kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения "Жизнь и творчество Л.Н.Толстого", 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по программе "Школа России".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Жизнь и творчество Л.Н.Толстого", 4 класс»


Тема. Жизнь и творчество Л.Н.Толстого.

Цели урока:

  • повторить изученные ранее произведения Л.Н. Толстого;

  • познакомить с усадьбой «Ясная Поляна» и образом жизни писателя;

  • учить вдумчивому прочтению произведения с целью осознания образа главного героя;

  • учить давать характеристику героям по поступкам и словам;

  • учить ценить то хорошее в жизни, что делают для них близкие люди;

  • учить отбирать главное в тексте;

  • формировать оценочное суждение;

  • добиться глубокого понимания детьми авторского замысла;

  • развивать самостоятельность в работе над текстом;

  • обогащать словарный запас детей;

  • воспитывать способность к переживаниям разнообразных эмоций;

  • воспитывать уважение к людям.

Оборудование:

  • портрет Л.Н. Толстого;

  • эпиграф к уроку;

  • выставка детских книг Л.Н. Толстого;

  • учебник «Литературное чтение», часть 1;

  • «Азбука» Л.Н. Толстого;

  • иллюстрации Ясной Поляны;

  • магнитофон;

  • компьютер, экран.

План урока


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

    1. Устный опрос по творчеству М.Ю.Лермонтова.

    2. Выразительное чтение 2-ой части сказки «Ашик-Кериб».

  3. Сообщение темы и цели урока. Самоопределение к деятельности.


    1. Вступительная беседа.

Только один есть путь,

одно средство жить с радостью,

это - не освещать себе жизнь внешним светом,

а самому быть свечой, светить и гореть.


Это слова великого русского писателя, о котором мы будем говорить сегодня на уроке литературного чтения.

Понять смысл этих слов нам поможет произведение, которое мы будем изучать сегодня. Итак, его знают все: и взрослые, и дети. Жизнь этого человека была необычной. Он был графом.

Кто знает, кто такой граф? (Богатый человек у которого есть слуги).

А он был необычным графом. Он не хотел, чтобы люди на него работали, и сам шил себе сапоги, рубашки, учил крестьянских людей в школе, много ходил пешком, занимался гимнастикой, хорошо ездил на лошади и писал много книг. Он не устраивал, как другие богатые, балы и развлечения.

Кто догадался о ком идет речь? (О Льве Николаевиче Толстом).

Говорят, что по лицу человека можно узнать и о его характере. Что вы можете сказать о нем по портрету? (Глаза писателя светятся мудростью и добротой).

Как он одет? (Просто.)

Да он одевался просто, постоянно трудился, жалел крестьян и помогал им.

Урок наш не совсем обычный. Мы побываем на экскурсии в Ясной Поляне. Это родина Льва Николаевича и находится она в Тульской области. Здесь и прожил писатель большую часть своей долгой, 82-летней жизни. В яснополянской усадьбе им были задуманы и написаны многие произведения.


2.Литературная викторина.


Пока мы добирались до Ясной Поляны, вспомните, как называются произведения, отрывки из которых я сейчас прочитаю.


1) «На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать на перегонки в открытом море». («Акула»)


2) «Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех». («Прыжок»)


3) «Мальчик осмелился и сказал:

- Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!

Учитель остановил его и сказал:

- Ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор он стал ходить с ребятами в школу». («Филиппок»)


4) «Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. Очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел». («Косточка»)


5) «Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение». («Лев и собачка»)


Книги великого русского писателя уже более 100 лет с интересом читают люди на всей Земле.

Он писал произведения, как для взрослых, так и для детей. Некоторые рассказы вы сегодня и вспомнили. Посмотрите на выставку книг, все эти рассказы вы изучали раньше.

Чему мы будем учиться на уроке? Сформулируйте цели и задачи урока.


  1. Работа по теме.

1.Экскурсия в Ясную Поляну.

(Звучит музыка)

А вот и Ясная Поляна.

Мы идем по главной аллее. Нас встречает сам Лев Николаевич со своей супругой. Он подводит нас к своему дому.

Сейчас это дом-музей. Его дом сохранили в неприкосновенном виде, и создается впечатление, что это жилой дом и хозяин куда-то ненадолго отлучился.

Терраса – в летние месяцы вся жизнь Толстых переносилась сюда. Здесь они любили обедать, пить чай и разговаривать о жизни.

Передняя – здесь начинается обширная библиотека писателя. Мы видим березовые желтые шкафы, наполненные книгами. Книги нас встретили и будут сопровождать по всему дому.

Зал – столовая – самая большая комната в доме. Здесь нет роскоши. Обстановка скромная. Все предметы быта говорят о теплоте и уюте. Здесь проходили семейные праздники, концерты, ставились домашние спектакли.

Комната Софьи Андреевны Толстой. Здесь она занималась рукоделием, а по вечерам переписывала рукописи мужа.

Кабинет – тут он писал много произведений. Письменный стол – свидетель долгой и упорной работы над каждым произведением.

Спальня – поражает своеобразием и скромностью обстановки. Именно здесь ночью 28 октября 1910 года он принял решение остаток дней прожить так, как велит ему совесть.

Как я вам уже говорила, он не хотел жить в роскоши и богатстве. Он мучился, не зная, как помочь бедным людям. По всей России в голоде и холоде и непосильном труде жил крестьянский народ.

Поэтому он уезжает на юг, чтобы жить в уединении и тишине. Он предполагал поселиться у кого-либо из знакомых крестьян. Но когда он ехал в поезде, Толстой простудился, началось воспаление легких с высокой температурой и на станции Астапово - Толстой вынужден был сойти с поезда. В 6 часов 05 минут утра 7 ноября Толстого не стало.

Станция Астапово находится у нас в Липецкой области, только ее переименовали в станцию Лев Толстой и большие станционные часы показывают одно время 6 часов 5 минут – время, когда перестало биться сердце великого писателя.

Мы находимся у могилы Льва Николаевича. Похоронили его в Ясной Поляне на краю оврага в лесу Старый Заказ.

Недалеко от основного дома Л.Н. Толстого есть небольшой домик (флигель).

Здесь была открыта Толстым школа для крестьянских детей. Он сам преподавал в ней и создал «Азбуку», по которой учились ребята. Эта «Азбука» существует. Вот она перед вами. В ней много интересных заданий и занимательных рассказов для детей.

Лев Николаевич любил один сидеть в парке на своей любимой скамейке и размышлять о жизни.

  1. Физкультминутка.

Подустали мы немного,

Отдохнем же не надолго.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза.

Наступает, наступает,

Наступает тишина.


Остановимся и мы в этом парке у скамьи Толстого и послушаем, что рассказывал внук Сергей Толстой о своем дедушке.

  1. Изучение нового материала.

1. Знакомство с текстом. Самостоятельное чтение с.114 с отметкой непонятных слов.

2. Словарная работа.

Особняк – большой, богатый дом.

Кухарка – женщина, которая готовит еду.

Профессор – учёный в определённой области науки.

3. Чтение текста учениками.

4. Беседа.

-Сколько было лет мальчику, когда он первый раз увидел льва Николаевича?

- Где произошла встреча?

- Кем был дед Серёжи по материнской линии?

- В каком доме он проживал? Прочитайте отрывок.

- Почему Лев Николаевич не сразу отправился наверх к Рачинскому?

- Что особенно поразило мальчика в поведении деда Л.Н.Толстого?

- Что взволновало?

5.Работа с эпиграфом.

- А теперь возвращаемся к словам Льва Николаевича, которые я прочитала в начале урока.

Каким должен быть человек и к чему должен стремиться?

VII. Подведение итогов.

- Наша экскурсия подошла к концу.

О каких особенностях жизни и характера Толстого вы узнали?

Работа в парах.

- Выполните карточку.

* Л.Н.Толстой родился в ... году, а умер в ... .

Родился и жил в основном в имении ..., которая находится в ... области.

Там он открыл ... для ... . Написал для них ... .

Всю свою жизнь посвятил ... . Полное собрание сочинений составляет ... томов.

VIII. Рефлексия.

Мне понравилось ...

Я запомнил ...

Мне удалось ...

IХ. Домашнее задание.

С.114 читать и пересказывать.

Использованная литература:


  1. Энциклопедия для детей.Т.9. русская литература. 4. 1. от былин и летописей до классики XIX века. М.: «Аванта +» . 2000.


  1. Я иду на урок в начальную школу: Чтение. Часть II: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября». 2002.


  1. Эссе. Методическое пособие для уроков чтения в начальной школе. – Псков. 1997.


  1. Набор цветных открыток «Ясная Поляна» - М.: Издательство «Советская Россия». 1979.


1) «На корабле с нами было два мальчика. Мальчики

первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе,

и они вздумали плавать на перегонки в открытом

море». («Акула»)



2) «Один корабль обошел вокруг света и возвращался

домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и

забавляла всех». («Прыжок»)



3) «Мальчик осмелился и сказал:

- Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть

какой ловкий!

Учитель остановил его и сказал:

- Ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор он стал ходить с ребятами в школу». («Филиппок»)



4) «Купила мать слив и хотела их дать детям после

обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не

ел слив и все нюхал их. Очень они ему нравились.

Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив.

Когда никого не было в горнице, он не удержался,

схватил одну сливу и съел». («Косточка»)



5) «Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец.

Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили

в клетку ко льву на съедение». («Лев и собачка»)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок литературного чтения "Жизнь и творчество Л.Н.Толстого", 4 класс

Автор: Морозова Галина Владимировна

Дата: 30.10.2017

Номер свидетельства: 435515


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства