Конспект открытого урока окружающего мира в 1 классе
Тема: Весна: пробуждение природы.
Цели:
Развивать речевую активность детей
Учить сотрудничать, приобретать социальные качества личности
Воспитывать творческую личность ребенка
Образовательные задачи урока:
Дать представление об изменениях в жизни растений и животных весной.
Показать связь этих изменений с неживой природой.
Учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения.
Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа.
Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы.
Развивать коммуникативные навыки через работу в группах, самооценку деятельности.
Оборудование: мультимедиа проектор, плакат «Солнце (без лучей) и зеленый луг, карточки с заданиями, репродукции картин русских художников из серии «Времена года»
Ход урока:
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Урок-мастерская. Я - мастер, а вы - ученики.
Индукция
Ученик:
Клёнам, липам и дубочкам
Новые дарю листочки,
Милых пташек приглашаю
Возвратиться с юга
И на север провожаю
Зимушку – подругу! /весна/
Сегодня мы отправимся в гости к весне, узнаем некоторые ее тайны.
Закройте глазки. Послушайте музыку А. Вивальди.
Что вы представили, когда слушали эту музыку? Композиторы по- особенному воспринимают окружающий мир. Как композитору Вивальди удалось передать весеннее настроение?
А вот художники по-своему передают свои чувства и восприятие.
Посмотрите на репродукции картин. Какое время года изображено на картине? А как вы поняли, что это весна? С помощью чего художнику удалось изобразить весну?
Поэты - тоже творческие люди, они с помощью рифмы передают свои ощущения.
Ученик рассказывает стихотворение
Снег теперь уже не тот,-
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
Актуализация знаний
По каким признакам люди узнают весну? Слайд №1
Назовите весенние месяцы. Слайд №2,3,4
Учитель: Март назван в честь бога войны Марса, апрель называют даровитым месяцем или снегогоном, а месяц май назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай.
К нам на урок заглянуло солнышко (без лучей). Что бы вам хотелось добавить, чтоб оно ярче засияло. (Лучи)
Вот мы сейчас и будем мастерить наше солнышко.
- Организуем наше исследование по группам
Социоконструкция внутригрупповая
Задание № 1
1 группа
Стало холоднее.
Образовались проталины.
День становится короче.
Река замерзает.
Стало теплее.
Земля покрылась снегом.
День становится длиннее.
Лёд на реке тает.
2 группа
Заяц надевает белую шубку.
Появляются насекомые.
Птицы улетают на юг.
Звери выводят детёнышей.
Птицы вьют гнёзда.
Птицы прилетают с юга.
Звери ложатся в спячку.
Исчезают насекомые.
3 группа
На деревьях набухают почки.
Расцветают подснежники.
Листья распускаются.
Желтеет и засыхает трава.
Листья опадают.
Цветёт черёмуха.
Созрели яблоки.
На полосках бумаги предложения: на лучик наклейте только те предложения, которые относятся к весне.
Социализация межгрупповая
Один человек от группы озвучивает и прикрепляет луч к солнцу.
Какое изменение в природе главное? (тепло, солнце)
Учитель:
Все события весны наступают в определенном порядке. Восстановите истинную последовательность событий.
Задание № 2
На луче наклеен тест.
Лёд на реке сходит.
Стало теплее.
Птицы прилетают с юга.
Снег тает.
Пронумеровать предложения.
Социализация внутригрупповая
Самопроверка. Слайд №5. Если есть ошибка, группа показывает карточку с восклицательным знаком.
Слайд №6
Физминутка
Утром бабочка проснулась
Потянулась. Улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
Теперь наше солнышко засияло ярче, и мы обобщим наши наблюдения.
Социоконструкция
Сейчас мы поиграем в Игру «Редактор»
Слайд № 7. Словарная работа: корреспондент, редактор. Выяснить значение этих слов.
Юные корреспонденты принесли редактору заметку в журнал «Юный натуралист». А так как они юные, то наделали ошибок. Ваша группа – редколлегия. Отредактируйте текст.
Задание № 3
Весна приходит к нам после осени. Весенние месяцы – это: март, апрель, июнь. Весной ярче светит солнце. Продолжительность дня увеличивается. Становится тепло. Тает снег. На деревьях набухают почки. Листья опадают. Появляется много насекомых. Птицы возвращаются из тёплых стран. Звери ложатся в спячку. У них появляется потомство. Расцветают первоцветы: подснежники, ландыши, тюльпаны.
Социализация межгрупповая
Озвучивает каждая группа.
Рефлексия
Что на уроке показалось особенно сложным?
У каждого из вас два цветочка. Если вы узнали что-то новое, приклейте на лужок желтый цветок. Если у вас радостное настроение, приклейте красный. Посмотрите, какой красивый получился лужок.
Итог
Закончить урок я хочу словами М. Пришвина. Слайд № 8
Всё прекрасное на земле - от солнца, и всё хорошее - от человека.