Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Жизнь и творчество Л.Н.Толстого", 4 класс»
Тема. Жизнь и творчество Л.Н.Толстого.
Цели урока:
повторить изученные ранее произведения Л.Н. Толстого;
познакомить с усадьбой «Ясная Поляна» и образом жизни писателя;
учить вдумчивому прочтению произведения с целью осознания образа главного героя;
учить давать характеристику героям по поступкам и словам;
учить ценить то хорошее в жизни, что делают для них близкие люди;
учить отбирать главное в тексте;
формировать оценочное суждение;
добиться глубокого понимания детьми авторского замысла;
развивать самостоятельность в работе над текстом;
обогащать словарный запас детей;
воспитывать способность к переживаниям разнообразных эмоций;
воспитывать уважение к людям.
Оборудование:
портрет Л.Н. Толстого;
эпиграф к уроку;
выставка детских книг Л.Н. Толстого;
учебник «Литературное чтение», часть 1;
«Азбука» Л.Н. Толстого;
иллюстрации Ясной Поляны;
магнитофон;
компьютер, экран.
План урока
Организационный момент.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Устный опрос по творчеству М.Ю.Лермонтова.
Выразительное чтение 2-ой части сказки «Ашик-Кериб».
Сообщение темы и цели урока. Самоопределение к деятельности.
Вступительная беседа.
Только один есть путь,
одно средство жить с радостью,
это - не освещать себе жизнь внешним светом,
а самому быть свечой, светить и гореть.
Это слова великого русского писателя, о котором мы будем говорить сегодня на уроке литературного чтения.
Понять смысл этих слов нам поможет произведение, которое мы будем изучать сегодня. Итак, его знают все: и взрослые, и дети. Жизнь этого человека была необычной. Он был графом.
Кто знает, кто такой граф? (Богатый человек у которого есть слуги).
А он был необычным графом. Он не хотел, чтобы люди на него работали, и сам шил себе сапоги, рубашки, учил крестьянских людей в школе, много ходил пешком, занимался гимнастикой, хорошо ездил на лошади и писал много книг. Он не устраивал, как другие богатые, балы и развлечения.
Кто догадался о ком идет речь? (О Льве Николаевиче Толстом).
Говорят, что по лицу человека можно узнать и о его характере. Что вы можете сказать о нем по портрету? (Глаза писателя светятся мудростью и добротой).
Как он одет? (Просто.)
Да он одевался просто, постоянно трудился, жалел крестьян и помогал им.
Урок наш не совсем обычный. Мы побываем на экскурсии в Ясной Поляне. Это родина Льва Николаевича и находится она в Тульской области. Здесь и прожил писатель большую часть своей долгой, 82-летней жизни. В яснополянской усадьбе им были задуманы и написаны многие произведения.
2.Литературная викторина.
Пока мы добирались до Ясной Поляны, вспомните, как называются произведения, отрывки из которых я сейчас прочитаю.
1) «На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать на перегонки в открытом море». («Акула»)
2) «Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех». («Прыжок»)
3) «Мальчик осмелился и сказал:
- Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!
Учитель остановил его и сказал:
- Ты погоди хвалиться, а поучись.
С тех пор он стал ходить с ребятами в школу». («Филиппок»)
4) «Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. Очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел». («Косточка»)
5) «Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение». («Лев и собачка»)
Книги великого русского писателя уже более 100 лет с интересом читают люди на всей Земле.
Он писал произведения, как для взрослых, так и для детей. Некоторые рассказы вы сегодня и вспомнили. Посмотрите на выставку книг, все эти рассказы вы изучали раньше.
Чему мы будем учиться на уроке? Сформулируйте цели и задачи урока.
Работа по теме.
1.Экскурсия в Ясную Поляну.
(Звучит музыка)
А вот и Ясная Поляна.
Мы идем по главной аллее. Нас встречает сам Лев Николаевич со своей супругой. Он подводит нас к своему дому.
Сейчас это дом-музей. Его дом сохранили в неприкосновенном виде, и создается впечатление, что это жилой дом и хозяин куда-то ненадолго отлучился.
Терраса – в летние месяцы вся жизнь Толстых переносилась сюда. Здесь они любили обедать, пить чай и разговаривать о жизни.
Передняя – здесь начинается обширная библиотека писателя. Мы видим березовые желтые шкафы, наполненные книгами. Книги нас встретили и будут сопровождать по всему дому.
Зал – столовая – самая большая комната в доме. Здесь нет роскоши. Обстановка скромная. Все предметы быта говорят о теплоте и уюте. Здесь проходили семейные праздники, концерты, ставились домашние спектакли.
