1. Работа с презентацией «Иван Андреевич Крылов» (слайд 1). 1) Слайд 2 – портрет И.А.Крылова. - Что можете сказать об этом человеке, глядя на портрет? Каким представляете? -В каком веке жил И.А. Крылов? ( В XIX веке) 2) Слайды 3, 4 – рассказ о баснописце (ученик рассказывает о Крылове с опорой на слайды) -Где жил и работал Иван Андреевич? 3) Слайд 5 -Чем прославился этот человек? (Он написал много басен). -Учитель: Басня – это жанр литературы. В конце изучения этого раздела вы сможете ответить на вопрос – почему БАСНЯ – отдельный жанр литературы? 4)Слайды 6 и 7 – памятник И.А.Крылову в Петербурге. -Где стоит памятник Ивану Андреевичу? (в Летнем саду в Санкт-Петербурге). 5) Слайд 8 - Кто сидит вокруг него? ( Герои басен, которые он написал) 6) Слайд 9 – Кто создал памятник И.А.Крылову? (скульптор Петр Карлович Клодт) Учитель: Читали ли вы басни Крылова? Если да - какие? (Карточки с названиями вывешиваю на доску). Выставляю книги Крылова на выставку. 2. Работа с текстом "Путешествия третьего" -Прочитаем текст на с. 88-89 и раскроем понятие басни в Рабочей тетради с.37, №1. Комментированное чтение текста учебника с.88-89. -В каком городе оказались путешественники? - Рассмотрите иллюстрацию и расскажите, какой они увидели Москву? -Почему путешественники отправились вслед за незнакомцем? - Поняли ли вы, что такое басня, из монолога писателя? 3. Работа в Рабочей тетради с.37,№1 Работа в паре. -Выберите необходимую информацию и сформулируйте понятие. Вставляют слова: короткий, чаще в стихах, животные, мораль, скрыта, иносказательный. Басня – это короткий, занимательный рассказ в стихах или в прозе, где мало описаний и много диалогов, а герои басен – это животные. У басен простой сюжет, иносказание, мораль. Цель басни – высмеивание человеческих пороков, недостатков. ( Проверка проходит с места. Ученики читают текст задания, вставляют по очереди слова.) -На следующих уроках мы дополним определение басни. -Какие слова в определении непонятны? (На доске появляются карточки – МОРАЛЬ, ИНОСКАЗАНИЕ. -Найдите значение слова "мораль" в толковом словаре Ожегова - учащиеся на 1-ом и 3-ем ряду, а слова "иносказание"- на 2-ом ряду. (Дети ищут и зачитывают вслух) МОРАЛЬ - 1. Нравственные нормы поведения, отношения с людьми, а также сама нравственность. 2.Логический, поучительный вывод из чего-нибудь. 3. Нравоучение, наставление (разг.) ИНОСКАЗАНИЕ - Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория. -Как доказать, что литература начала XIX века сохраняет нравоучительный смысл? (прочитать басни и провести её анализ) 4. Работа с басней «Слон и Моська» во время чтения. 1)Работа с названием басни. -А сейчас поработаем с басней. Сегодня мы знакомимся только с одной басней И.А.Крылова. Она называется «Слон и Моська». - Какое животное слон? (крупное, мощное, сильное, спокойное, добродушное) -Кто скрывается за словом Моська – человек или животное? -Какое это животное? (собака) -Что отражается в кличке собаки? (маленькая, глупая, слабая, злая) -Какой вопрос по поводу названия этой басни вы бы задали автору? Попробуйте порассуждать. 2)Актёрское чтение басни актёра театра Игоря Ильинского (аудиозапись) Учитель задаёт вопросы по первичному восприятию. -Интересно было слушать басню в исполнении актёра? -Какой вопрос автору вы бы задали по содержанию текста? 3) Самостоятельное чтение. -Есть ли непонятные слова? ( Зевака - тот, кто засматривается на кого-нибудь. Забияка - человек, который любит затевать драки, ссоры. Срамиться - стыдиться.) 4)Чтение басни вслух (первый раз читают 4 человека). 5)Анализ басни. -Кто герои басни? (В этой басне имеется два основных персонажа) -Где происходит действие? (Слон необычен для данной местности, поэтому в то время, когда его водят по улицам, собираются толпы желающих посмотреть на него.) -Какая история описывается? (По улице водят Слона, а Моська лает на него) 4) Работа в паре. Опишите каждого героя по плану. План простой и чёткий. (Учитель предлагает план) Выбирайте героя по желанию. ПЛАН. 1).Как выглядит? 2).Что делает? 3).Что говорит? (Проверка устных рассказов учащихся с места) В этой басне имеется два основных персонажа. Спокойный - это Слон. Он необычен для данной местности, поэтому в то время, когда его водят по улицам, собираются толпы желающих посмотреть на него. Активна собака Моська. Она всеми возможными способами пытается привлечь внимание Слона и окружающих. Для этого Моська лает, визжит и рвется вперед. Казалось бы, своей цели она не достигает, так как Слон совсем не обращает на нее внимания, а продолжает идти вперед. - Над кем из них смеётся баснописец? -Где особенно сильно звучит авторская ирония? Зачитайте эти строчки. (Эх, эх! - ей Моська отвечает,- Вот то-то мне и духу придает, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!") -В этой басне нет прямо сформулированного поучения (морали), но есть строчки, которые раскрывают скрытый смысл этого произведения. Отметьте эти слова карандашом и зачитайте. Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона! Эти строчки стали крылатым выражением. Такие выражения могут обладать чертами фразеологизма либо просто носить образный характер или же употребляться в переносном смысле. Они, как и пословицы, известны многим, часто и повсеместно употребляются, обладают особой выразительностью и точно передают мысль. С крылатыми выражениями из басен Крылова познакомимся на следующих уроках. 4). Работа в Рабочей тетради. - с.39, №7 Сформулируйте поучение. (Учащиеся пытаются сформулировать мораль басни в прозе или в стихотворной форме. Выбор наиболее точного поучения.) В этой басне нет отдельного абзаца, где был бы сделан вывод. Поэтому здесь нет однозначной морали. Когда Моська лаяла на Слона, она вовсе не слону хотела досадить. Она хотела продемонстрировать другим Собакам свою храбрость. Она добивалась таким манером уважения к себе. Как известно, в баснях звери олицетворяют людей. Трусливые, глупые люди словесно нападают на более сильных и умных, чтобы произвести впечатление на других людей. Умные и не обратят на них внимание. Отсюда и мораль: жалко и нелепо выглядят усилия маленькой собачки, пытающейся привлечь к себе внимание важного и великого зверя. Не надо пытаться привлечь к себе внимания таким способом. – И в реальной жизни можно встретиться с подобными Моськами. 6) Подготовка к выразительному чтению (вычитывание басни). Каждая строка читается, комментируется, ставится логическое ударение, обозначаются паузы. Выразительное чтение басни учащимися. -Хотели бы вы ещё прочитать басни Крылова? Почему? Учитель обращает внимание детей на книжную выставку с баснями И.А.Крылова. – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, высказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? |