Ф.О.П.Д: индивидуальная, фронтальная, беседа, работа в группе, в паре.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок!
Добрый день! Я рада видеть вас и сотрудничать на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок - это и есть наше с вами совместное творчество. И сегодня мы с вами будем творчески подходить ко всем заданиям нашего урока.
2.Постановка темы и цели урока.
3.Формирование новых понятий и способов действия.
1.«Повторение изученного».
А в какой раздел входит сказка? Назовите разделы фольклора?
Сказки интересно вам читать? А что привлекает читателей в книгах? А кто занимается их оформлением?
А каких вы знаете художников-иллюстраторов? Назовите. Перечислите знаменитых художников-пейзажистов, художников – анималистов. Назовите их знаменитые картины. (Рассказ о них учащимися).
2.Знакомство с биографическими данными автора.
а) Детство. б)Юность.в)Творчество.
1 ученик: Детство.Х.К.Андерсен родился 2 апреля 1805г. В Оденсе на острове Фюн .Отец Андерсена был бедным башмачником ,а мать бедной прачкой , которой с детства приходилось просить подаяние. С детства он рос мечтательным ребенком , он часто устраивал домашние спектакли. В 1816г умер отец Андерсена и мальчику пришлось идти работать. Он был учеником сначала у портного, затем у ткача. Потом он работал на сигаретной фабрике. Андерсен рос нервным и эмоциональным. В то время в школе физические наказания были обычным делом, по этой причине он страшился в нее ходить. И мать вынуждена была его отдать в еврейскую школу, где наказания в отношении детей были запрещены. Отсюда и пошло хорошее знание традиций и культуры еврейского народа. Им было написано несколько сказок на еврейские темы.
2 ученик: Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи была необыкновенная чистота в их доме , ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Мальчик рано узнал сказки своего народа и еще в детстве стал придумывать свои, используя фольклорные мотивы. Ханс всегда стремился учиться. Но из-за бедности он стал обучаться в гимназии, когда ему исполнилось 18 лет. Но несмотря на постоянную нужду Андерсен окончил не только гимназию, но и университет.
3 ученик: Юность. В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген,мать отпустила его,так как надеялась, что он побудет там и немного и вернется. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая ее, и дом, юный Андерсен тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!». Он целый год пытался устроиться в театр, но безуспешно. Но благодаря приятному голосу и его просьбам, а также из жалости, Андерсен был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Затем у него началась возрастная ломка голоса , и он был уволен . Потом на выделенные деньги из казны он учился сначала в городке Слагельсе , а затем в другой школе в Эльсиноре. Теперь он уже ни в чем не нуждался, он не думал о куске хлеба. В 1827 году он завершил учебу. До конца жизни он делал на письме множество грамматических ошибок - Андерсен так и не одолел грамоты.
4 ученик: Творчество. В 1829году опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера» принес ему известность, которая позволила ему получить денежное пособие, на осуществление первого в жизни заграничного путешествия. В 1835 году он пишет сказки, которые принесли ему широкую известность. В 1840 году он пытается вернуться в театр, но безуспешно. Слава его сказок росла. В 1845 году он был известен уже по всей Европе. В июне 1847 году он едет в Англию, где был удостоен триумфальной встречи. Во второй половине 40-х годов и в последующие годы Андерсен пытается публиковать романы и пьесы, но они не приносят ему успеха. Он презирает сказки, которые принесли ему широкую известность. Тем не менее он продолжал писать все новые и новые сказки. Последняя его сказка была написана в Рождество 1872 года. Именно это Рождество стало для Андерсена роковым. Он упал в эту новогоднюю ночь с кровати, расшибся и больше уже не оправился от травм , хотя прожил еще 3 года. Он скончался 4 августа 1875года и похоронен на кладбище Ассистэнс в Копенгагене.
Андерсен говорил: «Самой удивительной сказкой, является жизнь человека». И он прав , ведь сюжеты всех его сказок взяты из его жизни. Его сказка «Стойкий оловянный солдатик» посвящена его отцу. А о том как она была создана расскажут наши ученики.