Комната Софьи Андреевны Толстой. Здесь она занималась рукоделием, а по вечерам переписывала рукописи мужа.
Кабинет – тут он писал много произведений. Письменный стол – свидетель долгой и упорной работы над каждым произведением.
Спальня – поражает своеобразием и скромностью обстановки. Именно здесь ночью 28 октября 1910 года он принял решение остаток дней прожить так, как велит ему совесть.
Как я вам уже говорила, он не хотел жить в роскоши и богатстве. Он мучился, не зная, как помочь бедным людям. По всей России в голоде и холоде и непосильном труде жил крестьянский народ.
Поэтому он уезжает на юг, чтобы жить в уединении и тишине. Он предполагал поселиться у кого-либо из знакомых крестьян. Но когда он ехал в поезде, Толстой простудился, началось воспаление легких с высокой температурой и на станции Астапово - Толстой вынужден был сойти с поезда. В 6 часов 05 минут утра 7 ноября Толстого не стало.
Станция Астапово находится у нас в Липецкой области, только ее переименовали в станцию Лев Толстой и большие станционные часы показывают одно время 6 часов 5 минут – время, когда перестало биться сердце великого писателя.
Мы находимся у могилы Льва Николаевича. Похоронили его в Ясной Поляне на краю оврага в лесу Старый Заказ.
Недалеко от основного дома Л.Н. Толстого есть небольшой домик (флигель).
Здесь была открыта Толстым школа для крестьянских детей. Он сам преподавал в ней и создал «Азбуку», по которой учились ребята. Эта «Азбука» существует. Вот она перед вами. В ней много интересных заданий и занимательных рассказов для детей.
Лев Николаевич любил один сидеть в парке на своей любимой скамейке и размышлять о жизни.
Физкультминутка.
Подустали мы немного,
Отдохнем же не надолго.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза.
Наступает, наступает,
Наступает тишина.
Остановимся и мы в этом парке у скамьи Толстого и послушаем, что рассказывал внук Сергей Толстой о своем дедушке.
Изучение нового материала.
1. Знакомство с текстом. Самостоятельное чтение с.114 с отметкой непонятных слов.
2. Словарная работа.
Особняк – большой, богатый дом.
Кухарка – женщина, которая готовит еду.
Профессор – учёный в определённой области науки.
3. Чтение текста учениками.
4. Беседа.
-Сколько было лет мальчику, когда он первый раз увидел льва Николаевича?
- Где произошла встреча?
- Кем был дед Серёжи по материнской линии?
- В каком доме он проживал? Прочитайте отрывок.
- Почему Лев Николаевич не сразу отправился наверх к Рачинскому?
- Что особенно поразило мальчика в поведении деда Л.Н.Толстого?
- Что взволновало?
5.Работа с эпиграфом.
- А теперь возвращаемся к словам Льва Николаевича, которые я прочитала в начале урока.
Каким должен быть человек и к чему должен стремиться?
VII. Подведение итогов.
- Наша экскурсия подошла к концу.
О каких особенностях жизни и характера Толстого вы узнали?
Работа в парах.
- Выполните карточку.
* Л.Н.Толстой родился в ... году, а умер в ... .
Родился и жил в основном в имении ..., которая находится в ... области.
Там он открыл ... для ... . Написал для них ... .
Всю свою жизнь посвятил ... . Полное собрание сочинений составляет ... томов.
VIII. Рефлексия.
Мне понравилось ...
Я запомнил ...
Мне удалось ...
IХ. Домашнее задание.
С.114 читать и пересказывать.
Использованная литература:
Энциклопедия для детей.Т.9. русская литература. 4. 1. от былин и летописей до классики XIX века. М.: «Аванта +» . 2000.
Я иду на урок в начальную школу: Чтение. Часть II: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября». 2002.
Эссе. Методическое пособие для уроков чтения в начальной школе. – Псков. 1997.
Набор цветных открыток «Ясная Поляна» - М.: Издательство «Советская Россия». 1979.
1) «На корабле с нами было два мальчика. Мальчики
первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе,
и они вздумали плавать на перегонки в открытом
море». («Акула»)
2) «Один корабль обошел вокруг света и возвращался
домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и
забавляла всех». («Прыжок»)
3) «Мальчик осмелился и сказал:
- Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть
какой ловкий!
Учитель остановил его и сказал:
- Ты погоди хвалиться, а поучись.
С тех пор он стал ходить с ребятами в школу». («Филиппок»)
4) «Купила мать слив и хотела их дать детям после
обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не
ел слив и все нюхал их. Очень они ему нравились.
Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив.
Когда никого не было в горнице, он не удержался,
схватил одну сливу и съел». («Косточка»)
5) «Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец.