I. Мотивационный этап. | Доска тетрадь | Тренинг «Солнце светит на того, кто…» Цель: развитие у детей умения замечать особенности людей, называть их, устанавливать доверительные отношения с окружающими. «Жужжащее чтение» «Знаешь сам, расскажи другому» Проверка Д/З - чтение по ролям Актуализация знаний Выход на тему урока Работа со словами. Зависть, доброта, честность, скромность, упрямство, злость, радость, скука. Прочитайте слова, разделите их на 2 группы. Назовите хорошие качества. Какими качествами хотели бы обладать вы? Определение жанров произведений. Наша следующая исследовательская задача – определить жанр произведений. Жили – были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Вот раз собрались отец с матерью в город и говорят Маше: - Ну, дочка, будь умницей, береги братца. А мы с базара гостинцев привезём. (Сказка). Голодная мычит, Сытая жуёт, Малым детям Молоко даёт. (Загадка). Вот моя деревня, Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой. (Стихотворение). Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт. (Рассказ) -Докажите, что это рассказ. (реальные герои, реальные события) -Как называется рассказ? Кто автор? - Перед нами, уважаемые сотрудники, встал следующий вопрос: Кто такие фантазёры? (те, кто фантазируют, придумывают) Какие истории придумывают Стасик с Мишуткой? Охарактеризуйте их одним словом. (не обидные) А какую историю придумал Игорь? (злую, обидную) Постановка целей и определение темы урока. Я узнаю… Я смогу… Я научусь… | Дети сидят в круге, приветствуют друг друга. Ведущий предлагает игруСолнце светит на того, кто .... Любит читать, любит мороженое, помогает маме ... Если ребенок узнал себя, то должен встать. Роль ведущего выполняют все дети. 5 минут читают Работа в парах взаимопроверка Ответы детей Высказывания детей | Самооценка. Сигналы рукой взаимооценивание Техника «20 секунд». | НП ОдО КМ УиЛ ВО ТиО |
II. Операционный этап. | чебник Шляпы тетрадь | Работа над новым материалом. – С кем вы познакомились в этом рассказе? - Кто такие Мишутка и Стасик? - Что они любили делать? - На что были похожи их фантазии? Как они их сами называли? - Найдите ответ на этот вопрос, прочитав 1 абзац. - Что такое небылица? - Подберите синонимы к слову «враньё». - Что же получается, что враньё и фантазия – это одно и то же? - Как вы думаете? - Но ведь мальчишки фантазировали?! – Докажите, что истории, рассказанные мишуткой и Стасиком – это фантазии. Прочитайте некоторые из них. - Найдите в тексте слова Стасика, которые подтверждают ваши выводы и предположения.. Физкультминутка – Какой ещё персонаж присутствует в этом рассказе? - Кто он? - Как он отнёсся к игре Мишутки и Стасика? Найдите это и прочитайте. - Как вы понимаете значение слова «презрительно»? - Тогда зачем же Игорь стал играть с мальчиками? - Легко ли Игорю было что-то выдумать? - Как нам это показал автор? Прочитайте это. - Какие же истории он всё-таки рассказал? Прочитайте. - Что вы можете сказать об этих историях, особенно о последней? - Какой же можно сделать вывод, как можно фантазировать? Какое доброе дело сделали Мишутка и Стасик? А вам приходилось, когда-нибудь фантазировать? - С какой целью вы фантазировали? Выберите вариант на доске: а) чтобы не расстраивать; б) чтобы “выйти сухим из воды”; в) чтобы украсить жизнь. Скажите, а это трудно фантазировать? Расскажите небольшую небылицу, придуманную вами. Вы нас обманывали? - Чтобы более детально проанализировать текст, предлагаю вам поработать в группах, примерив на себя одну из шляп -Итак, прошу представителей групп в нужном порядке выходить к доске, а всех остальных внимательно слушать и, если есть вопросы, или вы с чем-то не согласны, высказывать своё мнение. (выслушиваются все, кроме группы в синей шляпе) -А теперь приглашаю участников в синей шляпе. Ваша задача внимательно слушать вопросы этой группы и строить грамотные ответы. Составить синквейн со словом ФАНТАЗЁР | Ответы детей наши ровесники фантазировать небылицы, соревнование во вранье «небылица»,«враньё», «ложь», «обман», «неправда» и таблички с трактовками этих понятий фантазия – это выдумка, никому не приносящая вреда. Это творческое воображение. Враньё – плохой поступок, который может принести вред. – А чего стыдно? Мы же никого не обманываем… Просто выдумываем, будто сказки рассказываем Игорь – Сказки! – презрительно фыркнул Игорь. – Наш- ли занятие! зачитывают многоточия и междометия: «А-а…», «Э- э-э», «Угу» и т.д работают в группах, анализируют текст, обсуждают свои мнения (у каждой группы своя шляпа) выступают участники участники в синей шляпе задают вопросы, а остальные отвечают на них в парах взаимопроверка | «Словесная оценка» Техника «20 секунд» Взаимооценивание. Сигналы рукой | НП ОдО КМ УиЛ ВО ТиО ИКТ |
III. Рефлексия. | карточка Стикеры | Контроль: Что рассказывал Игорь ребятам? А) Выдуманные рассказы В) Небылицы С) Реальные события из своей жизни D) Сказки Чем намазал Игорь сестрёнки губы? А) мёдом В) джемом С) вареньем D) повидлом Что сказал Игорь ребятам? А) Очень интересно вас слушать. В) Для чего вы выдумываете небылицы? С) Как замечательно вы проводите время! D) Вот врут то! И вам не стыдно? Для чего Игорь намазал сестрёнке Ире губы? А) Чтобы все знали, что Ира сластёна. В) Чтобы Ира попробовала варенье С) Чтобы подшутить над Ирой D) Чтобы мама не наругала его. Кого ребята встретили на лестничной площадке? А) Сестру Стасика.. В) Подругу Настю. С) Сестру Игоря - Иру. D) Одноклассницу Свету «Закончи предложение.» Д/З придумать свои небылицы | Индивидуально Высказывания детей Наклеивают стикеры, оценивают успешность своей работы | «Словесная оценка» | НП ОдО УиЛ ВО ТиО |