Вижу, что сегодня на уроке в центре внимания моё любимое дерево – ёлка. Да, много прекрасных часов и дней я провёл в раздумьях под её раскидистыми и тенистыми кронами. Это было так замечательно…
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ребята и наши ув.гости, закройте глаза ,положите руки на колени ,расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный лес. Полюбуемся его красками ,поздороваемся с хозяевами леса и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся .
А так ли тихо в лесу? Послушайте как шумит ветерок, весело посвистывают птицы. Вдохните глубоко свежий воздух леса.
Глубоко вдохните …и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, забудьте о них .Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей.
А теперь все откройте глаза. Я желаю вам хорошего настроения, удачи на уроке,доброго отношения друг к другу.
Стадия ВЫЗОВА
Ребята посмотрите на экран. Вам знакомы эти писатели? (слайд 1)
Назовите их, и произведения которые они написали и мы с вами изучили. Какой раздел мы с вами изучаем? Молодцы!
А сегодня на уроке я приглашаю вас в волшебный мир литературы. А билетом в этот мир станут карточки, которые лежат на столе. (Деление на группы, по произведениям ) Прочтите .Строки какого известного произведения у вас на карточках. Правильно это произведения Л.Н .Толстого ( Прыжок ) и Евгения Андреевича Пермяка (некрасивая елка).
Ваша задача распределиться в группы.
Рис 1 Распределение на группы.
Давайте повторим правила работы в группе. (молодцы)
1. Игра «Да-нет-ка» - учимся задавать тонкие вопросы. Учащиеся задают тонкие вопросы, извлекая информацию, получая ответ учителя «Да» или «Нет».
У. – Я загадала слово.
Дети: -это транспорт? - нет;
- это жильё? – нет;
- это мебель? – нет;
- это живое? – да;
- это имя существительное? – да;
- это птицы? – нет;
- это звери? – нет;
- это растение? – да;
- это дерево?-да
- это ЁЛКА!!! – ДА!
У. – Молодцы! Спасибо за цепь вопросов. Загаданное слово – ёлка.
2. А сейчас мы составим с вами кластер. Составление Кластера.
Друзья, каждая группа предлагает свою мысль, своё определение, которое вам приходит в голову, и ассоциируется со словом ёлка
Рис 2 составление кластера
Рис 3 защита кластера.
Ребята, мы собрали ценные мысли о ёлке, которые нам пригодятся на уроке, и мы с вами можем назвать тему нашего урока.(слайд 2)
3. Постановка проблемы. Сообщение темы урока. Гость урока Г. Х. Андерсен. (слайд 3)
- Добрый день, друзья! (пауза) (дождаться ответа, учитель выяснит, кто к нам пришел на урок)
Вижу, что сегодня на уроке в центре внимания моё любимое дерево – ёлка. Да, много прекрасных часов и дней я провёл в раздумьях под её раскидистыми и тенистыми кронами. Это было так замечательно…
- Ребята, а какую сказку вы прочитали? («Некрасивая ёлка») пауза
- А кто автор этой истории? (Евгений Пермяк). (пауза)
- Евгений Пермяк, Евгений Пермяк… (как бы тихонько вспоминает)
- Друзья, расскажите мне, пожалуйста, о Евгении Пермяке, а то я совсем ничего о нём не знаю! (умоляющим тоном) пауза - Ответы учащихся по биографии автора.
Ребята какие вы молодцы! Так много интересного мне рассказали.
- Друзья, помогите мне понять, почему Евгений Пермяк, мой русский коллега, назвал сказку «Некрасивая ёлка»? пауза
У.Ребята давайте поможем великому сказочнику работа по учебнику
- Учащиеся, находят и зачитывают описание в сказке.
Андерсен. - Ребята, вы все так считаете?
- Дети – НЕТ!
Ан. - А какая она была? (ребята могут зачитать какой стала Ёлка).
Ан- Дети, я теперь в растерянности. Всё-таки ёлка была красивая или некрасивая?
- Как понять? Как разобраться?
- Учитель. Уважаемый господин Андерсен наши дети умные, добрые и смекалистые они обязательно во всём разберутся!
