Урок математики на тему "Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Путешествие по Крыму. "
Урок математики на тему "Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Путешествие по Крыму. "
Урок проводится в форме путешествия. Цели урока: познакомить с решением уравнений с неизвестным множителем, делимым, делителем; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи; закрепить знания о географическом положении Крыма, его поверхности, водоёмах, разнообразии растительного и животного мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок математики на тему "Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Путешествие по Крыму. "»
МАТЕМАТИКА 4-В класс Дата: 08.12.2021
Урок №53.
Тема.Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Путешествие по Крыму.
Цель: познакомить с решением уравнений с неизвестным множителем, делимым, делителем; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи; закрепить знания о географическом положении Крыма, его поверхности, водоёмах, разнообразии растительного и животного мира.
Задачи урока: учить решать уравнения, в которых неизвестны множитель, делимое или делитель, а произведение или частное представлено в виде выражения, решать задачи разных видов с помощью схематического рисунка и чертежа; актуализировать знания о родном крае; развивать устные и письменные вычислительные навыки, логическое мышление, память, математическую речь; воспитывать чувство коллективизма, умение работать в паре, интерес к изучению математики и родного края.
Планируемые результаты:
Предметные:знают о взаимосвязи между компонентами умножения и деления;умеют решать усложнённые уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя; умеют решать задачи.
Метапредметные УУД:регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности, планировать шаги по устранению пробелов; познавательные: устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; применять полученные знания в изменённых условиях; коммуникативные: слушать и понимать речь своих одноклассников, уметь работать в паре; учиться находить сообща выход из проблемных ситуаций.
Личностные: формирование положительной учебной мотивации, навыка самооценки; формирование математической компетентности; интерес к изучению родного края.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма проведения: урок-путешествие.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуаль-ная.
Оборудование: учебник, тетрадь; карточки с названиями компонентов действий умножения и деления, карточки для работы в парах, в группах, карточки для устного счёта; ноутбук, проектор, экран, презентация; цветные карандаши; индивидуальные наборы для оценивания (смайлики красного, зелёного и жёлтого цвета).
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие гостей. Эмоциональный настрой.
Мы приветствуем всех, кто время нашёл,
И на урок к нам сегодня пришёл!
- Ребята, повернитесь, пожалуйста, и поздоровайтесь с нашими гостями.
- Повернитесь и подарите мне свою улыбку.
- Теперь повернитесь друг к другу, улыбнитесь и передайте частичку своего хорошего настроения и пожелайте успеха своему товарищу.
- Тихонько садимся, и каждый скажет себе: «У меня на уроке всё получится!»
- Наш необычный урок математики мне бы хотелось начать с высказывания английского философа Роджера Бэкона: «Тот, кто не знает математики, не может узнать другие науки и не может познать мир». (Слайд 2)
- Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Ответы детей.)
- Действительно, математические знания просто необходимы нам в разных сферах нашей жизни и при изучении других наук.
II. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке мы продолжим познавать мир вокруг нас, поэтому скорее отправляемся в путешествие, в котором нам будут нужны все математические знания и умения. Как вы думаете, а легко ли путешествовать без карты?
- Конечно, в путешествие мы возьмём карту, на которой обозначены места, куда нам нужно попасть. У вас лежит на парте карта Крыма, значит, мы начинаем путешествие «По Крыму с математикой».
- Наше путешествие начинается в городе Бахчисарай. Но, чтобы отправиться дальше, нам нужно выполнить первое задание.
1. Минутка чистописания.
2014
- С каким важным событием в нашей истории ассоциируется это число? (Год присоединения Крыма к России.)
- Расскажите об этом числе.
- Использую цифры этого числа, составьте круглые четырёхзначные числа. Каждую цифру можно использовать только один раз.
(Самопроверка.)
- Какие числа у вас получились? (2140, 2410, 1240, 1420, 4120, 4210)
- Покажите смайлик, кто справился с этим заданием. Сделайте отметку на своей карте путешествия.
