
Замечательно. Поднимите ваши наборные полотна. Посмотрим, как вы справились с заданием.
-какие конкретные слова-названия предметов из предложений дети обозначили моделями:
1-й ряд — Дима; 2-й ряд — скворцы; 3-й ряд — птенцы.
(Физминутка.)
III. У. Сейчас мы с вами уточним, какие еще слова нашей речи включаются в русском языке в группу
слов-названий предметов. Для этого вы в группах поработаете внизу с. 9 с рисунками, под которыми
даны модели слов-названий предметов. Задайте друг другу возникшие у вас вопросы, выскажите свои
мнения. Те, кто достигнет общего мнения, вместе поднимут руки.
(дети скажут, что изображенные на рисунках
блюдце, чашка и чайник — это предметы, поэтому они обозначаются моделями слов-названий предме-
тов. И одно слово (общее), которым можно назвать эти предметы, — посуда — тоже слово-название
предмета.
все слова, которыми мы называем вещи и разные неживые предметы, — это слова-названия предметов.
(Физминутка.)
IV. У. Закройте «Азбуку». Положите перед собой К и наборное полотно. Каждый из вас поставит на
него столько моделей предложений, сколько найдет в тексте, который я сейчас прочитаю.
читаю текст «Попугай».
IV.1. У. Поменяйтесь с соседом по парте наборными полотнами. Посмотрите, как вы справились
с заданием. Проверьте правильность работы с помощью модели текста рядом с рисунком на с. 9. Ис-
правьте друг у друга ошибки. Посмотрите, не было ли у вас одинаковых ошибок. Какие ошибки у вас
были? Расскажите, что вы поняли, помогая друг другу исправлять ошибки.
IV.2. У. Я прочитаю первое предложение текста еще раз, а вы на слух поищите в нем слова-назва-
ния предметов. На свое наборное полотно каждый поставит столько моделей, сколько найдет слов-
названий предметов в предложении. На какой вопрос отвечают эти слова?
Д. Все слова отвечают на вопрос «кто это?», потому что обозначают живые предметы.
V. У. Сейчас мы еще поработаем с шаблонами печатных букв. Найдите в них полоски разной величины.
Возьмите самые длинные полоски. Посмотрите и выложите на парту другие полоски, количество которых
совпадает с количеством длинных. Сравните их по величине. Обсудим результаты ваших наблюдений.
Как вы думаете, для каких букв нужны самые длинные полоски? А для чего нужны те, которые впо-
ловину меньше?
VI. У. Посмотрим рисунок к тексту. Каким на нем изображен кот? Как вы думаете, почему художник
так изобразил его?
Вы высказали разные мнения, то есть мысли вслух. Сколько разных мыслей было высказано? По-
ставим на классное наборное полотно модели высказываний.
VII. У. Сейчас будет трудное задание. Подумайте, почему мало видеть только прописную букву
в первом слове и точку в конце, чтобы считать, что перед нами предложение.
Я немного помогу вам. Послушайте отрывок из стихотворения Эдуарда Успенского об одной истории в типографии, где печатали объявления в газете.
Наборщик в типографии «Нужна детсаду няня
Вдруг выронил набор — С телегою на склад».
Смешались в объявлениях «От нас ушел учитель
Слова и предложения, По кличке Мармелад».
И в этих где, когда, зачем «Назавтра ожидается
Произошел сыр-бор. Гроза за рубежом»
Что вас так развеселило? Можно ли сказать, что мы услышали предложения?
Как должны быть использованы и связаны в предложении слова?
Примерные ответы детей:
— Слова должны быть связаны по смыслу, тогда предложение будет выражать законченную мысль.
— Высказывание будет точным, если слова будут связаны по смыслу.
У. Конечно, вы сегодня хорошо повторили открытые нами за это время знания. Если родители будут
задавать вам вопросы о том, что вы знаете о нашей речи, что вы им расскажете?
VIII. Итог урока: что же мы сегодня повторили?
КТО ЭТО ?
ЧТО ЭТО ?