- А Вас мы приглашаем к нам на урок и вы во всём убедитесь сами! Да ребята?
У. – Ребята что появилось на нашем уроке? вопрос, проблема
У. –на нашем уроке возникла проблема, вопрос, противоречие, которое нам необходимо разрешить. Дойти до истинны, ёлка – красивая или некрасивая.
По ходу работы с текстом мы будем заполнять таблицу, отвечая на вопрос, какая же всё таки наша ёлка
5. Постановка целей урока. Друзья, какие цели урока необходимо поставить, что бы снять проблему и решить наш вопрос, дойти до истинны. И помочь нашему гостю? Слайд 5
Учиться выражать свои мысли
Учиться пониманию текста
Учиться задавать вопросы
?
Дети по вывескам сообщают цели урока
4. Составление сводной таблицы «Линии сравнения»
Обсуждение прочитанного ,работа с текстом.
Ребята напомните мне где происходили события?
На каком языке говорили деревья.?
Какого датского сказочника имел ввиду Евгений Андреевич Пермяк?
Какое чувство вы испытывали к ёлочке ? Почему?
Можно ли относиться друг к другу только по внешности? По одежде? Почему?
Найдите в тексте как относились друг к другу деревья. Стр 9
А как вы думаете бывают ли ёлки некрасивыми? В конце урока мы ответим на этот вопрос.
Мы с вами уже прочитали почему ёлку считали все некрасивой. Давайте запишем это в наши таблицы которые лежат у вас на партах.
Остальное будем записывать по ходу урока
ЁЛКА
НЕКРАСИВАЯ
КРАСИВАЯ
Кривая
Скромная
Однобокая
Молчаливая
Дурнушка
Задумчивая
Благородная
Добрая
Настоящая
Ребята скажите а почему ещё деревья не любили елку кто оказывал особое внимание елке? (Сказочник), II. Стадия осмысления
1. Чтение по ролям отрывка из сказки Е.А. Пермяка «Некрасивая ёлка»
У. – Ребята, мне не дает покоя мысль от чего в лесу раздавался громкий плач?
Д. – Лесорубы срубили старый дуб.
У. – Что сделал сказочник, что бы успокоить деревья?
Д. – Сказочник рассказал историю, что будет с деревьями после того, как их срубят.
У. – Интересно, прочитаем по ролям
2. Вопросы после чтения.
У. – Была ли интересна история сказочным деревьям?
Д. – Да.
У. – Почему сказочные деревья перевели разговор на ёлку?
Д. – потому что они её не любили.
У. – Ребята, а вы любите ёлку?
Д. – Да.
3. Музыкально – танцевальная пауза под мелодию о ёлочке.У. – Друзья, поддержим своим танцем ёлку.
У. – Какую мудрую мысль высказал сказочник о судьбе? Найдите и прочитайте мудрые слова сказочника
Зачитайте. Стр 12
Ребята а скажите во что превратились деревья после того когда пришли лесорубы
III. Стадия рефлексии.
У. – «Ёлка» и сводной таблице «Линии сравнения»:
Ребята а теперь ответьте на главный вопрос Какой же была ёлка? И заполните таблицу.
Д. – Ёлка: добрая, скромная, благородная, настоящая, а значит - красивая!
У. – Дети, проголосуйте за красоту ёлки своими рисунками о ней.
1. Составление синквейна.
У. – В такой радостной атмосфере невозможно отказать себе в удовольствии в написании синквейна.
Памятка по составлению синквейна: Слайд
Тема – 1 слово (имя существительное)
Описание темы – 2 слова (имя прилагательное)
Описание действия – 3 слова (глагол)
Отношение к теме – фраза из 4 слов (предложение, цитата)
Суть темы – 1 слово (синоним)
Пример синквейна (написано детьми)
1.Ёлка.
2.Мудрая, благородная.
3.Радует, согревает, возвышает.
4.Дарит свет, тепло, добро.
5.Красавица!
У. – Уважаемый господин Андерсен, скажите: дети развеяли ваши сомнения о настоящей красоте ёлки?
А. – Конечно, да! Большое вам спасибо!
У. – Друзья, познавайте истину красоты с книгами Итог урока .Оценки.