- Что вы знаете о расположении Крыма? (Ответы детей.) (Слайд 4)
- Мы с вами, тем временем, прибыли в город Симферополь. Что это за город? (Столица Крыма.) (Слайд 5.) (А ещё это самый солнечный город Крыма – за год здесь бывает самое большое количество ясных солнечных дней.)
- Какая река протекает в Симферополе? (Салгир) (Слайд 6.)
- Что вы знаете об этой реке? (Самая протяжённая река Крыма – 232 км, впадает в Азовское море, на ней построено Симферопольское водохранилище.)
- Воды реки Салгир принесли следующее задание, которое вам нужно выполнить в парах.
2. Игра «Сделай правильный выбор» (Работа в парах.)
( На партах карточки с названиями компонентов разных действий)
Слагаемое
Множитель
Вычитаемое
Делимое
Делитель
Сумма
Множитель
Уменьшаемое
Разность
Слагаемое
Частное
Произведение
- Среди данных названий выберите те, которые относятся к действию умножения и действию деления. Раскрасьте компоненты действия умножения зелёным цветом, а действия деления – красным. Работать будете парами. Пары готовы к работе?
- Приступайте к выполнению задания.
- Как называются числа при умножении? При делении? Проверьте себя по листу самоконтроля. (Слайд 7).
- Оцените работу своей пары. (Используются смайлики: зелёный цвет – всё правильно, жёлтый – были ошибки, красный – мы не справились).
- Выполнив это задание, мы добрались до Евпатории. (Слайд 8)
- Что вы знаете об этом городе? (Ответы детей.)
- Недалеко от Евпатории располагается самое большое по площади озеро. Как оно называется? (Сасык-Сиваш) Чем оно примечательно? (Слайд 9) (Самое большое по площади солёное озеро – 205 км2)
3. - На берегу этого озера нас ожидало следующее задание.
- Но выполнить его мы сможем, если вспомним правила.
- Как связаны между собой числа при умножении, при делении? (Слайд 10)
1) Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.
2) Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.
3) Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.
4. Устный счёт.
Чтобы быстро нам считать,
Надо ум тренировать.
В математике любая работа
Не обходится без устного счёта.
- Используя данные правила, заполните таблицы:
а
13
21
12
в
7
4
3
а в
91
84
36
m
96
60
80
n
4
20
16
m:n
24
3
5
(Взаимопроверка.)
- Обменяйтесь карточками с соседом по парте. Выполните взаимопроверку. Проверьте правильность выполнения задания по листу контроля (слайд 12). Оцените работу своего товарища.
- Что нужно делать тем, кто допустил ошибки или не смог справится с этим заданием?
- Молодцы! Можно отправляться дальше. В путь!
- Дальше мы движемся к городу Белогорску, пересекая Центрально-Крымскую равнину. К какой природной зоне относится эта равнина? (Зона степи.)
- Какие здесь обитают животные? (Ответы детей.)
- Один из обитателей этой природной зоны – тушканчик – принёс нас следующее задание.
- Объясните решение уравнений. (У доски - Катя, Маша Бл., Глеб)
60 · х = 240 х : 7 = 90 6400 : х = 8
- Покажите смайлик, кто понял и знает, как решать такие уравнения.
III. Самоопределение к деятельности.
- Молодцы! Делаем отметку о выполнении этого задания и быстро отправляемся в город Керчь.
- Чем знаменит этот город? (Ответы детей.) (Слайд 14)
- В Керчи есть знаменитая Митридатская лестница, состоящая из 423 ступеней. Поднявшись по этой лестнице, на вершину горы Митридат мы увидим вдалеке самый длинный в России - Крымский мост, длина которого 19 км. (Слайд 15)
- Пока мы любовались Крымским мостом, у нас появилось новое задание с уравнениями. (Стр.80)
- Посмотрите внимательно на эти уравнения. Сможем ли мы решить их так же быстро, как предыдущие? Почему? Какие это уравнения? (Усложнённые.)
- Какую цель перед собой поставим? (Научиться решать усложнённые уравнения на нахождение неизвестных множителя, делимого, делителя.)
