kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-мастерская литературного чтения. В.В.Голявкин. Знакомство с творчеством. Рассказ «В шкафу»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-мастерская  литературного чтения. В.В.Голявкин. Знакомство с творчеством. Рассказ «В шкафу»

Цель урока : расширить представления о творчестве В. В. Голявкина, знакомство с рассказом «В шкафу»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-мастерская литературного чтения. В.В.Голявкин. Знакомство с творчеством. Рассказ «В шкафу»»

Краснодарский край, станица Старовеличковская, Калининский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средней общеобразовательной школы № 5


Урок-мастерская литературного чтения. В.В.Голявкин. Знакомство с творчеством. Рассказ «В шкафу»

Цель : расширить представления о творчестве В. В. Голявкина, знакомство с рассказом «В шкафу»

Планируемые результаты: предметные: совершенствовать речевые умения, навыка плавного, осознанного чтения; развивать положительные мотивы в учебно-познавательной деятельности, творческой инициативы и активности; развивать навык работы с книгой, умение находить нужный материал в книге; знакомить обучающихся с произведениями нравственной направленности, умения прогнози­ровать содержание произведения, , воспринимать на слух художественное произведение,

метапредметные: Регулятивные — фор­мулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учи­телем деятельности по изучению темы урока, оценивание сво­ей работы на уроке

Коммуникативные — ответы на вопросы на основе художест­венного текста , осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных дейст­виях); 

Личностные:учиться выражать свое отношение к герою и его поступкам; воспитывать чувства ответственности за свои поступки.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, иллюстрации к произведениям, карточки с заданиями, литературные тексты.


1. «Индукция» ( Мотивация к учебной деятельности)


У: Я скажу слова"Доброе утро ..." и назову кого то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.


- Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!"


- Доброе утро всем мальчикам!...


- Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!...


- Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! ...


- Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...


- Каким должно быть настроение, чтобы урок получился интересным и продуктивным?


Д. – Настроение должно быть хорошим, деловым.


У. – Я желаю вам до конца урока сохранить хорошее деловое настроение.


2.Самоконструкция

2.1Актуализация и пробное учебное действие:

У:-Сегодня у нас не просто урок , а мастерская «Автор и его герои». Мастерская построения знаний.

У: -Кто знает, что такое мастерская? Какие бывают мастерские?

(Высказывают свои предположения о том, что такое мастерская - какие бывают.)

У: Нас сегодня всех объединит творчество одного детского писателя. Мы займемся поисковой, исследовательской, творческой деятельностью. Кто же наш автор, кто герои??? На эти вопросы мы постараемся найти ответы. Надеюсь, работать нам будет интересно.

2.2Деление на группы

2.3 Речевая разминка

У:Каждой группе нужно прочитать предложенное стихотворение весело и задорно.



1 группа

2 группа

3 группа

Вот папа даёт!

Нашёл я папин школьный
Потрёпанный дневник:
С таблицею футбольной,
С певицею гастрольной,
Страницею с контрольной,
Где жирный кол возник.
И я ходил довольный –
Дневник такой приКОЛьный!


Только в школу расходилась Только в школу расходилась,
Да за партой рассиделась,
Да в тетрадке расписалась,
Да на доску разгляделась,
В переменку расшумелась,
Всех подруг расслушалась —
Вдруг
Каникулы…
Зачем-то
На меня обрушились!

На контрольной 


Не решается задачка -
хоть убей! 
Думай, думай, голова
поскорей! 
Думай, думай, голова, 
дам тебе конфетку, 
В день рожденья подарю
Новую беретку. 
Думай, думай -
в кои веки прошу! 
С мылом вымою тебя! 
Расчешу! 
Мы ж с тобою
Не чужие друг дружке. 
Выручай! 






У:-Что общего в этих стихотворениях? (стихи юмористические, веселые , о школе, герои-дети)

У:Наш автор тоже писал юмористические произведения, герои – тоже дети, истории для рассказов чаще всего взяты из своих детских воспоминаний.

-Есть предположения, о ком пойдет речь? (Высказывания детей)



3.Социоконструкция (работа учащихся в группах по построению определенных ранее элементов.)

3.1Работа с карточкой №1.»Найди пару. Продолжение фразы»



Как я

Под дождем

Тетради

На самолете летали

Никакой горчицы

Под партой сидел

Как мы

Писал стихи

Как я

Я не ел

-Что вы получили? Чем являются эти фразы? Какие произведения вам знакомы?

Кто автор этих произведения?

-ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ ГОЛЯВКИН.

(Портрет писателя. Приложение №1)

У: Сегодня в мастерской «Автор и его герои», мы будем работать с творчеством В.В.Голявкина и его героями произведений.

(Выставка книг автора)

4. Социализация – (Групповая работа обеспечивает интеграцию идей)

4.1.Исследование творчества В.В.Голявкина



У: В.В.Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Предлагаю поработать с листом урока. Необходимо заполнить схему. Сведения для таблицы возьмете из исследования жизни и творчества автора.

