Урок по литературному чтению 4 кл. УМК «Перспектива»
Выполнила учитель начальных классов Перепёлкина Елена Борисовна
Тема: Н.Кончаловская «Слово о побоище Ледовом».
Цели: познакомить с произведением Н.Кончаловской «Слово о побоище Ледовом»; учить понимать поэтические произведения о Родине; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;
Метапредметные результаты:
личностные- формирование системы нравственных ценностей(определение смысла понятий поступок, подвиг).
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет Н.Кончаловской, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Речевая разминка.
-Прочитайте стихотворение Н.Кончаловской самостоятельно.
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела-
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
В наше время, в наши годы
Против злобных вражьих сил
Все российские народы
Русский Кремль объединил.
Говорит он новым людям:
«Вечно в дружбе жить мы будем!»
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед.
Но преданья старины
Забывать мы не должны!
-Прочитайте способом «птичий базар» (ещё: разделяя слова на слоги, с ускорением, с замедлением, с интонацией восхищения)
3.Актуализация знаний.
-Понравилось вам стихотворение?
-О чем говорит нам автор?
-Прочитайте тему урока. Определите его задачи.(Ответы детей).
-Проверим, как вы выполнили домашнее задание. Какие сообщения или презентации о Ледовом побоище вы подготовили? (Рассказы и показ презентации детьми)
- Что вы знаете об авторе стихотворения Наталье Петровне Кончаловской?
Наталья Петровна Кончаловская родилась в семье русского художника П.П.Кончаловского и была прекрасно образованна, владела французским, английским, испанским, итальянским языками. Атмосфера дома Кончаловских, где частыми гостями бывали композитор С.Прокофьев, пианист В.Софроницкий, писатели А.Толстой, Вс.Иванов, И.Эренбург, скульптор Коненков, художники, кинематографисты и многие выдающиеся современники, была насыщена искусством. Так с самого раннего детства Наталья Петровна дышала воздухом творчества, впитывала в себя то, что называется русской культурой…
Она начала свою писательскую деятельность переводами с украинского, еврейского, ею переведены стихи многих кабардинских, балкарских поэтов. Особенно ярко она заявила о себе в поэзии для детей.
4.Физкультминутка музыкальная.
5.Работа по теме урока.
Знакомство с произведением «Слово о побоище Ледовом»
(Чтение стихотворения учителем. Словарная работа)
-Какие слова и выражения были непонятны?
Прочитаем стихотворение выразительно.
-Перечитайте строки, в которых говорится об ответственности воинов перед Родиной.
- Рассмотрите иллюстрации к тексту. Что нового вы узнали благодаря им?
-Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение?
6.Рефлексия.
-Выберите любое начало предложения и продолжите его.
Сегодня на уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
7.Подведение итогов урока.
- О чем вы узнали при изучении произведения Н.Кончаловской?
- Какие чувства воспитывает автор в читателе?
8.Домашнее задание.
Выполнить задание №2 на с 69 учебника.