5 ученик: Отец Андерсена был сапожником. И сколько ни трудился старый Андерсен, семье не хватало денег. И тогда он пошел в солдаты вместо богача. А тот щедро заплатил ему. Сапожник стал гренадером. Но каким? Меховая шапка гордость блистательного гвардейца вечно лезла ему в глаза, а в дождь он походил на пугало. Весь полк частенько хохотал над ним. Зато в бою тот самый солдатик всегда держался стойко и прямо. Но его император проиграл войну, а солдатик проиграл жизнь. Из последнего похода он вернулся совсем больной и вскоре умер, так и не успев починить своих солдатских сапог. В тех рваных сапогах его и похоронили. Эта сказка вечная память об отце.
Андерсен был дружен с отцом. И часто гулял с ним на лоне природы. И в одну из таких прогулок по полю, он заворожено засмотрелся на цветок, из которого медленно выползал плюшевый шмель. Шмель гудел, и цветок покачивался как погремушка. Маленький Ханс ахнул: «А как было бы хорошо стать маленьким , жить в цветке, точно золотой шмель». Но на самом деле он давно вырос. Вот почему он написал « Дюймовочку», ведь это была золотая мечта его бедного детства.
3. Анализ содержания сказки Стратегия «Звезда»
Зачем?
Кто?Почему?
Что? Для чего?
Проблемный вопрос: Почему сказка названа «Дикие лебеди»?
1.Назовите героев этой сказки?
2.Как жили Элиза и ее братья во дворце до появления мачехи?
3.Что сделала мачеха , чтобы избавиться от детей?
4.Почему Королева, возненавидела, Элизу?
5.Что должны были сделать жабы? Получилось ли это у них?
6.Почему злой мачехе не удалось довести свои планы до конца?
7.Что сделала мачеха , чтобы отец не узнал Элизу ?
8.Как Элиза нашла своих братьев? Как они забрали ее с собой?
9.Кто мешает ее счастью в доме короля?
10.Кто все время помогает Элизе ? И почему?
Работа в паре. Подчеркнуть черты характера свойственные Элизе.
искренность, бескорыстие, корыстолюбие, лживость, способность любить, жестокость, глупость, высокомерие, жадность.
(Приведите примеры из текста , доказывающие , что Элиза действительно обладала этими качествами.) Составление клайстера: «Элиза».
(Работа в группе)
бескорыстная
смелая
трудолюбивая
Элиза
самоотверженная
терпеливая
способная любить
4.Творческая работа. Часто у Андерсена героями сказок становились самые различные предметы: штопольная игла , фонарь, стручки. Попробуйте придумать сказку увидев в обычных предметах, которые вас окружают , что-то волшебное, занимательное, поучительное.(чтение сказок, придуманных учащимися).
А теперь, ребята , сравните Элизу с героиней сказки «Принцесса на горошине». Что их отличает, а что объединяет?
«Диаграмма Венна»
«Дикие лебеди». «Принцесса на горошине»
терпеливая выдержанная самоотвеженная
королевские дочки
принцессы
Королевские дочки
самолюбивая капризная нежная
5.Применение.Формирование умений и навыков.
1.Игра «Угадай-ка».
- Сколько братьев было у Элизы?
- Чем и на чем писали во время уроков братья Элизы?
- Сколько заплатили за книжку Элизы?
- Что дала мачеха детям вместо пирожных и печеных яблок?
- Сколько лет исполнилось Элизе, когда ее отправили домой?
- Кто рассказал Элизе об одиннадцати лебедях ?
6. Итоговое обобщение.
Почему тема нашего урока звучит: « Всепобеждающая сила любви в сказке»? Кому принадлежат эти слова ? Докажите примерами из текста.
7.Рефлексия
1.Сегодня я узнал…
2.Было интересно…
3.Было трудно…
4.Я теперь могу…
5.У меня…
8. Этап информации о домашнем задании.
1. Подготовить художественный пересказ понравившегося эпизода.