Исследование творчества В.В.Голявкина

Родился 31 августа 1929 года в Баку. Отец Владимир Сергеевич работал преподавателем музыки, поэтому в доме всегда звучало фортепиано. и сыновей (у Виктора было два младших брата) учили музыке. Но однажды Виктор нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к ним музицировать. Тогда отец подарил сыну книгу о живописи и художниках.

Родители очень хотели, чтобы сын стал музыкантом, но музыка давалась крайне тяжело. Виктор Владимирович мечтал о живописи. Окончил художественное училище и Академию художеств по специальности театрально- декорационной живописи.

Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года - в журнале "Костер" был напечатан рассказ "Как решался сложный вопрос".

Виктор Голявкин - признанный мастер короткого юмористического рассказа. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо.




У: Что интересного узнали о творчестве Голявкина? Как ответили на вопросы листа урока?



Лист урока

Виктор Владимирович Голявкин

Что пишет автор?


О чем и о ком его произведения?



Какие это произведения? Короткие или длинные?



Главные герои книг?



Первая литературная публикация




4.2 Коллективная проверка заполнения листа урока

5.Афиширование

У:-Сегодня нас ждет встреча с рассказом «В шкафу».

У: Назовите несколько предложений, которые помогли бы нам представить содержание данного рассказа.

( Ответы учащихся)

5.1Чтение учителем начала рассказа до слов «Душно в шкафу и темно, как ночью. Мне стало страшно, я стал…»

6.Деконструкция

У:-Предположите, что произошло дальше»

- А что было дальше? Интересно узнать?

У: А теперь узнаем о чем написал автор. Самостоятельное чтение продолжения рассказа до слов «— Ну, выходи, — сказал директор. — И объясни нам, что это значит.»

7.Разрыв

-Как, по-вашему, закончилась история? Подберите слова, которые нам помогают представить душевное состояние героя рассказа?

- Дочитайте текст автора рассказа. Чем закончилась история?
Проверка первичного восприятия текста.

  1. Почему мальчик оказался в шкафу?

  2. Какое настроение было у мальчика в начале рассказа? Подтвердите свой ответ словами из текста.

  3. Как мальчик оказался на свободе?

  4. Какое настроение стало у мальчика в конце рассказа? Почему? Подтвердите свой ответ словами из текста.

-Что же хотел нам сказать автор своим рассказом?


Вывод учащихся: Школа не для баловства, а для того чтобы получать знания.

8.Афиширование

У- А теперь в группе подготовьте и задайте вопросы по тексту вы –мне.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ:

Чем бы у вас закончился этот случай?

Наказали бы Вы этого мальчика?

А родителей вызвали?

Были ли в Вашей практике работы интересные случаи?

У:-Продолжаем работать в группах.

Голявкин писал также совсем короткие рассказы. Вот с ними мы и продолжим работать. Необходимо придумать продолжение рассказа по его началу

8.1 Работа с текстами

1.Виктор Голявкин. Новая рубашка

Хотя на дворе мороз и снег, я расстегнул пальто на все пуговицы и заложил за спину руки.

Пусть все видят мою рубашку, которую мне сегодня купили!

Я ходил по двору взад-вперёд, поглядывая на окна.

Шёл с работы мой старший брат……


2. Виктор Голявкин. Все куда-нибудь идут

После лета все во дворе собрались.

Петя сказал: — Я иду в первый класс. Вова сказал:

— Я во второй класс иду.

Маша сказала:

— Я в третий класс иду.

— А я? — спросил маленький Боба……..


РАБОТА В ГРУППАХ

Зачитывание отрывков. Сравнение с текстом автора.

8.2Работа с иллюстрациями.

У : Иногда Виктор Голявкин свои произведения иллюстрировал сам. - Я расскажу вам о том, как создаются художниками иллюстрации к произведениям. Сначала художник внимательно прочитывает весь текст и старается ярко представить себе все, что в нем изображено писателем. Художник задумывается над каждым действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках. Потом живописец устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении. Он рисует в своем воображении живую картину этого эпизода, а потом переносит ее на бумагу. Как вы думаете, какой эпизод важен в нашем рассказе?

Определите произведение по иллюстрации.

(Приложение № 2. Приложение №3 приложения №4)

9.Рефлексия

Рассказы Виктора Владимировича заставляют взрослых вернуться в детство, а детей задуматься о главном, поразмышлять и ,конечно ,посмеяться от души. А « ЕСЛИ БЫ» вы были детским писателем, какой бы интересный случай из своей школьной жизни описали? Закончите предложение:

«Если бы я был писателем….»

10.Домашнее задание.

Записать свою историю из школьной жизни

Приложение №1



Приложение №2 .Рассказ «В шкафу»



Приложение №3 .Рассказ «Как я под партой сидел»



Приложение №4. Рассказ «Тетради под дождем»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Щукина Марина Альгирдасовна

Дата: 21.05.2020

Номер свидетельства: 550795


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства