Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения во 2 классе Произведения фольклора русского народа. Русская народная сказка "Белые перышки"»
Михайлова Ирина Викторовна МБОУ СОШ №39
Урок литературного чтения. 2-й класс
Тема урока: Произведения фольклора русского народа. Русская народная сказка "Белые перышки"
Цель : Содействовать развитию первичных исследовательских навыков, пояснению специфики сказки: народной и авторской. Способствовать развитию речи детей, работе над техникой и выразительным чтением сказки
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: формировать умение воспринимать и анализировать художественный текст, навык выразительного чтения; знакомство с видами сказок: литературная (авторская), народная (составление модели обложки);
Регулятивные УУД:формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать;
Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение ,умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Личностные УУД: формировать понятие настоящей дружбы, прививать любовь к чтению
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.
Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Поприветствуйте наших гостей. Пожелайте друг другу удачи. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца прекрасными чувствами. Итак, у нас урок литературного чтения. – Для чего нам необходим урок литературного чтения?
2. Актуализация опорных знаний учащихся – Что такое устное народное творчество? (фольклор). – Вспомните жанры фольклора. (Слайд 2.)
- Давайте, вспомним, с произведениями, какого жанра мы работали на предыдущих уроках? (сказка)
- Что такое сказка? (Слайд 3) (Сказка это - повествовательное, обычно народнопоэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических лиц.)
- Сегодня мы продолжим работу со сказкой, но сначала дадим оценку знаний приобретенных на предыдущих уроках.
II. Введение в тему урока, постановка целей урока.
Слайд 4-5 – Что это? (названия сказок). «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» (авторская), народные: «Теремок» (о животных), «Каша из топора» (бытовая), «Царевна-лягушка» (волшебная). Исключите лишнюю. («Сказка про Воробья…» Почему? (авторская, остальные народные) А теперь разделите оставшиеся сказки на три группы.(волшебная, бытовая, о животных) Постановка учебной задачи. - Ребята, вы, наверное, уже догадались с произведением какого жанра мы познакомимся сегодня на уроке. Название этой сказки вы узнаете поработав в паре. (карточка) Зачеркните повторяющиеся буквы, из оставшихся получите название этой сказки (работа в парах). Выделенные буквы не зачеркивайте.
Т
А
Л
Т
Я
Г
Е
Ф
Ы
Ю
Б
Ю
Г
Е
Ё
Р
Ы
Ш
К
П
Ф
А
Я
И
- Кто может сформулировать тему нашего урока? (Слайд 6) (Произведения фольклора русского народа. Сказка «Белые пёрышки»)
Предположите, какие цели вы бы поставили: (Цели: - будем учиться …
- можем узнать …
- определим, что …
- докажем, что …)
Путешествие в сказку продолжается. Надеюсь на вашу активную работу.
1) Можно ли по названию определить, предположить, о ком она ? (О птицах). А вот о каких птицах, вам придется угадать. (Слайд 7) Расшифруйте названия птиц: (анаграммы) лугрьха (глухарь), бедель (лебедь) – Да, в этой сказке речь пойдёт о птицах: удивительно умных, красивых и верных. Кто эти птицы? (Лебеди). И вот об этой птице: большой, крупной, зимующей у нас. Как её называют? (Показываю - глухарь)
2) Выявление объема знаний детей по теме. На дом вам было задано найти информацию об этих птицах. Поднимите руки, кто нашёл?
- Что вы знаете про глухаря? Глухарь, рассказ ребёнка о птице : (сопровождается показом слайда презентации, (Слайд 8)
Про лебедя? Лебедь , рассказ ребёнка о птице : ( сопровождается показом слайда презентации (Слайд 9) - Кто хочет дополнить?
III. Физкультминутка. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – все умеем мы читать
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва
Опускаем руки мы по команде «два»
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз - наклон, два – наклон,
Зашумел листвою он.
IV. Работа по теме урока.
1. Первичное восприятие произведения.
– Послушайте сказку. (читают 2-3 хорошо читающие учащиеся) . – Понравилась сказка? – Поделитесь впечатлениями. В чем необычность сказки? – Чему учит эта сказка?
– Прочитайте ещё раз жужжащим чтением и проведите «расследование» - Отчего глаза и брови глухаря покраснели? (Он долго плакал) - Правда, ли у глухарей красные глаза?
– Докажите, что это сказка. (Есть вымысел (животные разговаривают), зачин – Какими словами начинается сказка? – Зачитайте. (давным-давно…) и концовка.)
Игра «Живая модель» (Слайд 10) – Кто сегодня представляет модели? (выходят 6 человек детей с моделями). – Подберите модель обложки, которая подойдёт к этому произведению. – Что ещё нужно добавить? (название)
- Пользуясь моделью расскажите о произведении все. (Русская сказка «Белые перышки»; сказка о животных). Физминутка для глаз (Слайд 11)
Глазки наши, отдохните,
Под ресничками вздремните.
Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем, И читать, мы начинаем.
2. Повторный анализ сказки, выборочное зачитывание: (Работа в группах)
- Читаем вопросы и быстро их обсуждаем.
1 группа – Найдите в тексте и прочитайте, какое сравнение приведено в первой части, чтобы показать, насколько холодной была зима? Кто выжил после этой трудной зимы?
2 группа – Поразмышляйте над вопросом: - Почему глухарь не хотел оставаться, а собрался со стаей лебедей в тёплые края? (ему было одиноко и холодно)
3 группа – Найдите в тексте описание осеннего леса. Прочитайте. – Какая это осень?
4 группа – Рассмотрите иллюстрацию. К какому отрывку она подходит. Зачитайте.
5 группа – Найдите и прочитайте. Что подарил лебедь глухарю? Зачем?
6 группа – Прочитайте о том, как закончилось путешествие глухаря.
Тест – А теперь, я предлагаю вам ответить на несколько вопросов теста. (Индивидуальная работа с тестом) Самопроверка. (Слайды 12-19)
Творческое задание – Поразмышляйте, обсудите в группах и закончите сказку так, как хотели бы вы. (работа в группах)
V. Итог урока. (Слайд 20) - Что в этой сказке правда? Что вымысел? - Что нового узнали? (о внешнем виде глухаря)– Чему учит сказка? (быть добрыми, помогать другим) - О чем ты расскажешь дома после уроков? Что вы взяли с собой в портфеле после нашего урока?
- Дома вам нужно подготовить пересказ сказки.
VI. Рефлексия учебной деятельности (Слайд 21) На доске рисунок глухаря
- Теперь проанализируйте всё, что сегодня было на уроке, что вы делали, всё ли вам понравилось, всё ли удалось, оцените свою работу . Если всё получилось, вы довольны своей работой - подарите глухарю светлое пёрышко. Всё получилось, но хотел бы работать лучше- потемнее. Не всё получилось, но понял , какие ошибки допустил - тёмное. (Звучит песня «Добрые сказки»)