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Работа по учебнику (стр.80)
- Что общее в этих уравнениях? (Это усложнённые уравнения.)
- Можно ли сразу перейти к нахождению неизвестного компонента? (Нет, надо сначала упростить уравнение.)
- Что неизвестно в 1-м уравнении? Как найти неизвестный множитель?
- Какой компонент неизвестен во 2-м уравнении? Как нашли неизвестное делимое?
- Что находили в 3-м уравнении? Как это сделали?
- Давайте составим алгоритм решения усложнённых уравнений (Работа в группах)
Задание в конверте. (Слайд 17)
упростить уравнение, решив числовое выражение справа;
определить, какой компонент неизвестен, и вспомнить правило его нахождения;
решить уравнение, найти значение Х;
сделать проверку.
- Следуя этому алгоритму, нам нужно решить уравнения №357. (3 ученика работают у доски – Даниил, Эльмира, Амина)
- Покажите с помощью смайлика, понятно ли вам, как нужно решать усложнённые уравнения.
- Сделайте отметку в карте путешествий, и можно снова отправляться в путь.
- Впереди у нас физкультминутка.
Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Прыжки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Прыжки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем. (Шаги на месте.)
V. Первичная проверка понимания.
- Пешком, конечно, мы не пойдём домой, а поедем на автобусе.
- Выехали мы из города Керчь в Феодосию, а навстречу нам из Феодосии выехал другой автобус. До встречи наш автобус проехал 58 км, а другой автобус – на 16 км меньше. Какое было расстояние между городами Керчь и Феодосия?
- Что я вам сейчас прочитала?
- Как вы узнали, что это задача?
- Сделайте по задаче чертёж и узнайте расстояние между городами.
- Мы решили задачу и добрались до города Феодосия. (Слайд 19)
- Вблизи от этого города перед нами начинают подниматься препятствия. Что это? (Это Крымские горы.)
- Как называются части Крымских гор?
- Надеюсь, что следующее задание не станет для вас препятствием.
- Выполните самостоятельно задание под чертой.
(Самопроверка.)
- Проверьте правильность выполнения по листу самоконтроля. (Слайд 20)
Ответы: 30344 см = 303 м 44 см
49200 г = 49 кг 200 г
- Оцените свою работу, используя смайлики. Заполните маршрутный лист.
VI. Первичное закрепление.
- Чтобы вернуться домой, нам предстоит выполнить ещё одно задание, которое поможет узнать, достигли мы цели, поставленной в начале путешествия. Какая была поставлена цель?
- Проверим и оценим наши достижения. Выполним разноуровневые задания.
- У вас есть карточки зелёного и розового цвета. Они разные по степени сложности: задание на листах зелёного цвета базового уровня (более простые), а задания на листах розового цвета повышенной сложности. Подумайте и выберите одно из заданий.
Карточки зелёного цвета – базовый уровень.
100 х = 6800
Карточки розового цвета – задание повышенной сложности.
100 000 : х = 480 + 520
- Проверьте правильность выполнения задания с помощью листа самоконтроля. (Слайд 22)
- Какой вывод вы сделали?
- Вот мы и дома. Пришло время записать домашнее задание.
VII. Домашнее задание
Стр.80, №361 – решить примеры по действиям и столбиком.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Как найти неизвестный множитель? - Как найти неизвестный делитель?
- Как найти неизвестное делимое?
- Оцените свою работу на уроке. Закончите одно из предложений: (слайд 23)
Я узнал…
Я научился…
Было трудно, но я смог…
решить уравнение, найти значение Х
сделать проверку
определить, какой компонент неизвестен,
и вспомнить правило его нахождения
упростить уравнение, решив числовое выражение справа
решить уравнение, найти значение Х
сделать проверку
определить, какой компонент неизвестен,
и вспомнить правило его нахождения
упростить уравнение, решив числовое выражение справа
решить уравнение, найти значение Х
сделать проверку
определить, какой компонент неизвестен,
и вспомнить правило его нахождения
упростить уравнение, решив числовое выражение справа